2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Комментарий к статье 7
1. Из ряда организационных и процессуальных принципов правосудия, закрепленных в Конституции РФ, законодатель признал необходимым выделить и воспроизвести в Законе о судебной системе именно принцип равенства перед законом и судом как непосредственно относящийся к юридическому статусу гражданина, его положению в суде и связанных с этим обязанностей органов правосудия. Конституция РФ в ст. 19 указывает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Это положение соответствует международным актам о правах человека, в том числе относящихся к праву на равную защиту законом.
Особенностью формулы Закона о судебной системе является обращение к судам, которые не должны отдавать предпочтение не только каким-либо органам, лицам, принимающим участие в процессе, в зависимости от признаков, характеризующих их социальное положение, личные качества, политическую позицию. При вынесении решения или приговора по делу в отношении каких-либо лиц и органов суд вправе руководствоваться только предусмотренными федеральным законом основаниями.
Требование реализации положения о равенстве граждан перед судом является общим началом для всех отраслей судебного права и находит свое конкретное проявление в нормах судоустройства, уголовно - процессуального права, гражданского процессуального права, в арбитражном процессе.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом нашел свое отражение в Законе о судоустройстве РСФСР, в уголовно - процессуальном и гражданском процессуальном законодательстве.
2. Равенство перед законом и судом в общеправовом смысле определяет юридический статус гражданина и означает, что законодатель не должен устанавливать правовые нормы, дискриминирующие граждан по каким-либо признакам, а суду не следует применять такие нормы при осуществлении правосудия.
Равенство перед законом означает право граждан на одинаковое применение к ним законодательных положений вне зависимости от того, устанавливают ли они права или обязанности либо предусматривают освобождение от ответственности или привлечение к ней. Равенство перед судом предполагает наделение граждан, участвующих в судопроизводстве, равными процессуальными правами, предоставляющими им возможность отстаивать свои интересы в судебном заседании, и возложение обязанности нести равную ответственность за свое поведение. Суд обязан неукоснительно соблюдать указанные положения закона.
3. Равенство граждан в сфере правосудия является основополагающим в реализации права на судебную защиту, когда граждане могут обращаться в суд для обжалования действий и решений, нарушающих их интересы. Принцип равенства граждан перед законом и судом требует осуществления правосудия на основах единого для всех законодательства, в том числе и процессуального, предоставляющего равные гарантии участникам судопроизводства. Поэтому любой гражданин вправе получить в суде соответствующую защиту без каких-либо ограничений.
Вместе с тем никто не может быть освобожден от обязанности соблюдать закон. При осуществлении правосудия никому не могут создаваться какие-либо преимущества или ограничения.
4. Начало единого для всех законодательства дополняется началом единого для всех суда. Единство суда выражается в исключении из судебной системы особых судов для каких-либо привилегированных слоев общества, представителей населения в зависимости от их национальности или вероисповедания. Начало единства законодательства и суда применительно к принципу равенства всех перед законом и судом, положенное в основу организации российской судебной системы, подчеркивает ее последовательный демократизм.
Действующее законодательство предусматривает некоторые особенности судопроизводства, касающиеся возбуждения уголовных дел в отношении некоторых категорий должностных лиц и принадлежности граждан к Вооруженным Силам Российской Федерации. В сфере правосудия эти особенности влияют лишь на определение подсудности по делам военнослужащих. Эти дела рассматриваются военными судами. Но военные суды входят в систему судов общей юрисдикции, руководствуются общим для всех судов законодательством, следуют единым принципам правосудия. Поэтому наличие военных судов не является отступлением от принципа единого суда для граждан Российской Федерации.
5. Отмеченные особенности привлечения к ответственности некоторых категорий должностных лиц (судей, депутатов) вызываются необходимостью установления дополнительных гарантий их неприкосновенности в связи с их служебной деятельностью. Особый порядок производства по уголовным делам этих лиц не может влиять на их процессуальное положение в качестве сторон в судебном разбирательстве. Закон обеспечивает процессуальное равенство сторон в судебном заседании. Их права и обязанности зависят лишь от занимаемого ими процессуального положения (подсудимого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика и др.) и должны строго соблюдаться судом вне зависимости от их бывшего или настоящего служебного положения.
6. Нарушение процессуальных прав сторон в судебном разбирательстве представляет собой лишь частный случай отступления от соблюдения принципа равноправия всех граждан перед законом и судом, однако нарушение этого основополагающего требования рассматривается как существенное нарушение процессуального закона, влекущее отмену принятого по делу решения. Одной из гарантий соблюдения принципа равенства перед судом и законом является возможность привлечения к уголовной ответственности, если нарушение равноправия граждан причинило вред правам и законным интересам граждан (ч. 1 ст. 136 УК РФ).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 7. Равенство всех перед законом и судом. 1. Все равны перед законом и судом.
Вернутся в раздел Комментарии к законам