Комментарии к законам

Статья 20. Работники высших учебных заведений. 1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно - педагогического (профессорско - преподавательский состав, научные работники), инженерно - технического, административно - хозяйственного, производственного, учебно - вспомогательного и иного персонала.



К профессорско - преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
2. Замещение всех должностей научно - педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно - педагогических работников заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров (контрактов). Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору (контракту). Срок окончания срочного трудового договора (контракта), заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.
По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет.
Для других должностей, предусмотренных настоящим пунктом, продление указанного срока до достижения возраста семидесяти лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета высшего учебного заведения.
4. Научно - педагогические работники высшего учебного заведения имеют право:
1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;
2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;
3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально - бытовых, лечебных и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором;
4) определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;
5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;
7) на организационное и материально - техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
5. Научно - педагогические работники высшего учебного заведения обязаны:
1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;
2) соблюдать устав высшего учебного заведения;
3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
5) систематически заниматься повышением своей квалификации.
6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения.
7. Права и обязанности административно - хозяйственного, инженерно - технического, производственного, учебно - вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.
Комментарий к статье 20
1. В соответствии со ст. 32 Федерального закона "Об образовании" вуз самостоятелен в осуществлении подбора и расстановки кадров. Вуз самостоятельно определяет штатное расписание, распределяет должностные обязанности. Порядок приема на работу в вуз работников инженерно - технического, административно - хозяйственного, производственного, учебно - вспомогательного и иного персонала определяется КЗоТом РФ и не имеет особенностей. В то же время статус научно - педагогического (профессорско - преподавательского, научного) персонала имеет свои особенности. Таких особенностей несколько.
Прежде всего все лица на должности научно - педагогических работников принимаются по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет.
Трудовому договору (контракту) предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных высших учебных заведений РФ было утверждено Приказом Госкомвуза РФ от 15 сентября 1993 г. N 207 (РВ, 1993, 30 сентября).
О конкурсном отборе претендентов объявляется в периодической печати или в других средствах массовой информации.
Объявление должно содержать условия конкурса, такие, как квалификационные требования. Одновременно сообщение о конкурсном отборе вывешивается на доске объявлений вуза или доводится до сведения коллектива другими доступными способами. Срок подачи заявления на конкурс устанавливается в один месяц со дня объявления конкурса.
У претендента есть право ознакомиться с Положением, условиями контракта и присутствовать на заседании ученого совета, на котором будут рассматривать его кандидатуру.
Контракт заключается с претендентом, набравшим более 50% голосов присутствующих на заседании членов ученого совета вуза (факультета) при наличии кворума - не менее 2/3 от числа списочного состава ученого совета.
При получении равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании совета.
Решение ученого совета принимается тайным голосованием. Решению ученого совета предшествует рассмотрение кандидатур на заседании кафедры. Рекомендация кафедры доводится до сведения членов ученого совета.
Если ни один из претендентов не набрал более 50% голосов, то конкурс считается несостоявшимся.
Контракт заключается без проведения конкурсного отбора в следующих случаях:
- во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета вуза;
- по усмотрению ректора сроком до одного года. Повторное заключение такого контракта или его продление не допускается.
Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов определяется уставом вуза. Например, согласно Уставу Санкт - Петербургского государственного технологического университета факультет возглавляет декан, избираемый на 5 лет ученым советом факультета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих ученую степень или звание, утверждаемый в должности ректором СП(б)ГТУ. Организует проведение выборов декана комиссия из ведущих сотрудников факультета, назначаемая ректором. Кандидатуру на должность декана могут выдвигать группа заведующих кафедрами и профессоров СП(б)ГТУ, коллективы кафедр.
Должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти лет, независимо от времени заключения трудовых договоров (контрактов).
Как только лицам, занимающим перечисленные должности, исполнится 60 лет, они должны быть переведены с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. При отказе от перевода трудовой договор (контракт) расторгается, за исключением случая, когда по представлению ученого совета вуза учредитель продлевает срок пребывания в должности ректора до достижения семидесяти лет. По остальным должностям срок продлевает ректор по представлению ученого совета.
Пребывание на должностях ректора, проректоров, декана, заведующего кафедрой в возрасте свыше 70 лет является грубым нарушением п. 3 ст. 20 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Ректор не имеет права назначать деканов и заведующих кафедрами своим приказом, без проведения выборов.
Ч. 4 ст. 20 настоящего Закона устанавливает права и обязанности научно - педагогических работников вуза. Кроме перечисленных, они могут быть расширены в правилах внутреннего распорядка вуза. При совершенствовании этих правил целесообразно использовать рекомендацию ЮНЕСКО государствам - членам о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятую в 1995 г.
В соответствии с этой рекомендацией преподавание в сфере высшего образования является формой общественной службы, которая требует от лиц, осуществляющих преподавательскую деятельность, глубоких теоретических знаний, специализированных навыков, приобретенных и поддерживаемых благодаря упорной учебе и исследовательской деятельности. Преподавание требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благосостояние учащихся и соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым научной работе, исследовательской деятельности.
Под научной работой преподавателя понимаются процессы, посредством которых он постоянно обновляет знания по своему предмету или готовит научные публикации, развивает и совершенствует свою деятельность в качестве преподавателя по своей дисциплине.
Исследовательская деятельность - оригинальные исследования в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающие тщательные, упорядоченные изыскания на основе критического подхода с использованием различных приемов и методов, зависящих от характера и условий поставленных проблем, которые направлены на уточнение и (или) решение этих проблем.
Кроме того, преподаватели осуществляют и консультативно - лекторскую работу, которая состоит в оказании услуг за пределами учебного заведения для обслуживания самых разных сообществ в государстве или регионе, которые считаются районом, охватываемым данным учебным заведением. Подобные услуги могут быть самыми разнообразными, в частности, внеучрежденческое, постоянное и дистанционное образование, обеспечиваемое посредством организации вечерних занятий, краткосрочных курсов и семинаров.
Под преподавательскими кадрами вузов понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и (или) научной работой и (или) исследованиями, включая тех, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или широким массам с помощью кинофильмов, видеофильмов, телевидения или радио, через компьютерные системы, библиотеки или путем консультирования.
Каждый преподаватель в своей деятельности должен постоянно учитывать цели в области образования и максимально способствовать их реализации. Это прежде всего всестороннее развитие личности и прогресса общества.
Для выполнения своих функций преподавательские кадры высших учебных заведений должны быть защищены от политического и экономического давления.
Кроме прав, перечисленных в ч. 4 ст. 20, научно - педагогические работники вузов согласно п. 78 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ имеют право не только на избрание в ученый совет, но и во все другие органы управления высшего учебного заведения.
Научно - педагогические работники вузов имеют также следующие права: на длительный отпуск сроком до одного года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы (порядок и условия предоставления данного отпуска определяются уставом и учредителем, в частности, учредитель решает вопрос и его решение закрепляется в уставе вуза об оплате этого отпуска); на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение книг и периодических изданий в размере полутора минимальных размеров оплаты труда (сумма денежной компенсации согласно ст. 55 Закона РФ "Об образовании"). Если преподаватель работает в одном вузе на полторы ставки, то такое пособие ему выплачивается и за полставки, но только в том случае, если на полставки он ведет другой предмет. Это право вуз может признать и за почасовниками, которым так же, как и совместителям, пособие целесообразно выплачивать в полном размере, учитывая, что согласно п. 62 Рекомендации государствам - членам о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений преподавательские кадры, работающие регулярно на неполной ставке, должны пользоваться теми же основными условиями занятости, что и преподавательские кадры высших учебных заведений, работающие на полной ставке.
Вузы должны принимать меры для активного содействия взаимообогащающему обмену идеями и информацией между преподавательскими кадрами высших учебных заведений во всем мире, что имеет важное значение для эффективного развития высшего образования и исследовательской деятельности. Для этого целесообразно участвовать в российских и международных форумах, связанных с высшим образованием или исследовательской деятельностью.
В Положении об учебной нагрузке профессорско - преподавательского состава и нормах времени на виды работ вуза целесообразно, по примеру Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Приказ N 125 от 13.02.97), отнести к учебной нагрузке выступление на международных конференциях - 40 часов, за сообщение - 20 часов, на российских конференциях - соответственно республиканских, областных - 30 - 15, на внутриакадемических (внутривузовских) - соответственно 20 - 10.
Подготовка индивидуальных или коллективных трудов - до 60 часов за 1 п.л. каждому автору. Научное редактирование коллективных монографий, учебников, сборников, статей - от 5 до 10 часов за 1 п.л. Разработка новых текстов лекций, рекомендованных к изданию, - до 60 часов за 1 п.л., за подготовку учебно - методического пособия - до 60 часов.
Многие стороны деятельности работников высших учебных заведений регулируются моральными нормами, входящими в кодексы вузов по вопросам этики, которыми работники руководствуются в преподавательской, научной, исследовательской и служебной деятельности.
Такие кодексы целесообразно разработать во всех вузах.
Качество работы вузов зависит от того, насколько обеспечены права и свободы преподавательских кадров. За всеми преподавателями признаются индивидуальные права и свободы: гражданские права, академическая свобода, право на публикацию и международный обмен информацией.
В вузе не должны ограничиваться гражданские, политические, социальные и культурные права, признанные на международном уровне.
Преподаватель имеет право содействовать социальным изменениям путем свободного выражения своего мнения о государственной политике и политике, затрагивающей высшее образование.
Преподаватели имеют право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований и публикацию их результатов; на свободное выражение своих мнений в отношении учреждения или системы, в которой они работают, на свободу от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах.
Преподаватель пользуется правом на преподавание без какого-либо вмешательства при условии соблюдения признанных профессиональных принципов, включая профессиональную ответственность и интеллектуальность в отношении норм и методов преподавания.
Нельзя требовать от преподавателя проводить обучение вопреки его знаниям и совести или принуждать его использовать учебные программы и методы, противоречащие национальным и международным нормам, действующим в области прав человека.
Преподаватели имеют право на профессиональную деятельность вне своей работы и прежде всего деятельность, которая повышает их профессиональные знания и навыки или позволяет применять свои знания для решения проблем, стоящих перед обществом, при условии, что такая деятельность не противоречит их основным обязательствам перед вузом в отношении преподавания.
Работники вуза обязаны уважать академическую свободу других сотрудников, вести честное обсуждение противоположных мнений.
Академическая свобода связана с обязанностью использовать ее в соответствии с долгом ученых проводить исследование на основе честного поиска истины.
Преподавательская, исследовательская, научная работа должна проводиться в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами. Она должна быть нацелена на решение современных проблем при сохранении исторического и культурного наследия.
К конкретным обязанностям преподавателей, которые вузы включают в его устав, правила внутреннего распорядка и которые общепризнаны во всем мире, относятся:
- эффективно обучать студентов; быть честным и справедливым в отношении студентов как мужского, так и женского пола; одинаково обращаться со студентами всех рас и религий; поощрять свободный обмен идеями между преподавателями и студентами, а также направлять учебу студентов;
- проводить научную работу и распространять результаты этой работы, уделяя должное внимание доказательности, беспрепятственности суждений и добросовестности при сообщении результатов;
- соблюдать этику научных исследований в отношении человека, животных, наследия или окружающей среды;
- уважать и признавать ценность научной работы своих коллег и студентов и, в частности, обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все и только те, кто внес в них существенный вклад и разделяет ответственность за содержание публикации;
- воздерживаться от использования конфиденциальной информации;
- быть честным и беспристрастным при проведении профессиональной оценки своих коллег и студентов;
- избегать введения общественности в заблуждение своей профессиональной экспертной оценкой;
- стремиться к достижению самых высоких стандартов в своей профессиональной работе.
Согласно ст. 56 Закона РФ "Об образовании" работник вуза может быть уволен за повторное грубое нарушение устава вуза.
Во всем мире в вузах грубым нарушением признается: систематическое пренебрежение должностными обязанностями; подделка или фальсификация результатов научных исследований; серьезные финансовые нарушения; сексуальные или другие домогательства в отношении учащихся, коллег или других представителей академического сообщества; высказывание серьезных угроз в их адрес; извлечение незаконной выгоды из учебного процесса, в том числе фальсификация свидетельств, дипломов и степеней в обмен на денежное вознаграждение и т.д.
В вузе основным структурным подразделением является кафедра. Положение заведующего кафедрой имеет важное значение и по-разному определяется в разных вузах. Каждый вуз, согласно п. 63 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, разрабатывает и утверждает положение о кафедре в порядке, предусмотренном его уставом.
Например, Устав Ульяновского государственного университета в п. 9.10 (кафедра УлГУ) определяет кафедру как основное учебно - научное, структурное подразделение.
Устав Санкт - Петербургского государственного технического университета определяет кафедру в п. 3.19 как первичное структурное подразделение.
Заведующий кафедрой, по уставу УлГУ: планирует и организует работу кафедры, руководит ее текущей деятельностью; предлагает штатный состав кафедры в пределах имеющегося фонда оплаты труда; представляет в ректорат совместно с деканом контракт о найме на работу сотрудников кафедры; созывает заседание кафедры; председательствует на ее заседаниях, утверждает решение кафедры, выносит на заседание кафедры основные вопросы ее деятельности, в том числе предложения о форме привлечения к работе на кафедре сотрудников и размерах оплаты их труда; ежегодно представляет отчет о деятельности кафедры; предлагает кандидатуры на внештатную должность заместителя заведующего кафедрой; представляет кафедру на факультете, в университете, а также в сторонних организациях; несет персональную ответственность перед коллективом кафедры, деканом, ученым советом факультета, ученым советом университета и ректором за результаты своей деятельности, деятельности кафедры.
На заседаниях кафедры рассматриваются и утверждаются: все формы и методы обучения и виды учебных занятий, предусмотренные учебными планами, в том числе учебная нагрузка преподавателей; мероприятия по организации воспитательной работы со студентами; учебные программы и планы по дисциплинам кафедры; учебники, учебные и наглядные пособия, учебно - методическая литература; все виды научно - исследовательской деятельности кафедры; индивидуальные планы учебной, научной, методической и другой работы сотрудников кафедры; связи с промышленными и другими предприятиями для организации взаимовыгодного всестороннего сотрудничества и распространения передового опыта; расходование кафедрой имеющихся в ее распоряжении средств на научные, учебные и социальные нужды; направления в зарубежные командировки, на стажировки ФПК, в пределах имеющихся в распоряжении кафедры средств; кандидатуры в члены Ученого совета УлГУ или Совета факультета, выдвигаемые от кафедры и др.
Закон относит заведующего кафедрой к профессорско - преподавательским кадрам, в то же время он руководитель структурного подразделения.
Развитие статуса заведующего кафедры - важнейший путь повышения качества работы вуза. К основным функциям заведующего кафедрой можно отнести следующие: подбор кадров; работа с резервом на замещение должностей на кафедре; организация работы кафедры, включая управление учебной, научной работой; организация повышения квалификации.
Заведующего кафедрой целесообразно отнести к администрации вуза. Как известно, администратору подчинен хотя бы один работник; он наделен дисциплинарной властью; он организует учебную и научную работу.
Исходя их этих основ целесообразно выплачивать заработную плату заведующему кафедрой за организационную работу в размере, превышающем оклад профессора, например, на 50%. В этом случае рабочее время заведующего кафедры в соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании" должно быть не более 36 часов в неделю. Например, можно было бы установить 24-часовую рабочую неделю, создав условия для его работы, и, прежде всего, предоставить заведующему отдельный кабинет. Заведующий кафедрой может совмещать свою работу с работой профессора на четверть, половину или полную ставку с соответствующей оплатой.
Кроме того, для того чтобы заведующий кафедрой мог эффективно выполнять свои функции, его целесообразно наделить дисциплинарной властью и эти правомочия записать в уставе вуза, правилах внутреннего трудового распорядка. Заведующему кафедрой можно предоставить следующие полномочия: издавать распоряжения; объявлять замечание работникам кафедры за нарушение трудовой дисциплины; объявлять благодарность с занесением ее в трудовую книжку; давать обязательные указания работникам кафедры в пределах их должностных обязанностей; оценивать работу сотрудников кафедры; проверять качество выполнения обязанностей работниками кафедры.
В соответствии с п. 56 Рекомендации государствам - членам о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений рабочая нагрузка преподавательских кадров должна быть обоснованной и справедливой, позволяя им эффективно выполнять свои функции и обязанности по отношению к обучающимся, а также свои обязательства в области научной работы и исследований.
Например, Российская академия государственной службы при Президенте России установила на 1996 - 97 учебный год учебную нагрузку на одного преподавателя в объеме 500 часов, что, видимо, наиболее разумно, так как нагрузка позволяет преподавателю выполнять все свои функции. Превышение нагрузки приводит к снижению качества преподавания.
Для определения нагрузки преподавателя необходимо уточнить соотношение преподавателей и студентов. Например, Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. N 1379 "О Санкт - Петербургском государственном университете" установлено следующее соотношение - один преподаватель на четырех студентов дневной формы обучения (РГ, 1993, 13 ноября).
Такое соотношение целесообразно ввести в настоящий Закон.
На работников вузов распространяются права, обязанности, которые закреплены в следующих международных нормативных правовых актах, принятых Организацией Объединенных Наций:
- Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.;
- Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения, взаимопонимания между народами, 1965 г.;
- Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.;
- Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;
- Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г., и факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, 1966 г.;
- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 г.;
- Декларация о правах инвалидов, 1975 г.;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 г.;
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, 1981 г.;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 г.
Акты ЮНЕСКО:
- Международная Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г., и Протокол к ней, 1962 г.;
- Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г.;
- Рекомендация о положении учителей, 1966 г.;
- Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод, 1974 г.;
- Рекомендация о статусе научно - исследовательских работников, 1974 г.;
- Пересмотренная рекомендация о техническом и профессиональном образовании, 1974 г.;
- Декларация о расе и расовых предрассудках, 1978 г.;
- Конвенция о техническом и профессиональном образовании, 1989 г.;
- Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании, 1993 г.
Акты Международной Организации труда:
- Конвенция (N 95) об охране заработной платы, 1949 г.;
- Конвенция (N 87) о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 г.;
- Конвенция (N 98) о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 г.;
- Конвенция (N 100) о разовом вознаграждении, 1951 г.;
- Конвенция (N 102) о минимальных нормах социального обеспечения, 1952 г.;
- Конвенция (N 103) об охране материнства (пересмотренная), 1952 г.;
- Рекомендация (N 95) об охране материнства, 1952 г.;
- Конвенция (N 111) о дискриминации в области труда и занятий, 1958 г.;
- Конвенция (N 118) о равноправии в области социального обеспечения, 1962 г.;
- Конвенция (N 130) о медицинской помощи и пособиях по болезни, 1969 г.;
- Рекомендация (N 162) о пожилых трудящихся, 1980 г.;
- Конвенция (N 158) о прекращении трудовых отношений, 1982 г.;
- Конвенция (N 156) о трудящихся с семейными обязанностями, 1981 г.;
- Рекомендация (N 163) о коллективных переговорах, 1981 г.;
- Конвенция (154) о коллективных переговорах, 1981 г.;
- Рекомендация (N 143) о представительстве трудящихся, 1971 г. и др.
Это и другие Конвенции:
- ЮНЕСКО, Всемирная Конвенция об авторском праве, 1952 г., пересмотренная в 1971 г.;
- Всемирная организация интеллектуальной собственности, Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений, 1971 г.




Вернутся в раздел Комментарии к законам