1. Выполнение договора перевозки груза в установленный срок является одной из важнейших обязанностей перевозчика. Правила исчисления сроков доставки утверждаются в соответствии со ст. 39 ТУЖД МПС по согласованию с Минэкономики. В соответствии с этой статьей железная дорога и грузоотправитель могут предусмотреть в договорах об организации перевозок иной срок доставки.
За невыполнение обязанности по своевременной доставке груза установлена неустойка в форме пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Ранее в УЖД предусматривался штраф в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки. Ответственность возлагается на железную дорогу назначения, а если груз доставлялся в прямом смешанном сообщении, то на участвовавшую в таком сообщении сторону, по вине которой допущена просрочка доставки груза. Основанием ответственности за просрочку в доставке груза является вина перевозчика, которая презюмируется. Железная дорога назначения (иной перевозчик в прямом смешанном сообщении) может быть освобождена от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ст. 35 ТУЖД обстоятельств, а также устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.
2. Установленная ст. 111 неустойка не является исключительной. Она не освобождает железную дорогу (другую виновную сторону) от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК. Например, если в результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан кроме уплаты управомоченному лицу пени за нарушение сроков доставки возместить сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - его стоимость.
3. Согласно комментируемой статье своевременно должны доставляться не только грузы, но и порожние вагоны, принадлежащие грузоотправителю, грузополучателю или арендованные ими. Возможность перевозки грузов в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц, наряду с перевозками в подвижном составе железных дорог предусмотрена ст. 10 ТУЖД (см. комментарий к ней).
Широким использованием грузоотправителями и грузополучателями собственных вагонов для перевозки грузов объясняется включение в комментируемую статью указания на обязанность железной дороги своевременно доставить не только груз, но и возвратить владельцу его вагоны.
Сроки возврата владельцу порожних вагонов и порядок их исчисления определяются Правилами исчисления сроков доставки и не отличаются от сроков доставки грузов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 111. За просрочку доставки груза, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, железная дорога назначения либо в прямом смешанном сообщении сторона, по вине которой допущена просрочка доставки груза, уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьей 35 настоящего Устава обстоятельств, устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.. Комментарий к статье 111
Вернутся в раздел Комментарии к законам