Комментарии к законам

Статья 172 УК РФ находится в некоторой конкуренции со ст. 173 УК РФ "Лжепредпринимательство", особенно в вопросах осуществления банковской деятельности с целью получения кредитов, освобождения от налогов и т.д.. Однако статистика показывает следующее.



В 1998 г., по данным МВД России, было выявлено 60 преступлений по признакам ст. 172 УК РФ соответственно, окончено 35 таких уголовных дел. Однако в суд направлено 21 дело, приостановлено 10 дел. При этом было выявлено 25 человек, совершивших данные преступления, но к уголовной ответственности привлечено всего 10 человек.
За период 1997 - 1999 гг. выявлена положительная количественная динамика роста преступлений в сфере незаконной банковской деятельности, что свидетельствует о несовершенстве банковского законодательства, коррупции во всех эшелонах власти, отсутствии надлежащего методического обеспечения и определенного опыта расследования указанных преступлений.
Данные СМИ поражают даже профессионального экономиста и юриста масштабностью сумм, уплывающих за границу через оффшорные зоны.
Российские финансовые и промышленные компании перевели в 1998 г. за рубеж через банки, зарегистрированные на тихоокеанском острове Науру, 70 млрд. долл. Для сравнения: по данным Международного валютного фонда, объем всего российского экспорта составил за тот же период 74 млрд. долл.
В 1999 г. Центральный банк РФ ужесточил правила и контроль за финансовыми операциями, и перевод денег из России в оффшорные зоны сократился на 25%.
Такое положение с незаконной банковской деятельностью мы связываем также с отсутствием закона о коррупции. Предыдущая Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации сделала все, чтобы этот закон так и не был принят или хотя бы введен отдельно взятой статьей в УК РФ. Кроме того, не изменена ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Препятствием к проверке банков служит и установленный законодательством запрет на истребование необходимой банковской информации.
Несмотря на все трудности в борьбе с незаконной банковской деятельностью, органы предварительного следствия в системе МВД России накопили определенный опыт расследования дел данной категории. Так, следственной частью главного следственного управления при ГУВД г. Москвы окончено производством и направлено в суд уголовное дело N 142019 в отношении преступного сообщества с участием иностранных граждан, занимавшегося незаконной банковской деятельностью и легализацией денежных средств, добытых заведомо незаконным путем.
В результате проведения комплекса следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий был обнаружен подпольный банк, откуда были изъяты наличные денежные средства и иностранная валюта на сумму более 2,5 млн. долл. США, "черновая" документация и оружие. Десять членов преступной группы были задержаны в течение первых суток "по горячим следам".
Документально установлен и доказан незаконный доход преступного сообщества, которое только за инкриминируемый период с 1 января 1997 г. (момент вступления в силу Уголовного кодекса РФ, ст. 172 которого предусматривает ответственность за незаконную банковскую деятельность по ч. 1 ст. 172 УК РФ) по август 1997 г. (до пресечения преступной деятельности) нанесло ущерб на сумму 1932453516 руб. (до деноминации) и совершило "отмывание" за тот же период денежных средств в рублях и иностранной валюте на общую сумму не менее 193245351661 (до деноминации).
Незаконная банковская деятельность обычно не расследуется как индивидуальное преступление, ибо инкриминируется виновным по совокупности других преступлений: ст. 174 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств; ст. 178 УК РФ - ограничение конкуренции; ст. 193 УК РФ - невозвращение валютных средств из-за границы.
По данным Правительства РФ, из страны без законных оснований осуществляется вывоз валюты в размере 20 - 25 млрд. долл. в год.
По оперативным данным МВД России, в течение 1993 - 1998 гг. Сбербанк России безвозвратно кредитовал более 50 крупных заемщиков, в том числе АКБ "Токобанк", "Национальный кредит", "Россия Малс", "Часпромбанк", АО "МММ" и др., ущерб от чего составил 4,7 млрд. деноминированных рублей. Только деятельностью КБ "Национальный кредит" государству причинен ущерб в размере 120 млн. долл. США.
По подсчетам специалистов, в России около 40 тыс. различных фирм, в том числе полторы тысячи государственных, четыре тысячи совместных предприятий и более трети банков страны контролируются криминальными группировками и принимают участие в "отмывании" денег.
Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где российская преступность "отмывает" до 12 млрд. долл. ежегодно. Активно используются также подставные фирмы и банковские счета в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.
Закончено расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ (легализация доходов, полученных незаконным путем) и п. "а", "б" ч. 2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность, совершенная организованной преступной группой и сопряженная с извлечением доходов в особо крупном размере). Ущерб от незаконной банковской деятельности преступной группы, возглавляемой выходцем из Афганистана Ш., по данному делу составил более 600 млн. долл. США.
У обвиняемых обнаружено и изъято более 2 млн. долл. США и 15 млрд. руб., полученных от незаконной банковской деятельности. Уголовное дело рассматривается в Московском городском суде.
Правоприменительная практика показывает, что особые сложности возникают при выявлении и расследовании преступного невозвращения в Россию валюты. Так, анализ докладных записок на этот счет показывает, что данное деяние не считается преступным по законодательству тех стран, откуда требуется вернуть в Россию иностранную валюту. Поэтому судебные и следственные органы этих стран отказываются оказывать России правовую помощь по данным делам.
Таковы субъективные и объективные причины незаконной банковской деятельности в свете статистических данных за последние два - три года.
Нет сомнения в том, что одними карательными мерами не удастся свести на нет незаконную банковскую деятельность. Нужны усилия законодателей по совершенствованию законов, регулирующих банковскую деятельность, координация действий в этом вопросе всех работников правоохранительных органов. Нужно ужесточение законов в банковской сфере и принятие законов о противодействии коррупции и взяточничеству. Только сообща и в тесном взаимодействии можно дать отпор преступлениям в банковской сфере, и без помощи новой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации здесь не обойтись. Как нам представляется, необходимо также совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Центральным Банком, Министерством финансов, Министерством экономики, ВЭКом и Госдумой создать специальную постоянно действующую комиссию по борьбе с преступностью в банковской сфере.

/"Право и экономика", N 5, 2000/
УГОЛОВНО - ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(Ст. 173 УК РФ)
Понятие лжепредпринимательства и его отличие от незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности
В Юридической энциклопедии лжепредпринимательство определено как преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 173 УК РФ. С объективной стороны представляет собой намерение осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, но ставящее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству <*>.
--------------------------------
<*> См.: Юридическая энциклопедия. - М.: Юринформцентр, 1997. С. 222.
Данная дефиниция соответствует диспозиции ст. 173 УК РФ. Однако прежде чем дать анализ лжепредпринимательства, необходимо провести грань между незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ) и незаконной банковской деятельностью (ст. 172 УК РФ).
Незаконное предпринимательство осуществляется, как правило, с нарушением условий лицензирования, т.е. без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. (Причем субъектом предпринимательской деятельности может быть индивидуальный предприниматель или представитель коммерческой организации.) Согласно ст. 171 УК РФ в этом случае наступает ответственность как предпринимателя без образования юридического лица, так и предпринимателя с образованием юридического лица либо предпринимателя, не зарегистрировавшегося официально в органах госрегистрации в качестве такового.
Незаконная банковская деятельность - это банковская деятельность (банковские операции), осуществляемая без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Итак, в ст. 172 УК РФ основным признаком объективной стороны является осуществление банковской деятельности:
- без регистрации;
- без специального разрешения (лицензии);
- с нарушением условий лицензирования.
Следует иметь в виду, что субъектом данного преступления может быть не только руководитель коммерческой организации. Так, нередко граждане, осуществляющие незаконную банковскую деятельность, не регистрируют свою организацию вообще, представляя контрагентам при проведении работ поддельные документы и пр. Следовательно, хотя коммерческая организация в юридическом смысле и не создана, однако все признаки преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ, налицо <*>.
--------------------------------
<*> См.: Яни П.С., Леонтьев Б.М. Комментарий к ст. 172 УК РФ // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Зерцало, 1998. С. 411.
Лжепредпринимательство - новелла в уголовном праве России. Введение ст. 173 в УК РФ стало ответом на широко распространенные в практике случаи создания коммерческих структур (АО, ЗАО, ТОО и т.д.), но не для того, чтобы осуществлять ту или иную предпринимательскую деятельность по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, а исключительно с целью получения кредитов, выполнения посреднических операций по обналичиванию денежных средств, легализации (отмывания) средств, полученных незаконным путем, извлечения иной имущественной выгоды <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. - СПб, 1999. С. 101.
Существенной особенностью лжепредпринимательства является отсутствие фактической деятельности, т.е. предприятие не производит никакой продукции, не выполняет никаких работ, не оказывает услуг, и это логично, поскольку цель лжепредпринимательства состоит отнюдь не в удовлетворении общественных потребностей и не в получении прибыли, а исключительно в достижении преступного результата. Даже в том случае, если такая организация и занимается какой-либо деятельностью, то только для отвода подозрений, с целью вызвать к себе доверие как к партнеру <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кушниренко С.П. Расследование хищений, совершенных с использованием лжепредприятий // Уголовное право. Особая часть. Учебное пособие. - СПб, 1995. С. 6.
Одна из характерных черт лжепредпринимательства - это отсутствие ответственности за лжерегистрацию деятельности индивидуального предпринимателя, руководителя крестьянского фермерского хозяйства, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, ибо законодатель в ст. 173 УК РФ ведет речь именно о создании коммерческой организации. Но нарушение порядка регистрации коммерческой организации или уклонение от таковой образуют состав незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ).
Здесь же целесообразно указать, что создание коммерческой организации, ее функционирование по существу носят бланкетный характер, точно так же, как в ст. 171 и 172 УК РФ. Ибо все правила об образовании и о деятельности коммерческих организаций и недействительности мнимых и притворных сделок вытекают из гражданско - правовых отношений.
Например, некий гр-н В. основал лжефирму по расфасовке и распределению по цветам в отдельные маленькие мешочки разноцветных полиэтиленовых гранул, упакованных в огромные мешки. Он нанимал на работу людей с условием, что они предварительно должны внести персональный пай в сумме 300 руб. Люди сдавали деньги и приступали к выполнению совершенно бесполезной работы, за что им в конце месяца якобы заплатят по 50 руб. за мешочек. И наемные рабочие были свидетелями того, как иногда деньги передавались у них на глазах подставным лицам, но они не знали, что те потом возвращали их в кассу. Тем самым создавалась видимость деятельности предприятия. "Поработав" 20 - 25 дней, лжефирма - однодневка исчезала, а рабочие оставались без денег.
Таким образом, при мнимом создании коммерческой организации отсутствует намерение субъекта осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, т.е. выполнять действия, вытекающие из факта существования коммерческой организации. Специфика и трудности в установлении отсутствия намерений, мнимости совершенных действий аналогичны соответствующим проблемам, возникающим при оценке мнимости гражданско - правовой сделки, каковой в сущности и является создание юридического лица без намерений осуществлять предпринимательскую деятельность. Последнее проявляется в бездействии, т.е. невыполнении обязанностей, вытекающих из учредительных документов юридического лица, в течение времени, которое необходимо и достаточно для исполнения этих обязанностей в соответствии с обычаями делового оборота, как они регламентируются в ст. 5 ГК РФ <*>. А главная цель статьи как раз и состоит в том, чтобы обеспечить надежность хозяйственного оборота, защиту правил деятельности на рынке, охрану экономических интересов общества, государства, гражданина от причинения им имущественного ущерба, например, в налоговой и кредитной областях.
--------------------------------
<*> См.: Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. - М., 1999. С. 395.
Сфера применения статьи - практика борьбы с созданием и деятельностью формально легитимных коммерческих организаций, предназначенных для достижения незаконных целей путем обмана контрагентов на рынке, а также осуществляющих контроль за деятельностью государственных структур. Такого рода организации могут существовать в течение краткого периода времени и нередко исчезают после совершения отдельных сделок.
Объективная сторона ст. 173 УК РФ
Лжепредпринимательство включает в себя:
- создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность;
- противоречащие закону цели создания коммерческой организации;
- причинение крупного ущерба;
- причинную связь между действиями, образующими лжепредпринимательство, и наступившими последствиями.
При этом создание лжепредприятия является не целью, а средством для осуществления противоправной деятельности. К такой деятельности законодатель относит получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, и отражена она в ст. 176 ("Незаконное получение кредитов"), 194, 199 ("Таможенные и налоговые преступления"), 171 ("Незаконное предпринимательство") УК РФ.
Таким образом, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 173 УК РФ необходимо исследовать деятельность предприятия на предмет установления признаков лжепредпринимательства.
Закон не определяет критерии крупного ущерба и оставляет этот вопрос на усмотрение следствия или суда, которые исходят из конкретных обстоятельств дела. Иногда ущерб может причиняться нескольким субъектам, но при определении его размера следует учитывать совокупный вред. При этом надо иметь в виду, что крупный ущерб может состоять как в реальном ущербе, так и в упущенной выгоде.
Для квалификации преступления крупный ущерб должен находиться в причинной связи как с действиями по созданию коммерческой организации, так и с бездействием в виде невыполнения обязанностей, вытекающих из ее учредительных документов. Преступление является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству <*>.
--------------------------------
<*> См.: Улейчик В.В. Расследование преступлений в сфере экономики. Руководство для следователей. - М.: Спарк, 1999. С. 125.
Субъективная сторона ст. 173 УК РФ
Указанное преступление совершается умышленно (с прямым или косвенным умыслом).
Цели лжепредпринимательства - получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.
Первые две цели очень просты. Во-первых, получение денежного кредита через банк в соответствии с кредитным договором на условиях платности, срочности и возвратности. Во-вторых, получение товарного кредита по правилам ст. 822 ГК РФ ("Получение товаров в кредит"). В-третьих, на основании договора коммерческого кредита согласно ст. 823 ГК РФ ("Кредит в виде аванса").
Освобождение от налогов может предполагать создание коммерческой организации в виде такой организационно - правовой формы, которая согласно действующему законодательству предоставляет возможность освобождения от уплаты определенных видов налогов.
Третья и четвертая цели лжепредпринимательства представляют собой его усложненную завуалированную форму.
Извлечение имущественной выгоды - ситуация, когда создание коммерческой организации в определенной организационно - правовой форме и проведение от ее лица операций (сделок), в том числе мнимых и притворных, обеспечивают возможность:
- льготного кредитования;
- льготного налогообложения;
- привлечения денежных средств на льготных условиях;
- освобождения от обременений, получения землеотвода и т.д.
Прикрытие запрещенной деятельности - это мнимые и притворные сделки от лица коммерческой организации, обеспечивающие прикрытие для осуществления таких видов деятельности, которые, будучи уголовно наказуемыми, образуют состав административного правонарушения либо запрещены действующим законодательством (природоохранным и др.) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Улейчик В.В. С. 126.
Нередко бывает сложно квалифицировать лжепредпринимательство по совокупности с другими преступлениями, поскольку крупный ущерб, упомянутый в ст. 173 УК РФ, подчас причиняется действиями, которые сами по себе являются преступными. Так, лжепредпринимательская структура может заниматься изготовлением и (или) сбытом оружия, контрабандой, наркотическими веществами и т.д. В этом случае ответственность должна наступать не только по ст. 173 УК РФ, но и за соответствующие преступления, поскольку здесь происходят посягательства на различные объекты <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. С. 103.
Иногда просматривается конкуренция между ст. 173 и 159 УК РФ. Ведь при квалификации деяния по ст. 173 УК РФ следует иметь в виду, что ее введение во многом было обусловлено сложностями в доказывании мошенничества и налоговых преступлений с точки зрения прежде всего установления умысла на совершение указанных преступлений. Поэтому ст. 173 может быть применена в тех случаях, когда нельзя установить прямой умысел лица на мошенническое завладение банковскими средствами с использованием лжефирмы.
В тех достаточно редких ситуациях, когда будет установлен умысел на создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, для квалификации по ст. 173 УК РФ необходимо, чтобы ущерб от данной деятельности наступал в результате реализации косвенного умысла. Если же действия лица направлены именно на причинение ущерба путем невозврата кредитных средств, полученных специально созданной для этого организацией, речь следует вести о мошенническом посягательстве на собственность <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Зерцало, 1998. С. 412.
На привлечение к уголовной ответственности по ст. 173 и 159 УК РФ указывает и профессор А.В. Волженкин, но лишь в случае реальной совокупности данных преступлений, в частности, когда в результате лжепредпринимательства имело место извлечение имущественной выгоды, не связанное с хищением чужого имущества, но причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. С. 101.
Следует иметь в виду, что учредители и руководители лжепредпринимательской организации, освобожденной от уплаты налогов, не могут привлекаться по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов с организации в силу отсутствия в этом случае признаков объективной стороны данного преступления <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. С. 104 - 105.
Отдельные проблемы лжепредпринимательства
в зеркале статистики
Несмотря на трудности в выявлении органами внутренних дел правонарушений, связанных с лжепредпринимательством, за последние три года количество раскрытых преступлений увеличилась почти в два раза и в 1999 г. оно составило 117 преступлений (в 1997 г. - 60, в 1998 г. - 89). Соответственно с 8,3% в 1997 г. до 14,5% в 1999 г. возросла доля таких преступлений, совершенных организованной группой или группой лиц по предварительному сговору. Практически все эти преступления совершены в крупном и особо крупном размере.
Однако результативность работы по привлечению к ответственности лиц, совершивших лжепредпринимательство, остается пока низкой. Так, за указанный трехлетний период в суд направлены дела о совершении 100 рассматриваемых правонарушений, но к уголовной ответственности привлечено только 15 человек. В 1999 г. более чем в 50 регионах России не выявлено ни одного случая преступления, связанного с лжепредпринимательством.
* * *
Анализ следственной и судебной практики свидетельствует об имеющихся проблемах в квалификации лжепредпринимательства. При этом крайне затруднено доказывание фиктивности хозяйственной деятельности лжепредприятия. В основном это касается случаев, когда недобросовестный предприниматель в целях прикрытия все же выполнит условия двух - трех сделок, и тогда для оценки общей хозяйственной деятельности организации как лжепредпринимательской возникает необходимость в проведении соответствующего экспертного исследования.
Обобщение следственной практики по делам рассматриваемой категории свидетельствует о том, что одним из типичных случаев лжепредпринимательства является создание коммерческих организаций для оказания массажных услуг без намерения заниматься коммерческой деятельностью, а с целью прикрытия такой запрещенной деятельности, как содержание притонов для занятия проституцией.
Согласно ст. 126 УПК РСФСР производство предварительного следствия о лжепредпринимательстве является обязательным и относится к компетенции следователей органов внутренних дел. Однако указанные преступления расследуются и следователями органов ФСНП при условии, что это связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, отнесенное к их компетенции, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
Поэтому важнейшими условиями успеха в расследовании дел указанной категории являются:
- своевременное возбуждение дел;
- взаимодействие правоохранительных органов;
- полнота проводимых доследственных проверок;
- своевременное проведение допросов, обысков, выемок и т.п., а также своевременное проведение документальных ревизий финансово - хозяйственной деятельности в совокупности с судебно - экономическими экспертизами.
Конечно, не может быть готовых рецептов предварительного расследования уголовных дел экономической направленности, поскольку каждое дело сугубо индивидуально и требует особого подхода к его разрешению.

/"Право и экономика", N 7, 2000/
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО
ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ
(СТ. 174 УК РФ)
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, в соответствии со ст. 174 УК РФ является преступлением в сфере экономической деятельности. Данное преступление заключается в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использовании указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности <*>.
--------------------------------
<*> Юридическая энциклопедия. М.: Юстицинформ. Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 1997. С. 221.
О некоторых причинах, способствующих легализации
(отмыванию) денежных средств или иного имущества
Один из главных факторов, способствующих легализации денежных средств или имущества в России, - вакханалия в банковской системе нашей страны, и этого не скрывают не только средства массовой информации, но и сами банки.
"Зарегистрировав в 1991 - 1995 годах около трех тысяч коммерческих банков, свои функции роддома ЦБР явно перевыполнил. При этом спасти всех своих младенцев он явно не сумел, и в 1996 - 1997 годах осталось в живых около полутора тысяч банков.
Судя по заявлению главы ЦБ Виктора Геращенко в Лондоне, главный банк намерен довольствоваться такой банковской системой России, в которой остается только около 300 банков" <*>. Для достижения этой цели он предлагает создать специальное агентство, подотчетное и Банку России, и Правительству РФ. Оно и должно определять судьбу всей банковской системы страны.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 1998. 28 октября.
В то же время "обилие" банков - все-таки не основная причина отмывания денег. Сам процесс создания банковской системы в России вызвал беззаконие в виде невозврата денежных средств населению и юридическим лицам, дал импульс бесчисленным подзаконным актам, противоречащим Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 февраля 1996 г.); Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 28 апреля 1997 г).
В последнее время Правительство РФ пытается упорядочить разрозненные законодательно - нормативные акты, регламентирующие деятельность банков. Например, внесено изменение в ст. 11 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 136-ФЗ "О банках и банковской деятельности" <1>, дополненное Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" <2>; 14 октября 1999 г. введено Положение Центрального банка РФ N 93-П "О порядке проведения отдельных валютных операций" <3>. Кроме того, Банк России ежемесячно издает более десяти нормативных актов, касающихся банковского законодательства. Но эти меры не дают желаемых результатов, так как необходима все же стройная и надежная система законов, закрывающая доступ к "отмыванию" денег. Естественно, что при столь противоречивом и разрозненном банковском законодательстве не может быть и речи о соблюдении законности в этой сфере <4>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1999. 14 июля.
<2> Российская газета. 1999. 14 июля.
<3> Право и экономика. 2000. N 1. С. 71.
<4> См.: Кашкин С. Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России // Российская юстиция. 1999. N 10. С. 24 - 26.
Легализация денег характерна и для таких стран, как США, Франция, ФРГ и др. Можно с полной уверенностью сказать, что отмывание денежных средств приняло интернациональный характер. Еще в июле 1989 г. в Париже на 15-й встрече на высшем уровне глав государств и правительств ведущих индустриальных держав мира ("большой семерки" - США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады) была создана межправительственная организация - Financial Action Task Force of Money Laundering (сокращенно FATF) - специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег. Ее основная цель - разработка направленной на борьбу с отмыванием денег политики государств и содействие им в этом направлении. В настоящее время членами комиссии являются 26 государств и две международные организации - Комиссия европейских сообществ и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. В 1998 г. было принято решение о расширении FATF за счет вступления в ее ряды Аргентины, Израиля и России, активно участвующих в ее деятельности в качестве наблюдателей <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волеводз А.Г. Способы "отмывания" полученных преступным путем денежных средств, связанные с их переводом за границу, и банковские документы как источники сведений об этом // Банковское право. 1996. N 4. С. 69.
В России отмывание денег носит наиболее удручающий характер. Так, только по данным Правительства РФ, из страны без законных оснований осуществляется вывоз валюты в размере 20 - 25 млрд. долл. в год.
В 1997 - 1998 гг. правоохранительными органами России выявлено 1244 преступления, предусмотренных ст. 174 УК РФ (1997 г. - 241, 1998 г. - 1003).
По оперативным данным МВД России, в течение 1993 - 1998 гг. Сбербанк России безвозвратно кредитовал более 50 крупных заемщиков, в том числе АКБ "Токобанк", "Национальный кредит", "Россия Малс", "Часпромбанк", АО "МММ" и др., в результате чего ущерб составил 4,7 млрд. деном. руб. Только деятельность КБ "Национальный кредит" причинила государству ущерб в размере 120 млн. долл. США.
По подсчетам специалистов, в России около 40 тыс. различных фирм, в том числе 1,5 тыс. государственных и 4 тыс. совместных предприятий, более трети банков контролируются криминальными группировками и принимают участие в легализации денег. Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где российские преступники отмывают до 12 млрд. долл. ежегодно. Активно используются также подставные фирмы и банковские счета в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.
Отсутствие законодательства, препятствующего легализации добытых преступным путем средств, поставило Россию в условия, благоприятствующие процветанию теневого бизнеса, проведению крупномасштабных финансовых афер, отмыванию денег, полученных от незаконного оборота наркотиков и оружия, рэкета, проституции и других видов организованной преступной деятельности. Основная часть этих доходов легализовалась посредством неконтролируемого ввода в коммерческий оборот, на чем специализировалось свыше 3 тыс. организованных преступных группировок. Многие из них (почти 1,5 тыс.) образовали в этих целях собственные легальные хозяйственные структуры. Преступными группами установлен контроль над более чем 40 тыс. хозяйствующих субъектов, среди которых более 400 банков, 47 бирж, около 1,5 тыс. государственных предприятий и объединений, используемых как для извлечения преступных доходов, так и для их легализации. Две трети легализуемых средств вкладывалось в развитие криминального предпринимательства, пятая часть расходовалась на приобретение недвижимости. Доходы от преступной и иной незаконной деятельности легализовали также путем обмена на иностранную валюту и перевода ее за рубеж. За 1993 - 1994 гг. из России было вывезено за границу не менее 40 млрд. долл. США. В это же время около 16 млрд. долл. США, в основном полученных от торговли наркотиками на Западе, были отмыты в России <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб: Юридический центр "Пресс", 1999. С. 105.
Забегая вперед, отметим, что другой причиной преступного невозвращения в Россию валюты являются законодательства тех стран, по которым рассматриваемое деяние не является преступным и возврат денежных средств не считается обязательным.
Юридический анализ отмывания денежных
средств и имущества
Диспозиция и санкция ст. 174 УК РФ гласит:
"1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности -
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой".
Как отмечается в комментариях к УК РФ, сферой применения данной статьи являются легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контроля возможно получение правонарушителем имущественных результатов заведомо незаконных действий путем придания денежным средствам или (и) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространяется на действия, связанные с использованием средств, незаконно полученных от банковской деятельности, оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, услуг, некоторых областей производства и пр.
При определении сферы применения данного уголовно - правового запрета учитываются социально - экономические закономерности движения денежных ресурсов, возможности их использования и контроля за их происхождением <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. В.И. Лебедева и Ю.И. Скуратова. М., 1997. С. 397.
Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, равно как и использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, по сложившейся практике образует основное деяние, предусмотренное данной статьей. Термин "финансовая операция" не имеет однозначного юридического толкования, но по смыслу данной нормы им обозначается разновидность сделки: действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью, с тем чтобы подорвать ее финансовую основу. Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности", принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., и другие документы мирового сообщества <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 104.
"Ответственность за отмывание денег предусмотрена и в УК ФРГ (пар. 261). Цель данного уголовно - правового предписания состоит в том, чтобы не допустить утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, местонахождения или движения денежных средств, воспрепятствовать использованию полученных преступным путем прибылей в легальном финансовом обороте..."
"Под отмыванием денег в УК РФ следует понимать все операции, осуществляемые с целью утаить или сокрыть наличие, происхождение или целевое назначение финансовых средств (первая стадия), чтобы затем приступить к извлечению из них регулярных доходов (вторая стадия). Таким образом, отмывание представляет собой прежде всего легализацию преступного происхождения денег" <*>.
--------------------------------
<*> Малиновский А.А. Уголовное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Новый Юрист, 1998. С. 62.
Немецкая уголовно - правовая доктрина рассматривает отмывание денег как вторичное (производное) преступление. Оно всегда следует за каким-либо первичным преступлением (торговля людьми либо их похищение с целью вымогательства, разбойное нападение, кража, обман с целью получения страховки, подделка денег или еврочеков, торговля оружием, распространение наркотиков). Целью первичного преступления является получение крупных денежных сумм, целью вторичного - их легализация <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 62.
В уголовном же законодательстве Российской Федерации под легализацией незаконных доходов понимаются умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию либо владению полученными заведомо незаконным путем доходами или распространению их.
Следует отметить, что единый подход к уголовно - правовой характеристике этого преступления ни среди научных работников, ни среди практиков к настоящему времени не выработан. Однако анализ содержания нормы и некоторой практики ее применения позволяет дать характеристику составу этого преступления <*>.
--------------------------------
<*> См.: Расследование преступлений в сфере экономики / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова. М.: Спарк, 1999. С. 162.
Как было указано выше, в диспозиции ст. 174 УК РФ перечислены четыре способа совершения преступлений, составляющие их объективную сторону: 1) совершение финансовых операций; 2) совершение других сделок; 3) осуществление предпринимательской деятельности; 4) осуществление иной экономической деятельности. В свою очередь, все они в каждом конкретном случае включают всевозможные виды финансовых операций, сделок, формы предпринимательской или иной экономической деятельности. Поэтому правоприменителю необходимы знания правовых норм гражданского и финансового законодательства, а также подзаконных актов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Руководство для следователей / Под общ. ред. И.А. Селиванова и В.А. Снеткова. М.: ИНФРА - М, 1998. С. 518.
Понятие финансовых операций не имеет общепризнанного содержания, однако следует заметить, что закон определяет финансовые операции как разновидность сделок. Поэтому правильным представляется мнение, что совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение средств на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями; обмен таких средств на иностранную валюту и т.п. Безусловно, финансовой операцией будут являться действия по кредитному договору, когда "грязные" деньги кредитной организацией выдаются в кредит <*>.
--------------------------------
<*> Руководство для следователей / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова. С. 108 - 109.
Объектом преступления являются правонарушения, складывающиеся в сфере экономической деятельности.
О совершении других сделок
Под сделками в гражданском праве понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). С легализацией незаконно полученных доходов могут быть связаны сделки купли - продажи, мены, сдачи имущества внаем, аренду и некоторые другие.
Об осуществлении предпринимательской деятельности для
легализации денег и иной экономической деятельности
Наиболее распространенный способ легализации средств, добытых криминальным путем, - вложение их в иные существующие предпринимательские структуры или использование при создании коммерческих организаций, благотворительных фондов и т.п. Понятие "предпринимательская деятельность" дано в ст. 171 УК РФ.
Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом. Такое понимание незаконности соответствует тексту закона, однако нуждается в ограничительном толковании. Незаконность должна состоять в нарушении уголовно - правового запрета, иначе применение данной статьи будет незаконным в силу п. 2 ст. 14 УК РФ ввиду отсутствия общественной опасности деяния.
Заведомость незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает денежные средства или иное имущество, является незаконным <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к УК РФ. С. 397.
Экономической деятельностью в контексте данной статьи следует считать деятельность, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующую затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т.д. (см. ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях") <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. Ст. 145, п. 3.
Целесообразность разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 398.
Использование денежных (указанных) средств означает совершение любых видов сделок или иных активных действий, включая переработку иного имущества, в целях осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. заключение договоров купли - продажи, кредитование, оплату производимых работ и услуг.
Под укрытием понимается тайное хранение денег, золота, ценных бумаг в личных сейфах, тайниках, помещение ценностей в банк по фиктивным документам.
Основная цель ст. 174 УК РФ - охрана экономической системы страны, и прежде всего денежного обращения, от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также предупреждение преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или не входящими в них преступниками. Текст ст. 174 УК РФ не оставляет никаких сомнений в умышленном характере этого преступления. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, необходимо установить и доказать (что чрезвычайно сложно) осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность, осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными незаконным путем, и желание совершить такие действия.
Хотя в тексте ст. 174 УК РФ нет слова "цель", из названия статьи очевидна цель легализации незаконно полученных средств, которая должна присутствовать при совершении с ними финансовых операций и других сделок. Это важный признак, который может быть использован при разграничении данного преступления и приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ).
Законом предусмотрены квалифицирующие (ч. 2 ст. 174 УК РФ) и особо квалифицирующие (ч. 3 ст. 174 УК РФ) признаки легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем. Квалифицирует данное деяние совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения. Наибольшую опасность представляют группы лиц, совершающие указанные деяния по предварительному сговору.
Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, от незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы подобного "отмывания" различны. Полученные незаконным путем наличные деньги превращаются в другие ценности, например в банковские вклады или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, полученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко в целях легализации "грязных" денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в создаваемые либо реально действующие структуры <*>.
--------------------------------
<*> Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 106.
Большую роль в легализации незаконно нажитых средств играют банки. "Непосредственная связь банков с преступным миром позволяет преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Тем самым создается общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается все большее количество людей... Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешнеэкономический. Речь идет о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия криминальным капиталам" <*>.
--------------------------------
<*> Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно - правовые проблемы / Рук. автор. кол. Г.А. Тосунян. М., 1994. С. 55, 56.
Теория и практика уголовного права исходит из положения о том, что преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Настоящее положение ныне закреплено в уголовном законодательстве (ч. 2 ст. 35 УК РФ). При наличии предварительного сговора все участники операций по отмыванию денежных средств несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.
Определение квалифицирующего признака неоднократности дано в ст. 16 УК РФ.
Субъектом преступления являются лица, участвующие в финансовой операции или сделке с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, в том числе и те, кто непосредственно приобретал незаконным путем данное имущество, а затем стал принимать меры по его легализации. Субъектами преступления могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства.
Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, понимается должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д. <*>.
--------------------------------
<*> Волженкин Б.В. Там же. С. 111.
Преступление считается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки, которые приводят к результату, желательному для участников (перевод денег, приобретение конвертируемой валюты и др.), либо в момент заключения сделки, который определяется гражданским законодательством в зависимости от ее характера.
Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий, заведомо зная о незаконном происхождении денежных средств или имущества, и тем не менее желает совершить с ними финансовую операцию либо другую сделку.
Субъектом преступления является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и совершающее финансовые операции или другие сделки. Лицо, приобретшее денежные средства или иное имущество заведомо незаконным путем, отвечает за данное деяние.
Статья предусматривает две группы квалифицирующих признаков.
К первой относится совершение преступления: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения.
Ко второй относится совершение деяния организованной группой или в крупном размере. Размер ущерба устанавливается судом в зависимости от обстоятельств дела. Он должен быть больше размера ущерба, указанного в ст. 170, 171 УК РФ <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к УК РФ. С. 399.
Отдельные особенности организации борьбы с легализацией
(отмыванием) денежных средств и иного имущества,
приобретенных незаконным путем
Получившая в последние годы значительный размах экономическая преступность, особенно в сфере банковской деятельности (прежде всего путем финансовых мошенничеств и криминального отмывания денежных средств, нажитых преступным путем), связана, как правило, с вывозом за рубеж значительных денежных средств и имущества. Поэтому особое внимание уделяется усилению роли финансовой системы в борьбе с отмыванием денег. От менеджеров кредитно - финансовых учреждений требуют "обращать особое внимание на все запутанные, необычно крупные операции и на все необычные по своей структуре сделки, которые не имеют явного экономического смысла или очевидной законной цели". Для выявления таких "подозрительных" операций необходимо четко представлять, что зачастую отмывание денежных средств осуществляется при перемещении их (или материальных ценностей) за границу: а) за счет банковских операций; б) за счет экспортных операций; в) иными способами <*>.
--------------------------------
<*> Волеводз А.Г. Указ. соч. С. 70.
Одним из наиболее сложных с точки зрения правоохранительной практики является расследование легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
Следователю необходимо проследить и доказать весь путь прохождения незаконно полученных денег: от конкретного противоправного действия, позволившего получить доходы, до приобретенного на них имущества. Эта работа сопряжена со значительными трудностями, так как легализация незаконно полученных денежных средств, как правило, проходит несколько стадий. На первой стадии преступники стремятся освободиться от наличности, на последующей - "оторваться" от незаконного источника получения доходов и, наконец, облечь эти средства или имущество в форму законно полученных. Как показывает практика, суды обращают в доход государства только то имущество, в отношении которого имеются точные доказательства его приобретения на конкретные незаконно полученные средства <*>.
--------------------------------
<*> Расследование преступлений в сфере экономики. С. 168.
Работа органов внутренних дел по борьбе с рассматриваемыми преступлениями несколько результативнее, чем с лжепредпринимательством. В 1999 г. выявлено 965 таких правонарушений (241 - в 1998 г., рост в четыре раза). В составе организованной группы совершается каждое пятое преступление. За период с 1997 по 1999 г. по ст. 174 УК РФ в суд направлены уголовные дела по 1573 преступлениям, за которые привлечено к уголовной ответственности 137 человек. В 1999 г. наилучших показателей по количеству выявленных преступлений данной категории и оконченных по ним дел достигли МВД Республики Татарстан, Чувашской Республики, ГУВД г. Москвы, УВД Нижегородской и Оренбургской областей.
Как было отмечено выше, одним из обстоятельств, негативно влияющих на качество расследования рассматриваемых преступлений, является несовершенство законодательства, регламентирующего банковскую деятельность в России. Более того, в результате внесения в 1995 г. изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности в РСФСР" существенно снизилась возможность получения правоохранительными органами необходимой информации. В то же время в развитых странах Запада нормативная правовая база представляет собой пакет законодательных актов, регулирующих банковскую и коммерческую сферы, и нарушение данных актов может образовывать состав соучастия в данном преступлении. Ими, в частности, предусматривается обязанность банков и иных кредитных учреждений незамедлительно информировать правоохранительные органы обо всех подозрительных сделках, о вкладах наличных средств на сумму свыше 10 тыс. долл. США, а также применение иных мер, предусматривающих фиксацию, отслеживание движения денежных средств, т.е. максимально возможное пресечение незаконной деятельности, связанной с легализацией преступных доходов.
При расследовании уголовных дел об отмывании незаконных доходов, как правило, проводятся следственные действия по установлению, фиксированию и доказательственному закреплению расходования похищенных денежных средств. В случаях если, например, эти средства вкладываются преступниками в какое-либо дело, то помимо хищения им инкриминируется и легализация незаконных доходов.
Так, следственным управлением при УВД Восточного административного округа г. Москвы окончено и направлено в суд уголовное дело N 041821 в отношении руководителей предприятия "Квадрум" Александрова и Терехова, которые, заключив контракт с американской фирмой, неоднократно с обманным использованием документов таможенной идентификации ввозили на территорию России аккумуляторы импортного производства. Не имея соответствующей лицензии, они занимались их оптовой и розничной реализацией в торговой сети г. Москвы. Полученную от незаконной деятельности прибыль в размере 12,5 млн. долл. США они переводили за границу через "ВЭФ-банк", расположенный на территории латвийского посольства.
Московским городским судом Александров и Терехов признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 4 ст. 188 УК РФ, ч. 3 ст. 169.1 УК РСФСР, ч. 2 ст. 199, ч. 3 ст. 327 УК РФ, и каждый из них приговорен к восьми годам лишения свободы. Верховный Суд РФ при рассмотрении этого дела в кассационном порядке приговор Московского городского суда оставил без изменения.
В 1999 г. к семи с половиной годам лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 188 и ч. 3 ст. 174 УК РФ, Преображенским судом г. Москвы осужден гр-н Харьков. В ходе судебного заседания установлено, что обвиняемый, являясь директором фирмы "Контингент", закупил за рубежом мебель и реализовал ее со склада своей фирмы. Но документально мебель была им оформлена как приобретенная у российских производителей. Вырученные от продажи деньги гр-н Харьков направлял в иностранные банки через счета фиктивных фирм.
В последнее время участились случаи отмывания денежных средств, нажитых криминальными группировками в результате наркобизнеса. Наиболее яркий пример легализации незаконных доходов, полученных преступным путем, представлен в материалах уголовного дела N 142019, оконченного производством и направленного в суд Главным следственным управлением при ГУВД г. Москвы. По делу установлено, что члены афганской организованной преступной группы с целью отмывания денежных средств, полученных от продажи наркотиков, вступили в сговор с руководителем коммерческого банка "Русские финансовые традиции" гр-ном Х. Последний при участии сотрудников банка с нарушением установленных правил зарегистрировал в одном из помещений банка пункт обмена валюты, где переводил полученные от реализации наркотиков рубли в доллары США и выдавал соответствующие справки на вывоз валюты за границу. Частично полученная афганцами валюта использовалась для расширения преступной деятельности в России. Таким образом, источником "грязных" денег явилось не хищение или иное имущественное преступление, а незаконный бизнес, т.е. та разновидность преступной деятельности, для пресечения которой, собственно, и была установлена в мировой практике уголовная ответственность за легализацию доходов от нее.
Изучение направленных в Генеральную прокуратуру РФ материалов по обобщению практики выявления и расследования легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, во-первых, дает основание для признания сложившейся ситуации неудовлетворительной, во-вторых, позволяет сделать вывод о том, что эта область правоприменительной деятельности по своим самым существенным характеристикам, главная из которых - обстоятельства, препятствующие эффективному ведению борьбы с экономической преступностью, значительно отличается от сферы противодействия указанным преступлениям.
За два прошедших года только в тех регионах, информация из которых поступила в ГСУ Генеральной прокуратуры РФ, возбуждено несколько сотен уголовных дел по ст. 174 УК РФ (только в Новгородской области - 163 дела, в Нижегородской - 45 и т.д.). Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что согласно сообщениям прокуроров практически все эти уголовные дела возбуждены необоснованно, а потому впоследствии прекращены; по нескольким же десяткам таких дел судами вынесены оправдательные приговоры.
Данные о незначительном числе обвинительных приговоров и еще не прекращенных следствием уголовных дел свидетельствуют о том, что решения о привлечении к уголовной ответственности в большинстве своем вскоре будут, видимо, отменены. Так, в Волгоградской области в суд направлено 28 дел, по которым в числе прочих обвиняемым вменялась и ст. 174 УК РФ. По сообщению прокурора, во всех случаях обвинения по указанной статье были предъявлены следствием необоснованно. Интересно заметить, что хотя по 80% дел прокуроры выступали в суде, а приговоры по данным делам были вынесены и по ст. 174 УК РФ, в дальнейшем они в этой части были отменены по протесту прокуратуры области.
Как справедливо указывается в сообщениях с мест, сложившееся положение вызвано несовершенством уголовно - правовых норм, что не позволяет дать оптимистический прогноз дальнейшего развития ситуации в этой сфере деятельности уголовной юстиции.
Ни теоретически, ни практически нельзя разграничить действие ст. 174 и 175 УК РФ: поскольку по смыслу данных статей имеются в виду разные непосредственные объекты, они не соотносятся как общая и специальная нормы. Комментарии ученых противоречивы (см., например, Комментарий к УК РФ под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, а также Комментарий к УК РФ под ред. В.И. Радченко).
Некоторые криминалисты полагают, что преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, должно в отличие от сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), совершаться именно с целью легализации, так как об этом говорит само название ст. 174 УК РФ. Другие исследователи справедливо обращают внимание на отсутствие указания на цель легализации в тексте ст. 174 УК РФ. Ряд ученых полагает, что к ответственности по данной статье не может быть привлечено лицо, которое само и получило незаконным путем легализуемое имущество, например похититель вещи. Иные же авторитетные юристы категорически отрицают эту позицию, обоснованно указывая на отсутствие в законе каких-либо ограничений применительно к перечню субъектов легализации. Практика также весьма противоречива. Так, волна прекращений и оправданий не затронула те уголовные дела, где предметом легализации является недвижимое имущество.
Однако с точки зрения уголовно - правовой оценки эти ситуации принципиально не отличаются от тех, где правонарушителем сбывается (легализуется?) похищенное им движимое имущество. Например, органами внутренних дел Нижегородской области по делу в отношении гр-на Николаева установлено, что этот гражданин мошеннически завладел правом на квартиру, а затем ее продал. Николаеву предъявлено обоснованное, по мнению прокуратуры области, обвинение как по ст. 159, так и по ст. 174 УК РФ.
Вызывают споры и применяемые в ст. 174 УК РФ понятия финансовых операций и использования незаконно полученных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. По этой причине следственным отделом Клинского УВД Московской области было прекращено уголовное дело по ст. 174 УК РФ в отношении гр-на Заплетнюка, который полученные от незаконного предпринимательства средства не вкладывал, как указывается в докладной записке, в легальный бизнес. В действительности понятия финансовой операции и экономической деятельности законодательно либо путем судебного толкования не определены, а потому их допустимо трактовать в широком смысле, таким образом, чтобы не освобождать лиц, подобных Заплетнюку, от уголовной ответственности.
Имеются и случаи осуждения по ст. 174 УК РФ. Такой приговор был вынесен по делу, расследовавшемуся в Новосибирской области по ст. 171 и 174 УК РФ. В целом же можно констатировать, что, во-первых, квалификация дел по ст. 174 УК РФ во всех случаях является дополнительной (поэтому данное преступление, как отмечается в сообщениях с мест, специально в ходе оперативно - розыскной деятельности не выявляется) и, во-вторых, дела о легализации имущества, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности, прекращаются намного реже, чем дела о легализации похищенного имущества.
Экономико - правовой анализ проблемы, связанной с невозвратом из-за рубежа валютной выручки и незаконным переводом валютных ресурсов в зарубежные банки, показал, что в настоящее время незакрытыми являются 22 тыс. контрактов, по которым российские экспортеры за 1995 - 1997 гг. недополучили валютную выручку, эквивалентную 12 млрд. долл. США.
В целях объединения усилий по пресечению преступных действий в этом направлении разработана Межведомственная программа противодействия незаконному вывозу валютных средств и ценностей из России и мер по их репатриации в страну ("Бумеранг-2"). В рамках этой Программы оперативно - профилактические мероприятия проводятся по следующим основным направлениям.
1. Силами центрального аппарата МВД России во взаимодействии с контролирующими органами и агентами валютного контроля отрабатывается ряд крупнейших экспортеров. В результате мер, принятых в ходе проверки федерального государственного унитарного предприятия "Росвооружение", объем недополученной валютной выручки сократился с 800 млн. до 32,6 млн. долл. США.
2. В регионы Российской Федерации направлены указания для проведения проверки на предприятиях, в значительных размерах недополучивших валютную выручку, с приложением их перечней. В первую очередь отрабатывались предприятия, находящиеся в угледобывающих регионах страны. С помощью оперативно - профилактических мер объем невозврата в страну валютных средств удалось уменьшить. Так, в Нижегородской области эта сумма сократилась с 14 млн. до 6,3 млн. долл. США.
3. Разрабатываются практические механизмы обмена оперативной и иной информацией в рамках сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами по фактам отмывания за рубежом незаконно вывезенных из России валютных средств, по перекрытию каналов их незаконного вывоза и по возврату указанных средств.
Взаимодействие по данной проблеме правоохранительных органов России со странами, входящими в Совет государств Балтийского моря, приобретает в настоящее время регулярный и устойчивый характер. Результатом сотрудничества стал также разрабатываемый совместно с правоохранительными органами Финляндии проект двустороннего плана действий по выявлению фактов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем.
МВД России совместно с ГТК России и другими органами валютного контроля планирует принять дополнительные меры по репатриации незаконно вывезенных из страны валютных средств, размер которых превышает кредиты, получаемые Россией от международных финансовых организаций.
Для активизации работы по противодействию утечке капиталов из России и по их репатриации кроме специальных мер, принимаемых МВД России во взаимодействии с другими правоохранительными органами, необходимо:
- присоединение к Страсбургской конвенции 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности";
- подготовка и подписание с ведущими государствами соответствующих договоров о правовой помощи с включением в них пунктов о возврате незаконно вывезенных капиталов, полученных в результате преступлений, в первую очередь экономических;
- дополнение УК РФ статьей 193.1, предусматривающей введение ответственности за незаконные импортные операции;
- внесение изменений в ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", так как в действующей редакции закон практически не работает;
- введение временной статистической отчетности для отражения результатов ежемесячного рассмотрения материалов и расследования преступлений, связанных с невозвращением средств в иностранной валюте.
В насто




Вернутся в раздел Комментарии к законам