Комментарии к законам

Статья 7. Государственные образовательные стандарты. 1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально - региональный компоненты.



Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.
5. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Комментарий к статье 7
§ 1. Образовательный стандарт - важнейший компонент многих отношений субъектов воспитательно - образовательного процесса и структур государственного управления.
Цель статьи состоит в определении главного инструмента, обеспечивающего единство, унификацию содержания основного образования (образовательного пространства) на всей территории Российской Федерации в любых видах и типах образовательных учреждений, главного (косвенного) метода управления образованием, гаранта автономности образовательных учреждений и защиты национально - культурных традиций.
Гражданину образовательный стандарт необходим для обеспечения качественной социализации личности в контексте развития национальной, общемировой культуры, гармонизации индивида с окружающей средой, социумом, самим собой, создания ориентира для личностного самоопределения, а также как единица измерения, критерий образованности.
Педагогу образовательный стандарт необходим как ориентир минимально допустимого уровня образования, как условие более полной реализации своего профессионального потенциала (в вариативном содержании образования), раскрываемого сверх обязательного минимума образования.
Представительным и исполнительным органам власти государственный образовательный стандарт необходим для более точного и обоснованного определения размеров финансирования и материально - технического обеспечения образовательного процесса, а также как основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
В условиях многонационального федеративного государства образовательные стандарты включают в себя по-разному структурируемое содержание образования. В нем обязательно выделяются федеральный и национально - региональный компоненты.
§ 2. Государственный образовательный стандарт - это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом.
Применение государственного образовательного стандарта способствует улучшению качества содержания образования.
Применение федерального компонента обеспечивает такой общегосударственный уровень образования, который создает одно из важнейших условий национальной безопасности, мобильности личности, конкурентоспособности ее на рынке труда внутри страны и за ее пределами.
Применение национально - регионального компонента образования обеспечивает такой его уровень, который учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально - культурной самоидентификации и позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры.
В условиях демократизации образования федеральный и национально - региональный компонент стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план. Последний является компетенцией самого образовательного учреждения и разрабатывается им самостоятельно (п. 5 ст. 14 Закона).
Кроме обязательного минимума содержания образования, базисный учебный план может содержать еще и факультативную часть. Это так называемый школьный компонент, призванный удовлетворять разнообразные познавательные интересы и образовательно - воспитательные запросы учащихся и их родителей.
В соответствии с Законом федеральные (центральные) органы государственной власти устанавливают не только обязательный минимум содержания основных образовательных программ, но и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Важно иметь в виду, что для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
§ 3. Государственные образовательные стандарты наряду с фиксацией определенного содержания образования выполняют еще функцию определения социально - гарантированного образовательного уровня. Поэтому ответственность за нарушение настоящей статьи наступает в тот момент, когда кто-либо из участников правоотношений (кроме ученика и его родителей) допускает намеренное отступление от утвержденного государственного стандарта или недостаточное обеспечение возможности его реализации по финансовым или материально - техническим причинам.
В соответствии с пп. 10 п. 5 ст. 37 Закона государственные органы управления образованием контролируют исполнение законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов.
§ 4. Государственные образовательные стандарты были утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования" от 28 февраля 1994 г. <*>
--------------------------------
<*> САПП. 1994. N 10. Ст. 793.
"Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" от 12 августа 1994 г. <*>
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2085.
"Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" от 20 апреля 1995 г. <*>
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1666.
"Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" от 18 августа 1995 г. <*>
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3664.
"Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" от 10 августа 1993 г.
Этому вопросу были посвящены также Постановление Госкомвуза "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования" от 25 мая 1994 г.; письмо Госкомвуза "О применении государственных требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам" от 29 сентября 1995 г.
§ 5. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. были установлены следующие правила:
1. Разработка федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится Минобразованием России.
2. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов утверждаются:
в части основного общего образования - Правительством Российской Федерации;
в части начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования - Минобразованием России.
3. Специальные государственные образовательные стандарты для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утверждаются Минобразованием России.
4. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования вводятся:
по новым общеобразовательным программам и программам начального профессионального образования - не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам:
по действующим более пяти лет общеобразовательным программам и программам начального профессионального образования - с момента их утверждения.
В период между началом работы по новым образовательным и профессиональным программам и утверждением соответствующих федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, а также специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии действуют временные требования, утверждаемые Минобразованием России.
Примечания. 1. Законодательством Российской Федерации определено, что:
в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально - региональный компоненты;
федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
национально - региональные компоненты государственных образовательных стандартов устанавливаются субъектами Российской Федерации в лице их органов государственной власти.
2. Специальные государственные образовательные стандарты для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются и уточняются на основе, предусмотренной настоящим порядком, но не реже одного раза в десять лет.
§ 6. В настоящее время создается новая методология, теория и практика формирования в России образовательного пространства, на основе согласованной системы образовательных стандартов, в поле которого человек может избирать определенную совокупность образовательных программ, которые отразят его развитие.
С помощью системы согласованных государственных образовательных стандартов обеспечивается непрерывность образования, позволяющая человеку целенаправленно и системно развиваться, а стране усиливать свой интеллектуальный потенциал. Таким образом страна переходит от "конечного" к непрерывному образованию как механизму расширенного духовного воспроизводства.
Согласованность государственных образовательных стандартов строится на единых целях образования, выводимых из социальных ценностей.
Основой для разработки образовательных программ являются государственные образовательные стандарты.
Всем государственным образовательным стандартам присущи общие элементы и нормы. К ним можно отнести прежде всего два компонента стандарта: федеральный и национально - региональный; требования к уровню подготовки выпускников; обязательный минимум содержания образовательной программы; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; обязанности образовательного учреждения по отношению к обучающемуся, возникающие при реализации образовательных программ; порядок возмещения ущерба, причиненного обучающемуся образовательным учреждением некачественной реализацией образовательной программы.
Кроме того, выработаны три требования к функционированию государственного образовательного стандарта: порядок разработки и введения в действие государственного образовательного стандарта; общие требования к образовательному стандарту (только для стандарта в сфере профессионального образования); контроль за исполнением государственных образовательных стандартов.
Стандартизация образования не должна ограничивать разумную новационную деятельность педагогов, педагогических коллективов, тормозить развитие системы образования в целом.
Государственные образовательные стандарты определяют общее направление личностного развития по следующим элементам: интеллектуальное, собственно личностное, деятельностное, коммуникативное, этическое, правовое.
Обязательный минимум содержания образовательных программ соответствует следующим требованиям: ориентации содержания на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; ориентация содержания на сущностные основы и связи между многообразными процессами и явлениями, формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы; гармоничное сочетание естественно - научных, гуманитарных и социальных дисциплин, обеспечивающих приоритетное развитие знаний о человеке, природе живого вещества, законах социоприродного развития; установление существа и характера преемственности отдельных учебных предметов (образовательных областей) смежных образовательных программ.
Максимальный объем учебной нагрузки является медицинской нормой допустимой физиологической нагрузки обучающегося человека.
Для отдельных видов государственных образовательных стандартов разрабатываются рекомендации к их обновлению <*>.
--------------------------------
<*> См.: К обновлению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М., 1997.
Например, для определения качественных показателей специалиста используется такая характеристика - "компетентность - социальная мобильность - интеллигентность". Эта модель представляет специалиста в следующем виде. Специалист - это:
- поставщик социально значимых задач (умение выявлять и формулировать социально значимые задачи);
- методист - системный аналитик (умение обобщать, выделять главное в потоках информации, обосновывать возможность представления интуитивно - вероятностного видения проблем в нормах разрешимости задач);
- диагност (умение по отдельным значимым признакам дешифровать причины возникновения того или иного явления и воссоздать его ценностную картину);
- эксперт (умение оценивать многофакторные явления, события, объекты в разных системах отсчета и в разных единицах измерения);
- проектировщик (умение воплотить замысел в разных предметных сферах);
- инновационный менеджер (умение претворить новаторские идеи и изобретения в жизнь).
§ 7. Решением коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 28 октября 1997 г. N 12 одобрен проект Закона "О государственном образовательном стандарте основного общего образования", а также Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, рекомендованный в качестве элемента государственных образовательных стандартов для системы общего среднего образования.
Приводим текст проекта:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




Вернутся в раздел Комментарии к законам