Комментарии к законам

Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики. Правительство Российской Федерации:



осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;
(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
прогнозирует социально - экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
осуществляет управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
осуществляет общее руководство таможенным делом;
принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
Комментарий к статье 14
1. Главной целью экономической политики Правительства Российской Федерации является регулирование экономических процессов таким образом, чтобы быстрее устранить структурные диспропорции в системе воспроизводства, которые привели к снижению ее эффективности, конкурентоспособности выпускаемой продукции, к масштабному росту внутреннего и внешнего долга, ослаблению системы государственного управления.
В последние годы, говорится в решении Правительства Российской Федерации и Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, экономика России находится в глубоком системном кризисе <*>.
--------------------------------
<*> О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально - экономического положения в стране см.: Российская газета. 1998. 17 ноября; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1998 г. N 1529 "Об утверждении плана действий по реализации документа "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально - экономического положения в стране" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 52. Ст. 6411.
Регулирование экономических процессов в стране должно осуществляться на основе глубокого анализа развития Российской Федерации, структурных и производственных преобразований в реальном секторе экономики, повышения оптимальности его функционирования, принятия мер по социальной защите населения и стабилизации национальной валюты.
Важнейшим условием правильного регулирования экономических процессов, кардинального оздоровления экономики является повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства за счет создания крупных корпораций, в том числе с государственным участием, а также всемерная поддержка малого и среднего предпринимательства, создание конкурентной среды и решение проблем занятости населения.
Комплексное регулирование экономических отношений и всестороннее развитие производственного потенциала, поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, выпуск конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики, сохранение и увеличение занятости резко ослабляют отрицательное воздействие падения мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, факторов и проявлений мирового финансового кризиса.
Правительство Российской Федерации предпринимает меры по усилению государственного регулирования экономикой и устранению пробелов в нормировании рыночных отношений. Активная хозяйственная политика, направленная на устранение перекосов в применении правовых средств рыночной экономики, неотделима от поиска новых форм организации бизнеса, от надежной системы федеральных экономических органов исполнительной власти, совершенствования всех видов организационно - экономической и организационно - контрольной работы государственных структур, направленной на получение участниками предпринимательской деятельности, гражданского оборота прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
2. В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Указанное право может быть реализовано тогда, когда в обществе гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
В условиях федеративного устройства нашего государства исключительно важно соблюдение принципов рыночной экономики таким образом, чтобы экономическая деятельность каждого субъекта хозяйствования осуществлялась не в ущерб другим предпринимателям, работающим в едином экономическом пространстве, чтобы все новеллы, вводимые в нормативные акты субъектов Российской Федерации, в полной мере соответствовали бы требованиям конституционной законности, закрепленным ст. 76 Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимали решения, направленные на реализацию в практике хозяйствования положений, закрепленных ст. ст. 8, 76 Конституции Российской Федерации.
Постановлением губернатора Курской области от 13 июня 1997 г. N 725 "Об упорядочении финансово - хозяйственных отношений на территории Курской области" органам государственной власти Курской области и определенным этим Постановлением предприятиям, организациям и учреждениям предписано открыть в Курском губернском банке счета в рублях и иностранной валюте с последующим закрытием всех счетов в других банках. На Курский губернский банк возложен контроль за целевым использованием кредитных, инвестиционных и других финансовых средств предприятий.
Президент Российской Федерации установил, что данное Постановление издано в нарушение ст. ст. 12, 71, 130 и 132 Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1328 "О Постановлении губернатора Курской области от 13 июня 1997 г. N 725 "Об упорядочении финансово - хозяйственных отношений на территории Курской области" приостановлено действие этого Постановления и предложено губернатору Курской области привести его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5749.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений должна совершенствоваться и укрепляться функция органов государственной власти по упорядочению и цементированию единства экономического пространства, обеспечению свободы экономической деятельности и созданию гарантированных возможностей для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Все без исключения субъекты хозяйствования, вне зависимости от их капитала, положения в экономической и рыночной системе, от масштабов и территории их функционирования и реального влияния в финансово - банковских сферах, в среде промышленников и биржевиков, включая крупнейшие мирового уровня корпорации и финансово - промышленные группы, обязаны действовать на основе законности и правопорядка.
Государственное регулирование в экономике включает осуществление мер по обеспечению оптимального хозяйствования и единства экономического пространства в масштабах всей Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 104 "О возложении на Министерство экономики Российской Федерации функций уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово - промышленных групп" внесены необходимые изменения в Положение о порядке ведения государственного реестра финансово - промышленных групп Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 6. Ст. 738.
Собственное правовое регулирование экономических отношений, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, субъектами Российской Федерации должно входить в общефедеративное правовое упорядочение рыночного хозяйства, дополнять и обобщать его эффективными решениями насущных проблем развития регионов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76, установлениям ст. ст. 12, 130 и 132 Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в вопросах ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, о правах его органов по управлению этой собственностью.
В экономической жизни некоторых регионов имели место отступления от требований Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов.
Так, в нарушение установленных ст. 8 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации положений о том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации устанавливают ограничения на свободное перемещение продовольственных товаров на территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации предложило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации снять ограничения на свободное перемещение продовольственных товаров на территории Российской Федерации.
Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано не допускать участия органов внутренних дел в осуществлении мер, препятствующих вывозу продовольственных товаров из регионов.
На Министерство путей сообщения Российской Федерации возложена обязанность обеспечить оперативное предоставление подвижного состава для межрегионального перемещения сельскохозяйственной продукции, продовольствия и лекарственных средств.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено принять необходимые меры по обеспечению выполнения договорных обязательств по поставкам продовольствия спецпотребителям, в Москву и Санкт - Петербург, другие промышленные центры, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 42. Ст. 5162. См. также Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3148.
Правительство Российской Федерации поддерживает ценные инициативы и новаторство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в налаживании взаимодействия и сотрудничества по реализации программы стабилизации социально - экономического положения в стране.
Правительство Российской Федерации принимает меры по обеспечению законности в экономической сфере, охране собственности, прав и свобод граждан, неуклонного выполнения предписаний ст. 74 Конституции Российской Федерации.
3. Государственное прогнозирование социально - экономического развития Российской Федерации рассматривается и определяется в качестве деятельности, обеспечивающей разработку научно обоснованных представлений о направлениях социально - экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. В этом состоят стратегические особенности государственного прогнозирования, цели государственных прогнозов и правовое значение актов Правительства Российской Федерации, придающих им юридическую форму.
Государственное прогнозирование осуществляется в условиях структурной перестройки экономики, сложившейся в основном в период планово - распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающей глубокими деформациями, низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации.
Системы государственных прогнозов непосредственно используются при разработке программ социально - экономического развития Российской Федерации, включающих целевые ориентиры социально - экономического развития и планируемые государством эффективные пути и средства достижения указанных ориентиров.
Результаты государственного прогнозирования социально - экономического развития Российской Федерации совместно с научно - практическими разработками важнейших проблем социально - экономического развития в условиях экономической реформы используются при принятии Правительством Российской Федерации решений в области социально - экономической политики государства и по другим вопросам.
Применение Правительством Российской Федерации программных методов в условиях рыночного хозяйства, активной предпринимательской деятельности, конкуренции и экономической свободы способствует проведению структурной перестройки экономики, реализации планов приватизации государственной собственности, демонополизации народного хозяйства, сбалансированному и пропорциональному развитию отраслей экономики и регионов.
Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы <*>. Прогнозы социально - экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики и регионам.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2871 (ст. 2 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации").
Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально - экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Следует иметь в виду, что прогноз социально - экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство организует разработку концепции социально - экономического развития на этот же период, а также определяет порядок разработки прогноза социально - экономического развития и порядок разработки концепции социально - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Прогноз социально - экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. В этом состоит существенная процедурная особенность реализации данного прогноза. Порядок его разработки определяется Правительством Российской Федерации.
Необходимо особо подчеркнуть, что руководящими документами при государственном прогнозировании, подготовке и реализации программ социально - экономического развития Российской Федерации являются Послания Президента Российской Федерации, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Данное положение закреплено законодательством.
Статья 4 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ вводит установление, согласно которому первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Исходя из содержащихся в Послании Президента Российской Федерации положений, Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально - экономического развития на среднесрочную перспективу и порядок ее разработки.
Правовой аспект обеспечения социально - экономических требований, содержащихся в программе, заключается в четкой системе структурирования программы, охватывающей все основные проблемы развития российской экономики, в создании и эффективной реализации механизма ответственного исполнения заданий и обязательств.
Прогноз социально - экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Ежегодное Послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" отмечается, что основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть нормативно - правовое регулирование и контроль, имеющие целями создание благоприятной правовой и институциональной среды обитания бизнеса, развитие конкуренции, упорядочение экономического оборота <*>.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 1998. 24 февраля.
Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
итоги социально - экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
прогноз социально - экономического развития на предстоящий год;
проект сводного финансового баланса на территории Российской Федерации;
перечень основных социально - экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
перечень и объем поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально - экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
Особенности планирования социально - экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу с правовой точки зрения наиболее полно проявляются на примере работы Правительства с федеральными целевыми программами.
В федеральных целевых программах непосредственно реализуются основные требования законодательства Российской Федерации.
В п. 4 ст. 5 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" формулируются обязательные требования к перечню федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год.
В перечне федеральных целевых программ указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ;
объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
государственные заказчики программ.
Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" были утверждены объемы финансирования по перечню федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1998 год согласно приложению N 4 <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1464.
Что же касается планирования развития государственного сектора экономики, то намечаемые проектировки, во-первых, включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и, во-вторых, содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Регулирование экономических процессов предполагает разработку и реализацию моделей и сценариев функционирования экономики страны в определенные периоды времени.
Порядок и процедура осуществления названной деятельности в условиях проведения экономической реформы утверждаются актами Правительства Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> К их числу следует отнести: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 331 "О разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1996 год" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1538); Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1170 "О разработке прогноза и программы социально - экономического развития Российской Федерации на 1996 - 2000 годы, прогноза и концепции социально - экономического развития Российской Федерации на 1996 - 2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4823); Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 589 "О разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1998 год, уточнении параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2000 года и разработке проектировок основных расходов федерального бюджета на 1998 - 2000 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 21. Ст. 2484).
Министерство экономики Российской Федерации разрабатывает и представляет в Правительство сценарные условия функционирования экономики страны в 1999 году и на период до 2001 года, содержащие основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, приоритеты социально - экономической политики <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 4 "О разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 265).
После рассмотрения Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики страны в 1999 году и на период до 2001 года Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации в установленный срок представляют Правительству Российской Федерации основные характеристики и данные о доходах и расходах федерального бюджета на 1999 год по показателям функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и проектировки основных доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года.
Необходимо подчеркнуть, что государственное регулирование экономики Правительством Российской Федерации осуществляется посредством разработки мер по подготовке программ развития отраслей экономики и их реализации. Среди этих решений ведущее положение занимают постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся важнейших направлений и областей экономики, прежде всего отраслей, имеющих стратегическое и приоритетное значение, агропромышленного комплекса, наукоемких отраслей и технологий с высокой степенью обработки, транспорта, связи и других, на которые распространяется действие комментируемой статьи.
К их числу следует отнести решения Правительства Российской Федерации, носящие комплексный характер, содержащие широкий арсенал правовых средств и затрагивающие важнейшие отрасли промышленности и строительства, энергетику, геологоразведку, железнодорожный транспорт, проблемы их проектирования и перспективы развития.
Правительство Российской Федерации приняло предложения Правительства Республики Коми и Правительства Свердловской области об ускорении разработки месторождения бокситов Средний Тиман в Республике Коми как источника сырья для предприятий алюминиевой промышленности Свердловской области и наращивания мощностей по переработке бокситов в этом регионе, а также сохранению на этот период действующих мощностей по добыче бокситов акционерного общества "Севуралбокситруда" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1998 г. N 1237 "Об освоении месторождения бокситов Средний Тиман в Республике Коми и развитии алюминиевого комплекса Урала" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 43. Ст. 5380).
Правительство Российской Федерации, используя в единстве публично - правовые и частноправовые средства для освоения месторождения бокситов Средний Тиман в Республике Коми и развития алюминиевого комплекса Урала, предложило Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность размещения в 1999 году на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов на строительство объектов бокситового рудника Средний Тиман и развитие взамен выбывающих мощностей по добыче бокситов акционерного общества "Севуралбокситруда".
Правительству Республики Коми и Правительству Свердловской области поручено представить в Министерство экономики Российской Федерации необходимые материалы для рассмотрения вопроса о возможности предоставления государственных гарантий на конкурсной основе на привлечение коммерческих кредитов для строительства бокситового рудника Средний Тиман.
В целях обеспечения транспортировки бокситов месторождения Средний Тиман на предприятия алюминиевой промышленности Урала Правительству Республики Коми с участием акционерного общества "Межрегиональная компания "Белкомур" предложено представить в Министерство экономики Российской Федерации проектную документацию на строительство участков железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь, сооружение которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1996 г. N 777 "О первоочередных мерах по снятию социальной напряженности в Печорском угольном бассейне" <*>, для определения возможной государственной поддержки указанному строительству.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 22. Ст. 2669.
Правительство Российской Федерации для реализации комплексного освоения природных ресурсов предложило Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Правительству Республики Коми предусматривать начиная с 1999 года увеличение объемов геологоразведочных работ в районе месторождения бокситов Средний Тиман и на территории, примыкающей к транспортным магистралям.
4. Формирование экономики, отвечающей критериям развитых индустриальных стран, объективно требует повышения роли государства в выработке государственной структурной и инвестиционной политики и принятия мер по ее реализации с применением всего арсенала методов рыночной экономики.
Правительство Российской Федерации выступает за усиление роли государства в процессе формирования и развития рынка и его социальной ориентации <*>.
--------------------------------
<*> См.: "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально - экономического положения в стране". Одобрено Советом директоров Центрального банка Российской Федерации и Правительством Российской Федерации // Российская газета. 1998. 17 ноября. N 218.
В числе факторов, влияющих на динамику структурных изменений, указываются:
создание и поддержание макроэкономических условий, необходимых для роста;
обеспечение высокого уровня накоплений и трансформации их в инвестиции, повышение эффективности инвестиций, в том числе за счет улучшения их структуры;
создание предпосылок для активизации структурной перестройки, прежде всего за счет поддержки эффективного сектора, выявления возможностей улучшения финансово - экономического положения проблемных предприятий с учетом перспектив возобновления экономического роста, расширения платежеспособного спроса, восстановления нормальной экономической и инвестиционной активности;
преодоление экономических деформаций переходного периода;
улучшение технологической структуры материального производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполагает существенное изменение темпов и пропорций инвестиционного процесса;
изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработки;
развитие инфраструктуры экономики, в том числе таких важнейших отраслей, как транспорт и связь;
осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики, снимающих барьеры на пути роста.
В Положении о Совете по проблемам реструктуризации и развития промышленности при Правительстве Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1999 г. N 92 <*>, определено, что основной задачей Совета является разработка предложений:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 5. Ст. 675.
а) по формированию государственной промышленной политики и стратегии промышленного развития, в том числе по вопросам:
государственной поддержки создания и производства высокотехнологичной и конкурентоспособной машиностроительной продукции, а также разработки новой техники и технологий;
применения в гражданском секторе экономики результатов научно - технической и технологической деятельности организаций оборонной промышленности, а также обеспечения их патентной защищенности;
сохранения и развития научно - технического и производственного потенциала промышленности;
реструктуризации промышленного комплекса;
межотраслевой координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленности;
сохранения и переподготовки кадров и их социальной защиты;
распространения положительного опыта хозяйствования на основе изучения опыта отдельных хозяйствующих субъектов;
стимулирования спроса на продукцию промышленности, включая конверсионную, путем обеспечения финансирования целевых закупок, в том числе на основании договоров лизинга, инвестиционного налогового кредита;
предоставления государственных гарантий под заемные средства (в виде кредитов и облигационных займов), привлекаемых для инвестирования промышленности;
организации производства по утилизации обычных видов вооружения и военной техники, выводимых из состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) по разработке новых законодательных и иных нормативных правовых актов и внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты в области промышленной политики.
В Российской Федерации создана и получает развитие национальная депозитарная система. Указанная система включает в себя Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка, а также организации, имеющие лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, и работающие по стандартам национальной депозитарной системы.
Национальная депозитарная система выполняет функции централизованной системы хранения ценных бумаг и учета прав на них.
Правительство Российской Федерации принимает меры по совершенствованию публично - правовых и частноправовых механизмов защиты прав инвесторов и акционеров на фондовом рынке России, в том числе государства как собственника на пакеты акций приватизированных предприятий, в первую очередь имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации:
принимает решения по организации деятельности Центрального депозитария;
утверждает устав Центрального депозитария, являющегося федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения;
принимает решение о назначении на должность директора федерального государственного унитарного предприятия Центрального депозитария и об освобождении от этой должности;
утверждает форму договора Центрального депозитария и организации, имеющей лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы, предусматривая в нем обязательства сторон по соблюдению стандартов национальной депозитарной системы, меры по совместному финансированию деятельности национальной системы, включая страхование рисков, а также условия расторжения договора;
формирует наблюдательный совет Центрального депозитария из числа представителей органов государственной власти Российской Федерации и организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и входящих в состав национальной депозитарной системы;
утверждает по представлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, согласованному с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими депозитарную деятельность, стандарты национальной депозитарной системы <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1918); Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 38. Ст. 4356).
В целях создания условий для дальнейшего осуществления реформ, стимулирования деловой активности, привлечения инвестиций в экономику России и улучшения на этой основе социально - экономической ситуации в Российской Федерации Правительством России реализуется план мероприятий, охватывающий важнейшие направления деятельности в сфере развития деловой активности и привлечения инвестиций.
Названный план включает:
создание и поддержание макроэкономических условий экономического роста;
сокращение бюджетного дефицита, решение проблемы неплатежей, увеличение денежных расчетов в экономике;
осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики;
привлечение на финансовые рынки части сбережений населения;
снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики на основе развития системы страхования и перестрахования;
создание рынка земли;
создание условий для развития рынков срочных контрактов на поставку электрической энергии, нефти, газа и других базовых товаров и услуг;
совершенствование нормативно - правовой базы привлечения иностранных инвестиций.
Правительством Российской Федерации предусматриваются принятие федеральной инвестиционной программы до 2000 года и обобщение опыта Республики Татарстан, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской областей и других субъектов Российской Федерации в реализации мер по стимулированию инвестиционной деятельности и подготовка рекомендаций по его распространению <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1605 "О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 1. Ст. 123.
5. Статья 125 Гражданского кодекса определила, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Необходимость соблюдения всеми субъектами хозяйствования выдвигаемых рыночной экономикой условий, требований гражданского оборота, в котором все его участники без исключений приобретают и осуществляют свои гражданские права беспрепятственно, своей волей и в своем интересе, закрепляются законодательством.
Положениями законодательства устанавливается также их полная свобода определять в договоре на основе и в рамках закона свои права и обязанности.
Органы государственной власти, как и частные лица, подчиняются требованиям гражданского оборота, а правила, установленные гражданским законодательством, обязательны в равной мере для всех субъектов гражданского права. Только при этих условиях можно реально обеспечить неприкосновенность собственности, свободу договора, невмешательство кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав и их защиту.
Весьма показательны в этом плане положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" о том, что действие его не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3595.
Положения о признании равенства субъектов частноправовых отношений, недопустимости отождествления этих отношений с правоотношениями публично - правового характера, в которых их участники во многих случаях обладают властно - организационными полномочиями, закреплены законодательством ряда зарубежных государств.
Например, ст. 17 Федерального конституционного закона Австрии от 10 ноября 1920 г. (в редакции Федерального закона 1929 г. с последующими изменениями и дополнениями) гласит: "содержащиеся в ст. ст. 10 - 15 положения о компетенции в области законодательной и исполнительной деятельности никоим образом не касаются положения Федерации как субъекта частноправовых отношений" <*>.
--------------------------------
<*> Австрийская Республика. Конституционные и законодательные акты. Пер. с нем. М., 1985. С. 38.
Систему административно - правовых актов по вопросам управления государственной собственностью в Российской Федерации и ее субъектах образуют многочисленные акты, содержащие административно - правовые нормы, различные по юридическим характеристикам и целевому назначению. Эти акты отражают возрастающую роль государственного регулирования и административного права в условиях перехода к рыночной экономике. Они занимают особое место в системе управления федеральной, государственной и муниципальной собственностью, поскольку реформу государственных предприятий и меры по обеспечению эффективного использования государственного имущества объединяют и синтезируют с общегосударственными программами приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Следует специально подчеркнуть, что деятельность федеральных органов исполнительной власти осуществляется на признании равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого - либо в частные дела, необходимости беспрепятственной реализации гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
С точки зрения административного права перед нами субъективное право на управление государственным имуществом, т.е. закрепленное нормами о компетенции федерального органа исполнительной власти правомочие организовывать и направлять работу экономических структур, обеспечивать правовыми средствами эффективное функционирование объектов государственной собственности в условиях рынка.
Таким образом, с позиции административного законодательства мы рассматриваем предоставленные и гарантированные федеральному органу исполнительной власти возможности и права вести организационную деятельность по налаживанию и интенсификации рыночных отношений и поддержке всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, активно используя административно - правовые рычаги и средства управления государственным имуществом, как предписание, регулирование, координацию, согласование, публичный договор, разрешение, лицензирование, контроль, а также применение мер принуждения и административного воздействия за виновные нарушения законности.
Понимание механизма взаимодействия гражданско - правового и административно - правового регулирования экономических отношений в условиях рынка открывает возможность содержательно раскрыть формы реализации полномочий Правительства Российской Федерации в данной сфере.
Актуальной иллюстрацией данного положения выступают, в частности, предписания Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3200.
Правительство Российской Федерации определило, что заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется, как правило, на конкурсной основе в порядке, установленном Министерством государственного имущества Российской Федерации, за исключением следующих случаев:
а) передача в аренду в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;
б) предоставление помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий и сооружений;
в) заключение договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда;
г) когда федеральными законами или изданными до принятия настоящего постановления иными правовыми нормативными актами установлен особый порядок распоряжения объектами недвижимого имущества.
В связи с этим Министерству государственного имущества Российской Федерации было предложено представить предложения по видам недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, передача в аренду которого осуществляется без проведения конкурса.
Положения Конституции Российской Федерации о федеральной государственной собственности и управлении ею (п. "д" ст. 71), о разграничении государственной собственности (п. "г" ч. 1 ст. 72), о полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению управления федеральной собственностью (п. "г" ч. 1 ст. 114) получили дальнейшее развитие, детализацию и конкретизацию в текущем законодательстве и в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Весьма характерно в этом отношении водное законодательство, закрепившее способы разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, механизм и формы управления объектами федеральной собственности, а также полномочия Правительства Российской Федерации в данной сфере.
Статья 36 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Водным кодексом может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральной целевой программой "Внутренние водные пути России" на 1996 - 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 464, определен Перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности, с верхними и нижними по течению границами <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1995.
Необходимо отметить, что предписания ст. ст. 115, 125 - 127, 131 - 132, 209, 212, 214, 216 - 217, 235, 242 - 243, 294 - 300 Гражданского кодекса и гл. 53 ГК о доверительном управлении имуществом играют определяющую роль в построении конструкций и нормативных установлений по вопросам управления федеральной собственностью в отраслевых федеральных законах и других правовых актах федерального значения.
Именно в этом смысле следует понимать закрепленные п. п. 2 и 4 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации положения о том, что нормы гражданского права, содержащихся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу и что действие и применение норм гражданского права, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами гл. 1 данного Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК отнесение имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Статья 115 ГК непосредственно определяет некоторые полномочия Правительства Российской Федерации по управлению федеральной собственностью.
В случаях, предусмотренных законодательством, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Правительство Российской Федерации утверждает устав казенного предприятия, а также принимает решение по его реорганизации или ликвидации.
Анализ постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих имущественные отношения, связанные с реализацией института права федеральной собственности, показывает, что одна группа таких актов непосредственно закрепляет основания возникновения и порядок осуществления права федеральной собственности, формы и методы управления Правительством Российской Федерации федеральной собственностью и ее объектами.
Другую группу подобных постановлений Правительства Российской Федерации составляют акты комплексного и межотраслевого характера, объединяющие и группирующие нормы института федеральной собственности в сочетании с другими предписаниями по функциональному и целевому назначению.
Первую группу актов, непосредственно регулирующих полномочия Правительства Российской Федерации по управлению федеральной собственностью, составляют решения по общим вопросам этого управления, а также решения, касающиеся проблемы взаимодействия Российской Федерации с ее субъектами и вопросов передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В подгруппу решений Правительства Российской Федерации по общим вопросам управления федеральной собственностью входят упомянутые ниже акты <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст. 593); Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 1996 г. N 625 "Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 22. Ст. 2698), принятое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 7. Ст. 700); Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 636 "О внесении изменений в примерный договор на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 1996 г. N 625" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 26. Ст. 3087); Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1112 "Об отчетности руководителей федеральных государственных предприятий, действующих на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством, и представителей государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной формы собственности), акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 24. Ст. 2639); Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 203); Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1154 "О Межведомственной комиссии по обеспечению эффективного использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, и защите имущественных интересов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 41. Ст. 5027).
В подгруппу решений Правительства Российской Федерации по вопросам взаимодействия Российской Федерации с ее субъектами и передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации необходимо отнести следующие акты <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 г. N 1151 "О мерах по учету интересов субъектов Российской Федерации при управлении объектами федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 25. Ст. 2714); Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 11. Ст. 995), принятое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 г. N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 27. Ст. 2858).
Во второй группе указанных выше актов необходимо выделить следующие <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. N 600 "Об утверждении Программы экономии государственных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 26. Ст. 3076), принятое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 1998 г. N 597 "О мерах по обеспечению экономии государственных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2412); см. также постановления Правительства Российской Федерации об утверждении федеральных программ социально - экономического развития регионов, финансируемых в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1464) и Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 29. Ст. 3398).
Одной из задач таких актов является организационно - экономическое обеспечение эффективной реализации института права федеральной собственности в соответствующей сфере общественной жизни, создание необходимых условий для рационального и прибыльного пользования федеральным имуществом и имуществом субъектов Российской Федерации.
В Программе экономии государственных расходов указывается на необходимость: создания единого реестра объектов федерального недвижимого имущества, эффективной и гибкой системы контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов; урегулирования в соответствии с действующим законодательством имущественных отношений, связанных с использованием федерального недвижимого имущества; создания эффективной системы учета средств, получаемых бюджетными организациями от использования закрепленной за ними федеральной собственности, а также контроля за целевым использованием этих средств.
Выше было отмечено, что полномочия Правительства Российской Федерации по осуществлению управления федеральной собственностью определяются также в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи можно указать на Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 г.
Статья 10 Договора устанавливает, что государственная собственность разграничивается на федеральную собственность и собственность Москвы в соответствии с соглашениями между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.
Федеральные органы исполнительной власти учитывают мнение органов исполнительной власти Москвы при осуществлении полномочий собственника по принадлежащим Российской Федерации акциям (долям, вкладам) в уставном капитале действующих в пределах Москвы юридических лиц.
Права по распоряжению или управлению принадлежащим Российской Федерации имуществом, в том числе акциями (долями, вкладами) в уставном капитале юридических лиц, может передаваться правительству Москвы в порядке, установленном соглашениями между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.
Разграничение природных ресурсов на территории Москвы на природные ресурсы, относящиеся к федеральной собственности и собственности Москвы, а также вопросы природопользования регулируются отдельными соглашениями <*>.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 1998. 23 июня. N 116.
В условиях рынка законодательство закрепляет различные организационно - правовые формы и методы управления федеральной собственностью Правительством Российской Федерации. Хозяйствующими субъектами выступают акционерные общества, государственные унитарные предприятия, финансово - промышленные группы и другие экономические структуры коммерческого характера.
Направляя деятельность федеральных органов исполнительной власти, Правительство России:
издает постановления о закреплении государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление;
организует контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении;
осуществляет меры по разработке и реализации государственных программ приватизации государственных и муниципальных предприятий, контролирует их выполнение;
принимает решения о приватизации находящихся в федеральной собственности государственных предприятий;
принимает меры по государственной поддержке рынка ценных бумаг и развитию его инфраструктуры;
контролирует поступления в федеральный бюджет средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к федеральной собственности;
контролирует работу по учету объектов федеральной собственности и введению их реестра;
принимает решения о передаче объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность;
утверждает решения о реорганизации федеральных предприятий без изменения их форм собственности;
вносит Президенту Российской Федерации предложения о приватизации государственных предприятий и закреплении в федеральной собственности акций акционерных обществ и о продлении срока закрепления в федеральной собственности акций акционерных обществ;
принимает постановления о закреплении в федеральной собственности акций акционерных обществ, создаваемых при приватизации федеральных предприятий, продлении срока закрепления в федеральной собственности акций, замене их на "Золотую акцию";
утверждает уставы федеральных предприятий;
назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;
наделяет полномочного представителя Правительства Российской Федерации по вопросам правопреемства в отношении имущества бывшего СССР, а также в отношении объектов федеральной собственности, находящейся за рубежом (за исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным органам исполнительной власти и организациям), правом представлять Правительство Российской Федерации в том числе и по иным вопросам, связанным с имуществом Российской Федерации за рубежом;
определяет Министерство государственного имущества Российской Федерации держателем принадлежащих Российской Федерации акций (вкладов, долей), закрепленных в федеральной собственности, а также "Золотой акции";
уполномочивает Министерство государственного имущества Российской Федерации представлять интересы Российской Федерации по закрепленным в федеральной собственности акциям (вкладам, долям) в уставных капиталах организаций, основанных на объединении капиталов различных собственников.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <*> закрепил полномочия Правительства Российской Федерации по управлению федеральной собственностью, а также определил, что федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации будут устанавливаться: приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества в Российской Федерации; ограничения при ее проведении; порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц; основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3595.
Правительство Российской Федерации ежегодно одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в программу приватизации.
Правительство Российской Федерации ежегодно до 1 апреля текущего года представляет Федеральному Собранию Российской Федерации отчет о реализации программы приватизации за прошедший год.
Статья 5 указанного Федерального закона определяет полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительство России при преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо при принятии решений о продаже находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ может принимать решения об использовании в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными открытыми акционерными обществами (специальное право, "Золотая акция").
Правительство Российской Федерации, принявшее решение об использовании в отдельных открытых акционерных обществах специального права ("Золотой акции"), назначает представителей Российской Федерации в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Представители Российской Федерации имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также право вето при принятии общим собранием акционеров решения:
о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
о реорганизации открытого акционерного общества;
о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
о заключении указанных в гл. гл. X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.
Решения о прекращении действия специального права ("Золотой акции") принимает также Правительство Российской Федерации.
Одновременное закрепление в государственной собственности акций открытого акционерного общества и использование в отношении его специального права ("Золотой акции") не допускаются.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации при преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо при принятии решений о продаже находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ может принимать решения о закреплении акций открытых акционерных обществ в государственной собственности.
Правительство Российской Федерации назначает представителей Российской Федерации в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1995 г. N 986 "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями" <*> установлено, что решения Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, организаций и учреждений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями, в том числе решения о передаче акций в управление юридических и физических лиц, о внесении акций в уставные капиталы организаций, а также о передаче акций в залог и ином их обременении, принимаются на основании указов Президента Российской Федерации, определяющих сроки и формы управления или распоряжения конкретными акциями.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 41. Ст. 3874.
Установлено, что проекты указов Президента Российской Федерации об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями представляются на подписание постановлениями Правительства.
Данные меры приняты Президентом Российской Федерации в целях укрепления государственной дисциплины при управлении и распоряжении федеральной собственностью, обеспечения условий для исполнения федерального бюджета в части поступления сред




Вернутся в раздел Комментарии к законам