2. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.
3. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.
5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.
Комментарий к статье 31
1. Вопрос об организационном и ресурсном обеспечении деятельности судов общей юрисдикции, рассматривающих свыше 95% всех судебных дел и материалов в Российской Федерации, является одним из важнейших элементов судебной реформы, поскольку напрямую связан с обеспечением независимости судов.
Ранее в СССР были опробованы различные модели организационного и материального обеспечения правосудия. Эти функции выполняли то органы юстиции, то непосредственно высшие судебные органы.
И тот и другой порядок подвергался справедливой критике.
Совмещение у вышестоящего суда надзорных полномочий с управленческими и организационными функциями приводило к отрицательным последствиям: нижестоящие суды оказывались не только в процессуальном, но и в административном подчинении вышестоящих судебных структур, что делало провозглашенную советской Конституцией независимость судей условной; в свою очередь, вышестоящие суды несли прямую ответственность за состояние дел в нижестоящих судах, особенно за законность и обоснованность принимаемых в них решений. Это побуждало суды областного уровня к искусственному завышению показателей стабильности в руководимых ими районных и городских судах путем оставления без изменения при кассационном рассмотрении дел приговоров и решений, содержавших судебные ошибки.
Не менее отрицательно повлияла на объективность и обоснованность судебных постановлений передача функций управления судами в органы юстиции. Поскольку на Министерство юстиции и его органы на местах было возложено организационное руководство судами, исполнительная власть получила прямые рычаги воздействия на судей.
Попытка укрепить независимость судей путем упразднения контрольных функций со стороны Министерства юстиции и возложения на его органы только решения задач ресурсного обеспечения судов привела к ослаблению контроля за организацией работы судов общей юрисдикции, что в сочетании с острой нехваткой средств вызвало ухудшение общего состояния дел в ряде судов.
Анализ возможных путей улучшения организации работы судов общей юрисдикции привел к идее создания в рамках судебной системы автономного органа управления, который, с одной стороны, обеспечивал бы материально - техническое снабжение судов, а с другой - непосредственно занимался организацией их работы, включая контроль за деятельностью администрации и аппаратов судов по обеспечению процесса правосудия.
В этих целях Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" предусмотрел образование Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который и был создан Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 г.
2. В ст. 1 названного Закона отмечается, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества включает в себя решение вопросов организации работы судов, их кадрового, финансово - технического обеспечения, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.
Важнейшим элементом организационного обеспечения является осуществление контроля за деятельностью судов, не связанной с отправлением правосудия (проверка деятельности канцелярий, организация работы с документами, своевременность назначения дел и материалов к слушанию, сроки оформления рассмотренных дел, финансово - хозяйственная работа судов и т.д.).
3. Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систему органы не являются составной частью Верховного Суда РФ и нижестоящих судов общей юрисдикции. Комментируемая статья прямо указывает на то, что он является юридическим лицом.
Указание на его нахождение при Верховном Суде РФ означает определение места Судебного департамента как составной части судебной системы.
4. Руководителем Судебного департамента является Генеральный директор. Он назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.
Законом о Судебном департаменте Генеральный директор по уровню материального и социального обеспечения приравнивается к федеральному министру.
Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей. Они назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.
5. Работники аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ и в его органах и учреждениях в субъектах Российской Федерации являются государственными служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.
Работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут присваиваться воинские звания.
6. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества.
7. Судебный департамент и его органы и учреждения должны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
8. В главе 2 Закона о Судебном департаменте изложены полномочия и порядок его деятельности. Конкретные направления деятельности Судебного департамента определяются кругом задач, которые он призван решать.
В сфере организации работы судов Судебный департамент призван обеспечить эффективное делопроизводство в судах, разработать систему рациональной организации работы аппаратов судов, включая их структуру, должностные обязанности работников, систему оплаты труда.
Большое значение имеет четкая работа с поступающими в суды заявлениями, жалобами и другими документами, своевременное направление на исполнение вступивших в законную силу приговоров и решений, оформление в установленные сроки рассмотренных дел и материалов, а также система контроля за исполнительской дисциплиной работников аппарата суда.
В сфере кадрового обеспечения судебной деятельности предполагается участие Судебного департамента в формировании корпуса судей. Департамент должен совместно с научными учреждениями вести работу по повышению квалификации и переподготовке судей. Департамент участвует в комплектовании штата служащих судов и осуществляет работу по их профессиональному обучению и переподготовке.
На Судебный департамент возложена обязанность изучать и внедрять передовой опыт организации работы судов, включая компьютеризацию судов и переход к стенографированию судебных процессов.
Департамент должен полностью взять на себя финансирование и материально - техническое обеспечение судов общей юрисдикции. Для этого законом предусмотрено его активное участие в формировании бюджета судов, распределении выделяемых судам средств. Департамент должен обеспечить материальную базу правосудия - от капитального строительства и ремонта зданий судов до обустройства их мебелью и снабжения канцелярскими принадлежностями.
Судебный департамент также обязан заниматься реализацией предусмотренных для судей и работников аппаратов судов социальных гарантий; развивать систему оздоровительных учреждений для них; решать вопросы обеспечения судей жильем и средствами связи.
На Судебный департамент также возложены ведение судебной статистики и некоторые другие функции, обеспечивающие деятельность органов правосудия.
9. Новым является введение контроля за организационной и финансово - хозяйственной деятельностью судов, на что указывалось выше.
Для решения этих задач в структуре Судебного департамента предусмотрено создание соответствующих ревизионных и контрольно - инспекторских служб.
10. Федеральным законом о Судебном департаменте предусмотрена ежегодная отчетность Генерального директора перед Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ о деятельности Судебного департамента. Кроме этого, он представляет отчет Всероссийскому съезду судей.
Верховный Суд РФ, не вмешиваясь в оперативные вопросы, вправе заслушать отчет руководства Судебного департамента о состоянии работы по организационному и материально - техническому обеспечению судов.
Подконтрольность Судебного департамента Верховному Суду РФ и Совету судей РФ должна обеспечить максимальную направленность его работы на удовлетворение потребностей судов общей юрисдикции.
11. О взаимоотношениях Судебного департамента с аппаратами федеральных судов, чью деятельность он обеспечивает, см. комментарий к ст. 32.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
Вернутся в раздел Комментарии к законам