Комментарии к законам

Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.



2. В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд.
(в ред. Федерального закона от 16.11.97 N 144-ФЗ)
3. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление на регистрацию, решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей, устав образовательного учреждения, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.
4. Уполномоченный орган в месячный срок производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.
5. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.
6. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.
8. Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.
9. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.
10. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.
11. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем.
12. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии.
13. Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии образовательному учреждению могут быть обжалованы учредителем в суд.
(в ред. Федерального закона от 16.11.97 N 144-ФЗ)
14. Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно - правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.
15. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
16. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
17. Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего образовательного учреждения, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию этого образовательного учреждения.
18. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
19. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
20. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.
Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
21. Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
22. Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.
23. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
24. Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом.
25. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства.
Комментарий к статье 33
§ 1. Статья 33 регламентирует все этапы создания, а также деятельности образовательного учреждения.
§ 2. Лицензия - разрешение на право осуществления образовательной деятельности.
Государственная аккредитация удостоверяет государственный статус образовательного учреждения.
Аттестация образовательных учреждений - соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (см. комментарий к ст. 7).
Общественная аккредитация может быть получена в различных зарубежных и международных общественных образовательных и иных структурах.
§ 3. Отношения между учредителем и органом местного самоуправления по поводу регистрации образовательного учреждения регламентируются п. 1 - 4 ст. 13, ст. 33 настоящего Закона, а также ст. 50 - 54 ГК РФ.
Орган местного самоуправления вправе потребовать от учредителя, желающего зарегистрировать образовательное учреждение, а учредитель обязан предоставить следующие документы:
заявление на регистрацию;
свое решение о создании образовательного учреждения либо учредительный договор;
устав образовательного учреждения;
документ об уплате госпошлины.
Содержание учредительного договора регламентировано только в ст. 52 ГК РФ. Поэтому в части, касающейся конкретного образовательного учреждения, при составлении этих документов данная норма должна быть соблюдена. В учредительном договоре стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.
Содержание устава подробно регламентировано в ст. 13 (см. соответствующий комментарий).
В соответствии со ст. 52 ГК РФ устав утверждается учредителем.
Получив все необходимые документы, соответствующие требованиям Закона, орган местного самоуправления в месячный срок обязан зарегистрировать образовательное учреждение (п. 4 ст. 33), а учредители вправе требовать регистрации.
Если у образовательного учреждения несколько учредителей, то между ними заключается договор. Кроме того, в обязательном порядке заключается договор между учредителем и образовательным учреждением.
Отношения между зарегистрированным образовательным учреждением и государственным (или муниципальным) органом управления образованием по поводу создания экспертной комиссии, а также по поводу выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности регламентируются п. 7 - 15 ст. 33. При этом субъекты правоотношений, которых в данном случае три (образовательное учреждение, государственный (муниципальный) орган управления образованием и экспертная комиссия), несут соответствующие обязанности и обладают соответствующими правами.
В основе правоотношений лежит право образовательного учреждения на получение лицензии. Условием ее получения является соблюдение необходимых требований (санитарных, строительных, охраны здоровья и проч.), исходя из среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение (п. 9 и 10 ст. 33).
Права образовательного учреждения и учредителя в этой связи:
1) требовать от государственного (или муниципального) органа управления образованием проведения экспертизы (п. 8 ст. 33);
2) требовать от указанного органа выдачи лицензии в случае положительного заключения экспертизы;
3) обжаловать в суд отказ в выдаче лицензии независимо от содержания заключения экспертизы (п. 13 и из смысла ст. 33);
4) возобновить изъятую лицензию в том же порядке, в каком осуществляется ее получение (п. 15 ст. 33).
Указанные права осуществляет учредитель.
Обязанностью учредителя зарегистрированного образовательного учреждения является финансирование затрат на проведение экспертизы (п. 11 ст. 33).
Права государственного (или муниципального) органа управления образованием:
1) требовать от учредителя финансирования затрат на экспертизу;
2) отказать в выдаче лицензии в случае отрицательного заключения экспертизы;
3) изъять лицензию в случае нарушения содержащихся в ней требований и контрольных нормативов (п. 14 ст. 33).
Обязанностью указанных органов является:
1) создание экспертной комиссии по заявлению учредителя в установленный срок для проведения экспертизы;
2) выдать лицензию в случае положительного заключения экспертизы.
Отношения между образовательным учреждением и экспертной комиссией по поводу получения заключения регламентируются п. 9, 10, 11, 13 ст. 33.
Правами образовательного учреждения, его учредителя являются в этой связи:
1) право получения заключения комиссии (п. 8 ст. 33);
2) право на невмешательство в содержание, организацию и методику образовательного процесса при проведении экспертизы (п. 9 ст. 33);
3) право отказаться от выполнения требований экспертной комиссии, превышающих среднестатистические показатели (п. 10 ст. 33);
4) право на получение положительного заключения в случае соблюдения необходимых условий осуществления образовательного процесса;
5) право обжаловать в суд отрицательное заключение экспертизы (п. 13 ст. 33).
Обязанностями образовательного учреждения являются:
1) обеспечение возможности проведения экспертизы;
2) выполнение требования экспертной комиссии, не превышающей среднестатистические показатели (п. 10 ст. 33).
Правами экспертной комиссии являются:
1) установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, необходимым требованиям (п. 9 ст. 33);
2) выдвигать требования, не превышающие среднестатистические показатели;
3) требовать финансирования проведенных работ (п. 11 ст. 33);
4) выдвигать отрицательное заключение в случае несоответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, необходимым требованиям, указанным в п. 9 ст. 33.
Отношения между образовательным учреждением и федеральным (центральным) либо ведомственным органом управления образованием по поводу государственной аккредитации образовательного учреждения регламентируются п. 16 - 18 ст. 33.
Государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется по их заявлению.
Юридическим последствием государственной аккредитации является приобретение образовательным учреждением государственного статуса, т.е. прав на:
включение в схему централизованного государственного финансирования (для общеобразовательного учреждения);
выдачу выпускникам документа государственного образца;
пользование печатью с изображением Государственного герба РФ.
Государственный статус подтверждает свидетельство о государственной аккредитации.
Безусловным правом образовательного учреждения является требование государственной аккредитации. Из смысла ст. 33 вытекает, что этого вправе требовать образовательное учреждение, уже имеющее лицензию.
Соответствующий орган управления обязан обеспечить проведение государственной аккредитации по заявлению образовательного учреждения, а также вправе отказать в аккредитации в случае несоответствия уровня реализуемых образовательных программ, содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта (п. 17 ст. 33).
Закон не предоставляет право образовательному учреждению обжаловать в суд отказ в государственной аккредитации.
Однако поскольку запрета повторного обращения за государственной аккредитацией в Законе не содержится, следовательно, образовательное учреждение вправе обращаться с заявлением о ее проведении неоднократно, но не ранее чем через 12 месяцев.
Отношения между образовательным учреждением и государственной аттестационной службой по поводу аттестации образовательного учреждения регламентируются п. 19 - 23 ст. 33.
Правами образовательного учреждения являются:
1) требование проведения аттестации государственной аттестационной службой и т.п. один раз в 5 лет;
2) обжаловать в суд заключение государственной аттестационной службы в части процедуры аттестации;
3) требовать повторной аттестации в случае отказа в аккредитации через 12 месяцев с момента отказа.
Образовательное учреждение обязано финансировать затраты на проведение аттестации.
Государственная аттестационная служба (либо по ее доверенности иные государственные органы) вправе:
1) проводить аттестацию по заявлению образовательного учреждения;
2) в процессе проведения аттестации устанавливать соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
3) производить аттестацию образовательного учреждения лишь в случае положительных результатов итоговой аттестации выпускников (не менее чем половины) "в течение трех последовательных лет", в противном случае в аттестации отказать.
Обязанности государственной аттестационной службы:
1) провести аттестацию образовательного учреждения на основании его заявления;
2) строго соблюдать процедуру аттестации, требования настоящего Закона.
Юридическим последствием отказа в аттестации является лишение государственной аккредитации, если это будет сочтено целесообразным (п. 23 ст. 33). При этом образовательное учреждение утрачивает права, указанные в п. 16 ст. 33, т.е. лишается государственного статуса (исключается из схемы централизованного финансирования и т.п.) как минимум на один год (п. 21 ст. 33).
В таких случаях необходимо позаботиться об обеспечении прав обучающихся, которые могут в результате снятия с финансирования понести значительные убытки, а в соответствии с гражданским законодательством взыскать их через суд в исковом порядке.
Представляется, что в случае недостаточности средств у образовательного учреждения должны наступать последствия, предусмотренные п. 17 ст. 50.
§ 4. Во всех правоотношениях филиала должен участвовать и третий субъект - образовательное учреждение, частью которого является филиал.
Применительно к деятельности филиалов и отделений следует исходить из положений гражданского законодательства.
Стороной отношений по поводу лицензирования, аттестации и
2) выполнение требования экспертной комиссии, не превышающей аккредитации должно быть только юридическое лицо (п. 5 - 7 ст. 33 настоящего Закона).
Указанные действия должны производиться по заявлению самого образовательного учреждения либо оно должно выдать филиалу, отделению доверенность на осуществление соответствующих действий, связанных с необходимостью лицензирования, аттестации и аккредитации.
Требование регистрации филиала и отделения неправомерно, так как они не приобретают вследствие этой регистрации статус юридического лица и не могут его приобретать, т.е. такая регистрация не влечет юридических последствий.
§ 5. Общественная аккредитация образовательного учреждения создает ему моральный престиж, может повысить число обучающихся, способствовать преобразованию его в нетиповое образовательное учреждение высшей категории (п. 13 ст. 50).
§ 6. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утверждено Приказом N 113 Министерства общего и профессионального образования от 23 сентября 1996 г.
Этим Приказом утверждены, кроме положения, формы свидетельства о государственной аккредитации, структура аттестационного заключения, перечень документов, представляемых образовательным учреждением для проведения его государственной аккредитации, форма заявления на проведение аттестации, показатели аккредитации.
Перечисленные документы представляют и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие программы профессиональной переподготовки специалистов, а также повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих.
Структурные подразделения дополнительного профессионального образования специалистов, организованные в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, - факультеты, центры на правах факультетов, курсы повышения квалификации, факультеты и отделения переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, институты повышения квалификации и межотраслевые региональные центры, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, - проходят государственную аккредитацию в составе данных образовательных учреждений.
Для данного вида аккредитации под государственной аккредитацией понимается процедура установления, подтверждения государственного статуса, типа и вида образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования.
§ 7. Основной целью государственной аккредитации являются:
установление государственного статуса образовательного учреждения;
защита прав граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, на получение ими новых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, в объеме и в сроки, предусмотренные договором на обучение, и государственными образовательными стандартами.
На основании аттестационного заключения проводится государственная аккредитация образовательного учреждения, структурных подразделений в его составе и при положительном решении выдается свидетельство о государственной аккредитации установленного образца.
§ 8. Порядок проведения государственной аттестации учреждений среднего профессионального образования установлен в инструктивном письме Минобразования РФ от 16 августа 1994 г. N 91-М <*>.
--------------------------------
<*> Вестник образования. 1995. N 2. С. 83.
§ 9. Порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений за исключением учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования установлен в Положении, утвержденном Приказом Минобразования РФ от 25 января 1996 г. N 27 <*>.
--------------------------------
<*> Образование в документах. 1996. N 9.
§ 10. Следует отметить, что порядок проведения аттестации, установленный федеральными (центральными) органами управления образованием, концептуально противоречит нормам настоящего Закона. Закон устанавливает, что аттестация образовательных учреждений осуществляется независимо от органов управления образованием государственной аттестационной службой.
§ 11. Особенности лицензирования образовательных учреждений установлены Приказом Минобразования от 17 ноября 1994 г. N 442 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений".
Особенности итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования установлены в Приказе Минобразования от 1 ноября 1995 г. N 563 "Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната".
Особенности аттестации образовательных учреждений, аккредитации установлены также в письме Минобразования от 12 мая 1997 г. N 06-51-25ин/25-06 "Об аттестации образовательных учреждений, регулирующих основные и дополнительные общеобразовательные программы" и в Приказе Минобразования от 20 мая 1997 г. N 946 "О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования".
§ 12. Пункт 16 ст. 33 устанавливает, что у образовательного учреждения с момента его государственной аккредитации возникает право на выдачу диплома государственного образца, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ.
В то же время субъекты Российской Федерации имеют свой герб и иные атрибуты государственной власти. В ч. 16 ст. 34 Закона Чувашской Республики об образовании предусмотрено право пользоваться печатью с изображением Государственного герба Чувашской Республики. Аналогичная норма содержится в Законе об образовании Республики Башкортостан.
В Законе республики Марий Эл об образовании само образовательное учреждение решает вопрос, каким государственным гербом пользоваться на печати: Российской Федерации или Республики Марий Эл.




Вернутся в раздел Комментарии к законам