Комментарий к статье 16
1. Неприкосновенность судей установлена ст. 122 Конституции РФ. Статья 9 Закона о статусе судей относит неприкосновенность к одной из гарантий независимости судьи. Более детально понятие "неприкосновенность судьи" раскрыто в ст. 16 Закона о статусе судей. Неприкосновенность судьи заключается в законодательном запрете привлечения его к дисциплинарной и административной ответственности, особом порядке привлечения судьи к уголовной ответственности, распространении неприкосновенности на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт, средства связи, на его корреспонденцию, а также принадлежащее ему имущество и документы.
Столь широкий объем неприкосновенности судей установлен с целью не допустить давления на судей путем использования или угрозы применения мер дисциплинарного, административного или уголовного воздействия.
2. К судье не могут применяться меры административного воздействия (административный арест, штраф, конфискации и т.д.), а также дисциплинарные взыскания.
Система отбора кандидатов в судьи, сложный порядок назначения их на должности позволяют тщательно проверить моральные качества претендентов, что должно обеспечить подбор на судейские должности людей, соблюдающих общественный порядок и трудовую дисциплину.
Однако запрет привлекать судей к административной или дисциплинарной ответственности не означает их безнаказанности в случае совершения указанных нарушений. Если проступок позорит честь и достоинство судьи, то его полномочия могут быть прекращены по решению квалификационных коллегий судей.
Практика работы этих коллегий показывает, что в подобных случаях полномочия нарушителей прекращаются.
Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
3. Закон о статусе судей устанавливает особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности, как того требует ст. 122 Конституции РФ.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, которой органы прокуратуры представляют соответствующие материалы.
Закон предусматривает дальнейший контроль органов судейского сообщества за ходом расследования дела.
Предъявление обвинения, заключение под стражу, привод судьи может иметь место только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо по решению суда.
Отказ квалификационной коллегии судей удовлетворить просьбу Генерального прокурора РФ не является окончательным, он может быть им обжалован в Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
По требованию судьи, привлекаемого к уголовной ответственности, заявленному до начала судебного разбирательства, его дело должно быть рассмотрено Верховным Судом РФ.
4. Закон запрещает не только привлечение судьи к административной ответственности, но и его задержание либо привод по делам об административных правонарушениях. Если все-таки задержание состоялось, то по установлении его личности судья должен быть немедленно освобожден.
5. Закон о статусе судей запрещает проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемку его корреспонденции, принадлежащего ему имущества и документов.
Эти действия могут производиться не иначе как с санкции прокурора либо по решению суда и только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи.
Глава 3. Суды
Глава 3 комментируемого Закона определяет порядок организации системы судов и общие полномочия судов в Российской Федерации.
Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов.
Новым для российского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого звена - мировых судей в качестве судов субъектов Федерации.
Федеральный районный суд учреждается как непосредственно не связанный с административным делением. Районный суд наделяется полномочиями суда второй инстанции, имеющего право пересматривать решения и приговоры мировых судей в апелляционном порядке.
Перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Субъектам Федерации предоставлено право создавать конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 16. Неприкосновенность судьи. Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам