Комментарии к законам

Статья 30. Резервный фонд и иные фонды общества. Комментарий к статье 30



Статьей 30 Закона предусмотрена возможность создания обществом резервного и иных фондов. Порядок и размеры создания резервного и иных фондов предусматриваются уставом общества.
Создание обществом резервного фонда имеет значение для применения следующих положений Закона:
разница между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества не должна превышать суммы, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества (п. 2 ст. 18 Закона);
если на момент принятия решения о распределении прибыли общества между его участниками стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия такого решения, то общество не вправе принимать такое решение (п. 1 ст. 29 Закона);
если на момент выплаты участникам общества прибыли, решение о распределении которой между участниками общества принято, стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате выплаты, то общество не вправе осуществлять такие выплаты (п. 2 ст. 29 Закона).
Согласно п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н <*>, в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
--------------------------------
<*> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23.
Пунктом 69 Положения установлено, что созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском балансе отдельно.
В соответствии с п. 70 Положения организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
В п. 72 Положения установлено, что в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:
предстоящую оплату отпусков работникам;
выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
выплату вознаграждений по итогам работы за год;
ремонт основных средств;
производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ.
В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. N 96н <*>, также предусмотрено, что организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, при одновременном наличии следующих условий:
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 2002. N 6.
существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации. Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствует о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства исходя либо из требований договора или действующего законодательства, либо из сложившейся практики деятельности организации (например, практики выплаты дополнительных выходных пособий уволенным работникам);
величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена.
Условным фактом хозяйственной деятельности, как определено в п. 3 ПБУ 8/01, является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
К условным фактам относятся:
не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком, и решения по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды;
не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;
учтенные (дисконтированные) до отчетной даты векселя, срок платежа по которым не наступил до отчетной даты;
какие-либо осуществленные до отчетной даты действия других организаций или лиц, в результате которых организация должна получить компенсацию, величина которой является предметом судебного разбирательства;
выданные организацией гарантийные обязательства в отношении проданных ею в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
обязательства в отношении охраны окружающей среды;
продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организации, закрытие подразделений организации или их перемещение в другой географический регион и др.;
другие аналогичные факты.
Глава 25 части второй Налогового кодекса РФ (глава 25 НК РФ введена в действие в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ <*>) предусматривает возможность создания налогоплательщиками для целей налогообложения налогом на прибыль организаций следующих резервов:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3413.
резервы под предстоящие ремонты основных средств;
резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
резерв по сомнительным долгам;
резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам);
резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
резерв под обесценение ценных бумаг;
страховые резервы налогоплательщиков - страховых организаций.
Статьей 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в т.ч. под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.
На основании приведенных положений Банком России издано Положение от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" <*>, которое устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, к которым относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, перечень которых приведен в приложении 1 к указанному Положению, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.
--------------------------------
<*> См.: Вестник Банка России. 2004. N 28.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ) для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, формируют страховые резервы.
Приказом Министерства финансов РФ от 11 июня 2002 г. N 51н утверждены Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни <*>.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 2002. N 133.
------------------------------------------------------------------

Разъяснения Росстрахнадзора от 27.12.1994 N 09/2-16р/02 "О порядке формирования страховщиками страховых резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994 год" утратили силу в связи с изданием письма Минфина РФ от 23.11.2005 N 05-04-07/01 "О признании не подлежащими применению ряда актов Росстрахнадзора и Минфина РФ".
Письмо Росстрахнадзора от 05.04.1995 N 09/2-12р/02 "О резервах по страхованию жизни" утратило силу в связи с изданием письма Минфина РФ от 23.11.2005 N 05-04-07/01 "О признании не подлежащими применению ряда актов Росстрахнадзора и Минфина РФ". Порядок определения размера страховых резервов по страхованию жизни предусмотрен письмом Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью от 27 декабря 1994 г. N 09/2-16р/02 "Разъяснения о порядке формирования страховщиками страховых резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994 год" <*>. Согласно письму Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью от 5 апреля 1995 г. N 09/2-12р/02 "О резервах по страхованию жизни" <**> порядок определения размера страховых резервов по страхованию жизни, предусмотренный названными "разъяснениями...", сохраняется до утверждения общих правил формирования страховых резервов по страхованию жизни.
--------------------------------
<*> См.: Экономика и жизнь. 1995. N 2 - 3.
<**> См.: Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1995. N 7.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщики образуют:
резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат, производимых потерпевшим в счет выполнения обязательств страховщиков при применении к ним процедуры банкротства (резерв гарантий);
резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат, производимых в соответствии с подп. "б" и "в" п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона (резерв текущих компенсационных выплат).
Как установлено п. 3 ст. 22 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <*>, размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 264 <**> утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.
<**> СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1898.




Вернутся в раздел Комментарии к законам