1) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи;
2) выявления уполномоченными на то государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий;
3) неоказания услуг связи более чем три месяца, в том числе их неоказания с указанного в лицензии дня начала оказания таких услуг.
2. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:
1) выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
2) аннулирования разрешения государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг связи;
3) невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.
3. Предупреждение о приостановлении действия лицензии, а также решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с указанием основания принятия такого решения или вынесения предупреждения не позднее чем через десять дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения.
4. Лицензирующий орган обязан установить разумный срок устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии.
Комментарий к статье 37
Пунктом 1 комментируемой статьи лицензирующему органу предоставлено право выносить предупреждения о приостановлении действия лицензии, а также установлены случаи, в которых предупреждения выносятся. В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ N 1 от 9 июля 2004 г., территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи для осуществления своих задач и функций имеет право, в частности, давать юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам обязательные для них предписания об устранении нарушений лицензионных условий, обязательных требований в области информационных технологий и связи. Неисполнение предписаний может повлечь за собой в соответствии со ст. 37 Закона о связи приостановление действия лицензии.
Предупреждение рассматривается как мера, позволяющая обеспечить исполнение требований законодательства, лицензионных условий без применения более жестких мер воздействия, таких как приостановление или аннулирование лицензии. Предупреждение дает возможность оператору связи принять меры по устранению выявленных контролирующим органом нарушений, не прекращая свою деятельность.
Установлены три случая, при которых лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение. Один из них связан с фактическим бездействием лицензиата, неоказанием услуг связи в течение трех и более месяца, два других - с выявлением нарушений:
норм права в области связи;
лицензионных условий.
При применении комментируемой нормы на практике возник вопрос: каким образом лицензирующий орган подтверждает факт устранения указанных в предписании нарушений, не повлекших за собой приостановление действия лицензии? Закон об этом умалчивает. При вынесении предупреждения процедура, аналогичная процедуре, установленной для подтверждения устранения лицензиатом нарушения при приостановлении действия лицензии, отсутствует. Полагаем, что для установления правовой определенности исполнение предписания об устранении нарушений также должно быть подтверждено соответствующим документом (заключением, извещением). Однако следует обратить внимание на то, что обязывающей к этому нормы нет.
Если орган государственного надзора за связью полагает, что его предписание исполнено ненадлежащим образом, он обязан сообщить об этом оператору связи. Поскольку постановление по делу об административном правонарушении и, соответственно, наложение наказания не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, что прямо предусмотрено ст. 4.5 КоАП РФ, свое отношение к исполнению предписания орган государственного надзора за связью также должен выразить в этих временных рамках.
Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрены три основания приостановления действия лицензии. Однако если второе и третье основания сформулированы достаточно четко и не оставляют пространства для усмотрения, то первое основание сформулировано широко и нечетко.
Так, речь в данном основании идет не о нарушении, повлекшем перечисленные отрицательные последствия, а о нарушении, которое потенциально могло повлечь за собой эти последствия. Такая формулировка дает возможность для применения должностными лицами субъективных, оценочных категорий при решении вопроса о том, действительно ли конкретное нарушение могло повлечь отрицательные последствия.
Кроме того, данное основание не связывает нарушения с условиями действия лицензии. Это могут быть нарушения норм, закрепленных в самых разных источниках права.
Порядок приостановления действия лицензии установлен ст. 37 лишь в общих чертах, причем сделано это в основном через правомочия лицензирующего органа. Детально процедуры, связанные с выдачей лицензии, предписания, приостановлением и аннулированием действия лицензии, должны быть урегулированы в нормативных правовых актах, подлежащих принятию во исполнение и в развитие Закона о связи, но до сих пор отсутствующих.
Принципиальными для осуществления государственного надзора в области связи, в том числе за соблюдением лицензионных требований, являются положения ст. 27 комментируемого Закона, в соответствии с которыми порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, а также порядок деятельности государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в субъектах Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ. Законодатель в данном случае однозначно определил государственный орган, полномочный регулировать указанные вопросы, - Правительство РФ. Это означает, что ведомственное регулирование указанных отношений выходит за рамки компетенции Министерства информационных технологий и связи РФ, а правоприменительная деятельность надзорных органов не может и не должна опираться на ведомственные акты.
Закон обязывает лицензирующий орган сообщить лицензиату о предупреждении и о вынесении решения о приостановлении в письменной форме с указанием основания принятия такого решения и срока устранения лицензиатом нарушения не позднее чем через 10 дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения.
Срок устранения нарушения назначается уполномоченным органом в каждом конкретном случае с учетом характера нарушения и необходимого для его устранения времени. Закон устанавливает лишь верхний предел: указанный срок не может превышать шесть месяцев.
Если, по мнению лицензиата, установлен чрезмерно короткий срок, в течение которого заведомо невозможно устранить выявленное нарушение, такие действия государственного органа могут быть обжалованы.
В случае если в указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии. Закон не обязывает лицензирующий орган в обязательном порядке приостановить действие лицензии и обратиться в суд, а только предоставляет такое право. Таким образом, решение этого вопроса отнесено на усмотрение лицензирующего органа.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 37. Приостановление действия лицензии. 1. Лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в случае:
Вернутся в раздел Комментарии к законам