2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
3. Образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
4. В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно - правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.
Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям.
6. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.
7. Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
8. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
9. Государство создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую.
Комментарий к статье 40
§ 1. Статья 40 устанавливает такие государственные гарантии образования, которые выделяют образование как приоритетное направление в деятельности государства.
Установление государственных гарантий приоритетности образования создает условия для реализации гражданином Российской Федерации своего конституционного права на образование.
Статья устанавливает общую систему государственной материальной поддержки образования в виде прямого и косвенного (через систему налоговых льгот) финансирования данной сферы, обеспечивающей получение гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов. Содержащиеся в статье предписания, с одной стороны, конкретизируют положения ст. 5 Закона о всей системе государственных гарантий прав граждан в области образования, а с другой стороны, являются общими и развиваются в ст. 41, 42, 43, 45, 46 и 47 Закона, a также в других законодательных актах Российской Федерации (о бюджетной системе, о налогах и др.).
§ 2. Государственное финансирование образования - денежные средства, выделяемые на развитие образования из бюджета Российской Федерации, бюджетов ее субъектов.
Муниципальное финансирование образования - денежные средства на развитие образования, выделяемые местными представительными и исполнительными органами власти (администрацией) районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов.
Уставная непредпринимательская деятельность образовательных учреждений - все виды деятельности образовательного учреждения, за исключением тех, которые предусмотрены ч. 2 ст. 47 Закона.
При этом уставная деятельность образовательного учреждения по реализации производимых им продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется в данное образовательное учреждение и на непосредственные нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном образовательном учреждении (подробнее см. комментарий к ст. 47).
Организационно - правовые формы предприятий, организаций, учреждений - государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные, религиозные) структуры. Применительно к предприятиям могут быть также выделены акционерные общества открытого и закрытого (товарищества с ограниченной ответственностью) типа, полные товарищества, объединения предприятий (см. ст. 9 - 12 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства и с двойным гражданством, являющиеся субъектами права по законодательству Российской Федерации.
Лица, заменяющие родителей, - опекуны, попечители.
Малообеспеченные семьи - семьи, совокупный годовой доход которых в пересчете на каждого члена семьи ниже установленного государством прожиточного минимума.
Облагаемый необходимым налогом доход граждан - совокупный годовой доход, складывается из выплат по месту основной работы (заработная плата, премии и другие денежные и натуральные выплаты), доходов от работы по совместительству, по договорам гражданско - правового характера, а также от выполнения разовых других работ, которые учитываются при определении суммы подоходного налога.
§ 3. Предусмотренные нормами ст. 40 предписания охватывают весьма широкий круг субъектов. Одним из основных субъектов является государство. На него в целом возлагается ряд обязанностей по финансированию образовательного процесса, полному освобождению от налогов образовательных учреждений либо их уменьшению, произведение ряда выплат гражданам. При этом данная статья Закона не устанавливает, какие конкретно органы государства непосредственно обязаны реализовать соответствующие гарантии. Это можно определить, обращаясь либо к другим статьям Закона об образовании, либо иным законодательным актам. Так, сопоставляя п. 2 ст. 40 Закона со ст. 28 (п. 1) Закона и ст. 105 Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что обязанность обеспечить выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защитить соответствующие статьи расходов от инфляции лежит на законодательных органах. На этих же органах (главным образом на парламенте) лежит обязанность по обеспечению законодательного закрепления системы специальных налоговых льгот как для самих образовательных учреждений (п. 3 статьи), так и для предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, вкладывающих свои средства в развитие системы образования.
Многие вопросы, связанные с порядком, нормативами и способами финансирования образовательных учреждений, решаются в ст. 41, 48 и 43 Закона, конкретизирующих нормы ст. 40.
Сопоставление п. 7 и 8 ст. 40 Закона со ст. 4 - 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" дает возможность установить, что непосредственная обязанность по выплате пособий по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и других выплат возлагается на местную администрацию.
Не менее важным участником правоотношений, предусмотренных нормами ст. 40, являются образовательные учреждения различных организационно - правовых форм.
В сферу действия норм настоящей статьи подпадают и предприятия, учреждения, организации, а также физические лица, вступающие в имущественные и иные отношения с образовательными учреждениями. Установленное п. 4, 5 ст. 40 общее правило о налоговых льготах конкретизируется в ряде законодательных актов Российской Федерации.
Наконец, последнюю разновидность субъектов отношений, регулируемых ст. 40, образуют граждане, имеющие на воспитании детей. Причем если п. 7 ст. 40 говорит о выплатах определенным категориям граждан (родителям, лицам, их заменяющим) пособий по общему уходу за детьми, то в п. 8 статьи говорится о специальном пособии на несовершеннолетних детей, которое связано с воспитанием и образованием ребенка.
§ 4. Специфика норм ст. 40 Закона состоит в том, что в силу их общего характера точное юридическое содержание обязательств сторон большей частью невозможно определить без сопоставления с другими нормами данного Закона либо иного законодательного акта. Исключение составляют лишь положения п. 1 и 6 статьи 40.
В пункте 1 данной статьи содержится так называемая норма - дефиниция, которая не закрепляет чьих-либо прав и обязанностей, а содержит определение основного вида государственных гарантий образования.
Пункт 6 ст. 40 устанавливает конкретное право о том, что продукция предприятия, реализуемая образовательным учреждениям, при начислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Субъекты данного правоотношения - предприятие, реализующее указанную продукцию, и налоговые органы, объект - продукция, реализуемая образовательными учреждениями.
Юридическое содержание, т.е. права и обязанности участников правоотношений, возникают на основе других норм статьи, которые невозможно точно определить без сопоставления с другими нормами Закона об образовании либо положениями других нормативных актов. Применительно к п. 2 ст. 40 об этом уже говорилось. Права и обязанности образовательных учреждений по п. 3 невозможно установить, не уяснив точно понятие "непредпринимательская деятельность" (см. соответствующее определение и комментарий к ст. 45, 46 и 47 Закона). При уяснении юридического содержания данной нормы следует иметь в виду и положения Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. "О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений", который закрепил за государственными высшими учебными заведениями ранее выделенные им земельные участки не только в бесплатное, но и бессрочное пользование, а также предоставил право сдавать эти участки в аренду без права выкупа или во временное пользование. Кроме того, следует учесть, что Указом Президента от 11 июля 1991 г. "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" учреждениям системы образования было разрешено оставлять в своем распоряжении валютную выручку от внешнеэкономической деятельности.
Права и обязанности предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, вкладывающих свои средства в развитие образования, также непосредственно вытекают из специальных актов в сфере налогового законодательства. Так, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при начислении налога на прибыль облагаемая налогом сумма уменьшается на размер затрат предприятий на содержание находящихся на балансе этих предприятий образовательных учреждений. Закон от 12 декабря 1991 г. "О налогообложении доходов банков" устанавливает, что налогооблагаемая база доходов банка уменьшается на суммы затрат на содержание учреждений образования в пределах нормативов, утвержденных местными органами власти. В целом же необходимо отметить, что формирование системы налоговых льгот еще не завершено.
В равной мере сказанное выше относится и к налогообложению собственников, сдающих свое имущество в аренду образовательным учреждениям, поскольку на федеральном уровне законодательные акты по этому вопросу не приняты.
Конкретное содержание прав и обязанностей граждан, имеющих право на получение пособий в соответствии с п. 7 ст. 40, подробно определяется специальными актами.
§ 5. Реализация положений ст. 40 в полной мере связана с тем, в какой степени государство выполняет взятые на себя обязательства по финансированию образовательных учреждений. Общее ухудшение экономической ситуации, инфляция крайне отрицательно сказываются на финансовом обеспечении образовательных учреждений. Государство фактически не выполняет требования п. 2 ст. 40 о выделении на нужды образования не менее 10 процентов национального дохода.
Отрицательно сказывается на реализации комментируемой статьи Закона отсутствие в ряде случаев специального законодательного регулирования, конкретизирующего общие нормы данной статьи. Так, отсутствие специального законодательного акта и утвержденных федеральных нормативов фактически сделало неработающим положение п. 8 ст. 40 Закона.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования. 1. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.
Вернутся в раздел Комментарии к законам