в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;
в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоящей статьей, железная дорога возвращает взысканную за такой груз плату за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.
Комментарий к статье 110
1. В данной статье установлен предел ответственности перевозчика - железной дороги - за ущерб, причиненный при транспортировке груза. Этот предел ограничен потерями, причиненными непосредственно грузу. Возмещению подлежат либо реальные потери в грузе, если его стоимость не объявлялась, либо в случае утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.
В первом случае при утрате или недостаче груза ущерб возмещается в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае его повреждения (порчи) - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз. В отличие от УЖД новый закон ТУЖД - вслед за ГК установил обязанность железной дороги возместить полную стоимость поврежденного груза, если восстановить его оказалось невозможным. Тем самым получила законодательное закрепление практика судов, взыскивавших с железной дороги полную стоимость поврежденного (испорченного) груза в случае, если он оказывался полностью непригодным к использованию по назначению. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков от повреждения груза в пути, государственные арбитражи, а затем и арбитражные суды исходили также из того, что возмещению должны подлежать не только сумма, на которую понизилась стоимость груза, но и расходы, произведенные на восстановление (ремонт) поврежденного груза. Нет препятствий к такому подходу и в связи с принятием ТУЖД.
Во втором случае, т.е. если была объявлена ценность сданного к перевозке груза, дорога должна возместить ущерб в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза. Ранее действовавший УЖД допускал возмещение в размере объявленной ценности лишь в случае полной утраты груза. ТУЖД установил, что данный подход должен быть применен и при недостаче, повреждении (порчи) груза соразмерно доли объявленной стоимости груза, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза. В ТУЖД отсутствует правило о том, что в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость груза, то ущерб возмещается в сумме действительной стоимости груза. Следовательно, в тех случаях, когда объявлена ценность груза, ни дорога, ни суд не должны проверять ее соответствие действительной стоимости груза в случае его утраты, недостачи, повреждения (порчи).
2. Предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи правило об определении стоимости груза исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, применяется, если возмещению подлежит ущерб, причиненный грузу, отправленному без объявления его стоимости.
3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено правило, согласно которому железная дорога обязана возвратить неосновательно полученные за ненадлежащую перевозку средства. Кроме возмещения ущерба в установленных размерах, железная дорога обязана возвратить взысканные за перевозку груза провозные и иные причитающиеся железной дороге платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза. В отличие от УЖД возврату подлежат провозные и иные платежи как за утраченный, недостающий, так и за поврежденный (испорченный) груз.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 110. Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:. в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;
Вернутся в раздел Комментарии к законам