Комментарии к законам

Статья 12. Образовательные учреждения. 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.



2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3. Образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Комментарий к статье 12
§ 1. Статья 12 определяет правовой статус образовательного учреждения, его организационно - правовые формы, типы, виды.
Кроме этой статьи, компетенция образовательного учреждения определена в ст. 32, 41, 42 и других.
§ 2. Образовательный процесс - это образование и воспитание по одной или нескольким образовательным программам.
Образовательное учреждение - учреждение, обладающее следующими признаками:
а) оно зарегистрировано как образовательное учреждение;
б) осуществляет реализацию одной или нескольких образовательных программ.
Помимо этого, образовательное учреждение может:
а) обеспечивать содержание и воспитание обучающихся воспитанников;
б) заниматься предпринимательской деятельностью;
в) оказывать платные образовательные услуги.
§ 3. Юридическое лицо - организация (учреждение), которая:
1) имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
2) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
3) выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;
4) обладает организационным единством, закрепленным в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;
5) самостоятельно отвечает по своим обязательствам (ст. 48 ГК).
Учреждение - вид государственной, муниципальной, негосударственной организации, образуемой для выполнения определенного рода деятельности (ст. 120 ГК).
Государственный статус образовательного учреждения - это тип и вид образовательного учреждения, определенные в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ.
Государственный статус устанавливается только при государственной аккредитации образовательного учреждения (см. ст. 33). Государственная аккредитация возможна для всех типов и видов образовательных учреждений, включая дошкольные.
Государственная аккредитация дает право:
а) на включение в схему централизованного государственного финансирования;
б) на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации (до аккредитации использование Государственного герба на печати недопустимо);
в) на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца.
Тип - образец, выражающий общие существенные черты определенной группы явлений.
Тип образовательного учреждения - группирование образовательного учреждения по определенным признакам в данном контексте, понятие тип употребляется как род.
Род - характеристика класса образовательных учреждений, в состав которого входят другие классы (виды).
Вид образовательного учреждения характеризует соотношения образовательного учреждения с родом образовательного учреждения и состоит в том, что вид входит в род.
Филиалы, отделения, структурные подразделения, представительства образовательного учреждения - организации, которые являются частью какой-либо другой организации. Представительства могут создаваться в других городах и странах.
§ 4. Процедура создания филиала следующая: образовательное учреждение составляет устав или положение о филиале, которое это учреждение и утверждает.
В уставе (положении) определяется компетенция филиала, который может иметь текущие и расчетные счета, самостоятельный баланс.
Филиал следует зарегистрировать. При регистрации нужно представить заявление на регистрацию, устав филиала, устав образовательного учреждения, квитанцию об уплате пошлины в соответствии со ст. 33 Закона "Об образовании".
В пункте 24 ст. 33 установлено, что регистрация филиалов (отделений) образовательных учреждений проходит по фактическому адресу, а лицензирование, государственная аккредитация в общем порядке, т.е. через образовательные учреждения, по месту его нахождения.
В настоящее время приняты следующие Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации:
от 5 июня 1994 г. N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 864.
от 31 августа 1994 г. N 1008 (ред. от 9 сентября 1996 г.) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 19. Ст. 2221; 1996. N 38. Ст. 4430; 1997. N 3. Ст. 395.
от 14 октября 1994 г. N 1168 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2893.
от 3 ноября 1994 г. N 1237 (ред. от 9 сентября 1996 г.) "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3050; 1996. N 38. Ст. 4430.
от 7 марта 1995 г. N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1053; 1997. N 10. Ст. 1169.
от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580.
от 26 июня 1995 г. N 612 (ред. от 14 октября 1996 г.) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе - интернате" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2671; 1996. N 43. Ст. 4917; 1997. N 36. Ст. 4191.
от 1 июля 1995 г. N 676 (ред. от 14 октября 1996 г.) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2693; 1996. N 43. Ст. 4917; 1997. N 36. Ст. 4191.
от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2694; 1997. N 8. Ст. 956.
от 26 июня 1993 г. N 597 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" <*>;
--------------------------------
<*> САПП. 1993. N 28. Ст. 2594.
от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно - воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 1681; 1997. N 2. Ст. 3250.
от 12 марта 1997 г. N 288 " Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1326.
от 28 августа 1997 г. N 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в типовое положение об общеобразовательной школе - интернате и типовое положение об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 36. Ст. 4191.
от 13 сентября 1996 г. N 1092 "Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4562.
от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" <*>;
--------------------------------
<*> РГ. 1997. 9 окт.
от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе - интернате)" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5411.
§ 5. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
Это означает, что при разработке устава негосударственного образовательного учреждения можно заимствовать правила из типового положения.
§ 6. Закон РФ "Об образовании" частично определяет содержание типового положения: оно должно регулировать деятельность образовательного учреждения (п. 5 ст. 12); в нем должен быть установлен верхний предел нагрузки педагогического работника (п. 6 ст. 55); в нем может быть предусмотрен порядок назначения руководителей муниципальных образовательных учреждений (пп. 7 п. 2 ст. 31).
Сравним содержание нескольких Типовых положений:
---------------------T--------------------T----------------------¬
¦ Типовое положение о¦Типовое положение об¦ Типовое положение об ¦
¦ вузе ¦ общеобразовательном¦ образовательном ¦
¦ ¦ учреждении ¦ учреждении среднего ¦
¦ ¦ ¦ профессионального ¦
¦ ¦ ¦ образования ¦
+--------------------+--------------------+----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------+--------------------+----------------------+
¦1. Вуз, его задачи ¦1. Общие положения ¦1. Общие положения ¦
¦и структура ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Прием в вуз ¦2. Организация дея- ¦2. Прием в ССУЗа ¦
¦ ¦ тельности ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Учебная и научная¦3. Образовательный ¦3. Учебная деятель- ¦
¦деятельность вуза ¦процесс ¦ность ССУЗа ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Академическая ¦4. Участники образо-¦4. Автономность ССУЗа ¦
¦свобода и автономия ¦вательного процесса ¦ ¦
¦вуза ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Государственные ¦5. Управление обще- ¦5. Государственные об-¦
¦образовательные ¦образовательными ¦разовательные стандар-¦
¦стандарты высшего ¦учреждениями ¦ты среднего профессио-¦
¦профессионального ¦ ¦нального образования ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Управление госу- ¦ - ¦6. Управление госу- ¦
¦дарственным вузом ¦ ¦дарственным ССУЗом ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Студенты - слуша-¦ - ¦7. Обучающиеся ССУЗа ¦
¦тели и работники ву-¦ ¦ ¦
¦за ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. Подготовка науч- ¦ - ¦8. Работники ССУЗа ¦
¦но - педагогических ¦ ¦ ¦
¦кадров и повышение ¦ ¦ ¦
¦квалификации педаго-¦ ¦ ¦
¦гических и научных ¦ ¦ ¦
¦работников ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Контроль за дея- ¦ - ¦9. Повышение квалифи- ¦
¦тельностью вуза ¦ ¦кации педагогических ¦
¦ ¦ ¦инженерно - техниче- ¦
¦ ¦ ¦ских работников ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10. Экономика систе-¦ - ¦10. Контроль за дея- ¦
¦мы высшего и после- ¦ ¦тельностью ССУЗа ¦
¦вузовского професси-¦ ¦ ¦
¦онального образова- ¦ ¦ ¦
¦ния ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Международная ¦ - ¦11. Экономика системы ¦
¦деятельность вуза ¦ ¦среднего професси- ¦
¦ ¦ ¦онального образования ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦12. Учет и отчетность ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦13. Международное ¦
¦ ¦ ¦сотрудничество ¦
L--------------------+--------------------+-----------------------
Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, имеет следующую структуру: 1. Общие положения; 2. Организация деятельности учреждения; 3. Образовательный процесс; 4. Участники учебно - воспитательного процесса; 5. Работники учреждения, их права и обязанности; 6. Организация лечебно - оздоровительной работы; 7. Управление учреждением; 8. Имущество и средства учреждения.
Очевидно, что единая структура типового положения еще не выработана. Типовое положение может включать, на наш взгляд, как минимум следующие разделы: 1. Общие положения; 2. Порядок заключения, изменения и прекращения договора между образовательным учреждением и обучающимся; 3. Время обучения и время отдыха; 4. Нормирование образовательного процесса; 5. Дисциплина в образовательном процессе; 6. Содержание образования; 7. Условия обучения; 8. Государственные образовательные стандарты; 9. Управление образовательным учреждением; 10. Контроль за деятельностью образовательного учреждения; 11. Учет и отчетность в образовательном учреждении; 12. Подготовка кадров и повышение квалификации; 13. Права, обязанности, ответственность участников образовательного процесса; 14. Международная деятельность образовательного учреждения.
Таким образом, типовые положения должны регулировать преимущественно педагогические отношения.
§ 7. Субъекты РФ в нарушение ст. 28 принимают типовые положения. Например, Республика Татарстан в 1994 г. приняла Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Положение об общеобразовательном учреждении. Типовые положения субъектов РФ не должны противоречить федеральным типовым положениям об образовательных учреждениях.
Кроме того, субъекты РФ нередко принимают примерные, модельные положения. Например, в Краснодарском крае в 1992 г. было принято примерное Положение об инновационном типе среднего учебного заведения.
Типовые положения согласно ч. 5 ст. 12 принимаются по каждому типу и виду образовательного учреждения.




Вернутся в раздел Комментарии к законам