Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально - экономических условий для получения образования.
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 5
§ 1. Данная статья имеет целью законодательно закрепить гарантии обеспечения прав всех граждан РФ на получение образования. Государственные гарантии прав в области образования являются способом обеспечения государством каждому гражданину возможности реализации его права на образование.
Так как государство обеспечивает реальность прав, оно несет ответственность за выполнение своих обязательств. Закон не декларирует равенства прав граждан в области образования, поскольку в обществе с высоким социальным неравенством это практически невозможно. Однако законодатель вводит в данную и другие статьи ряд норм, призванных смягчить это неравенство и, в частности, обеспечивающих возможность получения образования гражданами, нуждающимися в социальной помощи, а также элитарного образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, независимо от их экономического и социального статуса.
§ 2. В статье используются следующие понятия:
Бесплатность образования - возмещение государством гражданину расходов (затрат) на получение общего и на конкурсной основе профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, либо непосредственно, либо путем финансирования соответствующего образовательного учреждения.
Тип и вид образовательного учреждения - согласно концепции Закона понятие типа образовательного учреждения характеризует уровень и другие родовые особенности реализуемых ими программ, понятие вида - направленность этих программ. Например: тип образовательного учреждения - общеобразовательное, виды - школа, лицей, гимназия; тип - учреждение дошкольного образования, виды - станция юных техников, ДЮСШ и т.д.
Граждане, нуждающиеся в социальной помощи:
а) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
б) граждане, имеющие физические и психологические недостатки, в том числе инвалиды;
в) граждане, в семьях которых душевой доход ниже определенного Правительством минимума;
г) другие категории граждан, определяемые Правительством.
Граждане с отклонениями в развитии:
а) граждане, имеющие физические и психические недостатки, в том числе инвалиды;
б) граждане с девиантным (отклоняющимся) поведением, в том числе правонарушители.
Коррекция нарушений развития - деятельность, направленная на преодоление или ослабление отклонений в развитии у соответствующих категорий граждан.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде путем освоения принятых в обществе способов деятельности и поведения в сферах труда, гражданской жизни, быта, культуры, межличностных отношений.
§ 3. Статья 5 содержит главным образом нормы общего характера, что обусловливает чрезвычайно широкий спектр субъектов права и отношений между ними. Поэтому в данном случае лишь обозначаются наиболее важные стороны и виды правоотношений. Подробный комментарий будет дан к тем статьям, которые конкретизируют соответствующие нормы.
Стороны правоотношений:
1) Граждане РФ, проживающие на ее территории (лица, приравненные к ним в отношении права на получение образования), в том числе:
а) граждане, получающие общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
б) граждане, получающие профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
в) граждане, обучающиеся в имеющих аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях;
г) граждане, нуждающиеся в социальной помощи;
д) граждане с отклонениями в развитии;
е) граждане, проявившие выдающиеся способности.
2) Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, в том числе:
а) парламент Российской Федерации;
б) Правительство Российской Федерации;
в) органы власти и управления субъектов Федерации;
г) органы местного самоуправления;
д) органы управления образованием всех уровней.
Основной вид правоотношений, регулируемых статьей:
граждане РФ (отдельные категории граждан) - государство (органы власти и управления, организации и учреждения).
§ 4. Граждане РФ, проживающие на ее территории (лица, приравненные к ним в отношении права на получение образования), имеют право:
а) на получение образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;
б) на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов;
в) на получение бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается впервые в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
г) на возмещение затрат на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующих типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения. В настоящее время данное право не может быть реализовано, поскольку не утверждены государственные стандарты образования (хотя бы временные) и нормативы финансирования расходов на обучение по каждому типу и виду образовательных учреждений;
д) в случае нарушения прав, указанных выше, - на обращение в органы управления образования;
е) на защиту прав на образование в судебном порядке.
Граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на полное или частичное возмещение расходов на их содержание в период получения ими образования.
Граждане с отклонениями в развитии имеют право на получение образования в условиях, обеспечивающих возможность коррекции нарушений развития и социальной адаптации (см. п. 10 - 12 ст. 50).
Граждане, проявившие выдающиеся способности, имеют право на получение образования высшей категории. Законом предусмотрено два возможных механизма поддержки такого образования:
путем предоставления данной категории граждан специальных государственных стипендий, в том числе стипендий для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления стипендий отнесены к компетенции Правительства РФ и в настоящее время еще не разработаны;
путем создания нетиповых образовательных учреждений высшей категории (см. п. 13 ст. 50).
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти обязано:
создать систему образования (см. главу II Закона) и социально - экономического условия для получения образования (см. главу V Закона) - реализации права на образование каждым гражданином;
возместить гражданам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения;
создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Парламент РФ обязан:
принять законодательные акты, устанавливающие ограничения на получение профессионального образования по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости (до настоящего времени подобное законодательство не принято);
утвердить по представлению Правительства категории граждан, которым для получения образования необходима социальная помощь, ее формы, размеры и источники. Самостоятельного законодательного акта поданной проблеме Федеральное Собрание не принимало, но указанные вопросы затронуты, в частности, в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Статьей 16 данного Федерального закона установлен ряд мер по социальной поддержке студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений. Например, предусмотрено обеспечение студентов стипендиями в размере установленного федеральным законом двукратного минимального размера оплаты труда. Студентам - инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, - размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Студентам очной формы обучения государственных, муниципальных учебных заведений выдается доплата на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее чем два процента установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно.
Правительство РФ обязано:
установить порядок определения категорий граждан, которым для получения образования необходима социальная помощь, ее формы, размеры и источники;
установить критерии и порядок предоставления стипендии гражданам, проявившим выдающиеся способности, для получения нетипичного образования высшей категории.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Вернутся в раздел Комментарии к законам