2. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.
4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
Комментарий к статье 8
1. Комментируемая статья представляет собой развитие одного из основных положений Конституции РФ, предоставляющей гражданам России политическое право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Закон о судебной системе устанавливает, что это право реализуется в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Участие граждан в отправлении правосудия может реализоваться в различных формах. При этом порядок этого участия характеризуется нормами, определяющими требования к представителям населения, призываемым к отправлению функций судебной власти, процедуру их наделения судейскими полномочиями, права этих лиц при отправлении правосудия, их материальное обеспечение и государственную защиту.
2. Привлекаемыми в установленных законом случаях к непосредственному осуществлению правосудия представителями населения являются прежде всего народные, присяжные и арбитражные заседатели. Их правовое положение определяется в настоящее время Законом о судоустройстве РСФСР, Уголовно - процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, указами Президента Российской Федерации и некоторыми иными нормативными актами (в частности, Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 22 марта 1995 г., Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях и др.).
Участие народных и присяжных заседателей осуществляется при отправлении правосудия в судах общей юрисдикции. Их деятельность в судах представляет собой выполнение гражданского долга и служит реализации принципа коллегиальности правосудия. Обеспечение их участия в функционировании органов судебной власти служит залогом ее демократичности, представляет собой одно из средств социального контроля за законностью и справедливостью деятельности судей.
Рассмотрение в судах первой инстанции уголовных и гражданских дел осуществляется в значительной мере составом суда, в который входят народные или присяжные заседатели (ст. 10 Закона о судоустройстве).
Таким образом, народный заседатель - это гражданин Российской Федерации, избранный в установленном законом порядке для участия в коллегиальном рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции и наделяемый в связи с этим рядом полномочий и обязанностей. Так, народным заседателем может быть избран каждый гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 25 лет.
В военные суды могут быть избраны народные заседатели из числа военнослужащих, которыми могут быть и лица, не достигшие 25 лет.
Кандидаты в народные заседатели должны отвечать нравственным требованиям, предъявляемым к судьям.
3. Действующее законодательство не устанавливает единого порядка наделения полномочиями народных заседателей для различных звеньев судебной системы России. Так, народные заседатели районных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям, сроком на два с половиной года. Народные заседатели судов общей юрисдикции краевого, областного звена избираются соответствующими представительными органами субъектов Российской Федерации. Народные заседатели Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации. Закон о судебной системе РФ предусмотрел участие в деятельности арбитражных судов арбитражных заседателей. Наделение их соответствующими полномочиями, очевидно, будет установлено законодательством об организации арбитражных судов.
Указом Президента РФ "О продлении срока полномочий народных заседателей районных (городских) народных судов" от 22 марта 1995 г. <*> было установлено, что впредь до принятия соответствующего федерального закона народные заседатели районных народных судов должны продолжать осуществление своих полномочий. Названным актом предусматривалась возможность в случае необходимости проведения довыборов народных заседателей этого судебного звена. На органы исполнительной власти этим Указом возлагалась обязанность организации их проведения на общих собраниях трудовых коллективов, общих собраниях и сходах граждан по месту жительства.
--------------------------------
<*> СЗ РФ, 1995, N 13, ст. 1124.
С введением в действие Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" народные и арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны или назначены (ст. 37).
4. Народные заседатели и судья образуют единую коллегию.
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они равноправны с председательствующим в судебном заседании судьей в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и вынесении приговора или решения. В своей деятельности по осуществлению правосудия народные заседатели независимы и подчиняются только закону. При исполнении своих обязанностей в суде народные заседатели не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Таким образом, на народных заседателей распространяется принцип неприкосновенности судей, являющийся гарантией их независимости.
5. Угроза или насильственные действия, посягательство на жизнь, клевета или неуважение в связи с осуществлением правосудия по отношению к народному заседателю влекут уголовную ответственность (ст. 295 - 298 УК РФ). Воспрепятствование явке в суд народного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей наказывается штрафом (ст. 165.2 КоАП)
Народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей до окончания срока полномочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе - по другим уважительным причинам (ст. 73 Закона о судоустройстве).
6. Конституция РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 20, 47, 123).
Законом РФ от 16 июля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" <*> в Российской Федерации был учрежден суд присяжных. Однако положения о суде присяжных распространяются лишь на краевые, областные суды.
--------------------------------
<*> ВВС РСФСР, 1993, N 33, ст. 1313.
В соответствии со ст. 80 Закона о судоустройстве присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.
Присяжные заседатели не избираются подобно народным заседателям.
Присяжные заседатели отбираются из числа граждан Российской Федерации, достигших возраста 25 лет и отвечающих ряду иных требований, установленных ст. 80 Закона о судоустройстве.
Списки присяжных заседателей ежегодно составляются местной администрацией, действующей на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Составляются два вида списков - общий и запасной. В общий список присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной работы суда. Их число должно быть пропорциональным числу жителей каждого района, города, края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в областном, краевом центре или в другом месте постоянного нахождения соответствующего суда, причем их численность не должна превышать четверти всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки.
Включение граждан в общие списки присяжных заседателей производится методом случайной выборки из списков избирателей последних выборов или референдума. Не должны включаться в списки присяжных заседателей лица, не достигшие ко времени составления этих списков возраста 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, а также не включенные в списки избирателей на последних выборах (референдуме).
Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.
Закон предусматривает также возможность исключения из списков присяжных заседателей по письменным заявлениям следующих граждан и в случаях: 1) когда лицо не владеет языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности; 2) немых, глухих, слепых и других лиц, являющихся инвалидами, а также иных лиц, неспособных в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей; 3) престарелых, достигших возраста 70 лет; 4) руководителей и заместителей руководителей органов представительной и исполнительной власти; 5) военнослужащих; 6) судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, а также лиц, принадлежащих к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности; 7) священнослужителей.
7. На последующих этапах формирования состава суда присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела отбор присяжных осуществляется аппаратом суда и судьей с участием сторон. Здесь также отбор осуществляется методом выборки и судье предоставляются дополнительные возможности по освобождению от исполнения различными лицами обязанностей присяжных заседателей (ст. 80 Закона о судоустройстве). Во всяком случае председательствующий по делу обязан освободить от исполнения обязанностей присяжного заседателя всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников и по другим причинам.
8. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то на все время рассмотрения дела в суде. Вызванные в суд лица, но не отобранные в состав коллегии присяжных, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании. Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет предупреждение или наложение штрафа (ст. 165.6 КоАП).
9. От народных заседателей присяжные заседатели отличаются объемом и содержанием своих полномочий. Основное отличие заключается в том, что они принимают решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. При этом они должны ответить на вопросы, доказано ли, что соответствующее деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли он в совершении этого деяния. Для решения вопроса о назначении наказания имеет существенное значение мнение присяжных о том, заслуживает или не заслуживает подсудимый снисхождения. В определении меры наказания осужденному и решении иных сложных вопросов, возникающих при рассмотрении дела, присяжные не принимают участия.
10. Независимость присяжных заседателей при исполнении ими обязанностей в суде обеспечивается теми же гарантиями, что и для судей: установленной законом процедурой осуществления правосудия, запретом вмешательства в деятельность по отправлению правосудия. На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, распространяются и гарантии неприкосновенности, установленные законом для судьи (ст. 16 Закона о статусе судей в Российской Федерации).
Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
Руководители предприятий, учреждений и организаций, другие должностные лица и граждане, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности, несут ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях (ст. 165.2 КоАП).
11. Оплата труда и возмещение расходов присяжного заседателя специально гарантируются государством. Присяжному заседателю выплачивается за счет федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, установленном законодательством для судей, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников этих организаций и учреждений. Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации или работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускается.
Таким образом, под термином "присяжный заседатель" понимается гражданин Российской Федерации, включенный надлежащим органом управления в список присяжных заседателей и привлеченный в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта о виновности или невиновности обвиняемого.
Деятельность присяжного заседателя всемерно защищается государством.
12. Кроме непосредственного отправления правосудия в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей процессуальное законодательство допускает и иные разновидности участия граждан в судебной деятельности. Так, в уголовном судопроизводстве по определению суда (постановлению судьи) допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Эти представители могут выделяться общим собранием общественной организации или трудового коллектива организации, а также ее подразделения. Представитель общественной организации или трудового коллектива вправе в судебном заседании представлять доказательства, участвовать в их исследовании, излагать суду мнение о доказанности обвинения и личности подсудимого, а также по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. По делам о преступлениях несовершеннолетних суд может допустить к участию в судебном разбирательстве по их ходатайству представителей организаций, в которых учился или работал несовершеннолетний, а при необходимости и других организаций.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия. 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам