Комментарии к законам

Статья 33. Финансирование судов. 1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.



2. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.
3. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.
4. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.
5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.
Комментарий к статье 33
1. Судебная власть является единственной государственной структурой, порядок финансирования которой в целях обеспечения ее независимости от других ветвей власти определен непосредственно Конституцией РФ.
Согласно ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
2. Под обеспечением полного осуществления правосудия понимается выделение из федерального бюджета достаточных средств как для покрытия издержек, связанных с рассмотрением дел (затраты на оформление дел, выплаты свидетелям, покрытие расходов на проведение экспертиз и другие судебные издержки), так и для обеспечения нормального функционирования судов (оплата аренды и содержания помещений, коммунальных услуг, почтовые издержки и т.д.), а также обеспечение выплат пожизненного содержания судьям, находящимся в отставке.
Независимое осуществление правосудия обеспечивается, в частности, полным финансированием оплаты труда судей, работников аппарата суда, народных и присяжных заседателей, выделением необходимых средств для реализации предусмотренных законами и иными нормативными актами социальных льгот, предоставлением судьям жилой площади в соответствии с требованиями Закона о статусе судей в РФ и т.д.
3. Учитывая важность финансового обеспечения судебной деятельности, ст. 33, как и некоторые другие статьи Закона о судебной системе РФ, обстоятельно регламентирует порядок выделения судам средств из федерального бюджета.
Финансирование судов в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями комментируемого Закона об указании его отдельными строками в федеральном бюджете.
Закон о федеральном бюджете на 1997 г. впервые отнес выделяемые судам средства в полном объеме к защищенным статьям, т.е. не подлежащим сокращению при невыполнении доходной части федерального бюджета.
4. Комментируемая статья предусматривает, что финансирование судов должно осуществляться на основании утвержденных федеральным законом нормативов.
Отсутствие закрепленных законом норм финансирования судов оставляет возможность планировать бюджетные ассигнования судам в объемах, не обеспечивающих нормального отправления правосудия.
Начиная с 1994 г. идет процесс реального сокращения объема средств, выделяемых судам общей юрисдикции, что стало одной из главных причин кризисных явлений в российских судах.
Для исправления такого положения подготовлен и внесен в Государственную Думу проект закона о нормативах финансирования судов.
5. Комментируемая статья определяет порядок обеспечения надлежащего финансирования судов при формировании федерального бюджета.
Правительство РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов определяет размер выделяемых им средств во взаимодействии с председателями высших судов РФ, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде РФ и с Советом судей РФ. При наличии разногласий Правительство прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих высших судов, Судебного департамента и Совета судей вместе со своим заключением.
Представляется, что как предложения, так и заключения должны содержать не только цифровой материал, но и быть мотивированы по существу. Необходимо преодолеть принцип финансирования судов исходя из сложившейся базы, без учета растущего объема работы судов и роста затрат на осуществление правосудия.
6. На укрепление независимости судов от других ветвей государственной власти направлена норма комментируемой статьи (п. 5), определяющая, что размер бюджетных средств, как выделенных судам в текущем финансовом году, так и подлежащих выделению им на очередной финансовый год, может быть уменьшен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам