Комментарии к законам

Статья 52. Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.



В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Комментарий к статье 52
1. Применяя правила ч. 1 ст. 52, нужно обратить внимание на ряд обстоятельств:
а) в ст. 52 речь идет о порядке исчисления именно налога, но не сбора;
б) то, что ст. 52 обязывает плательщиков самостоятельно исчислять суммы налога, вовсе не означает, что они не вправе (при исчислении суммы налога) прибегать к содействию других лиц (например, аудиторов, специалистов по бухучету, юристов, других лиц, которые способны дать налогоплательщику советы, информацию, осуществить необходимые расчеты, помочь правильно заполнить налоговую декларацию, формы, расчеты и т.д.). Такое право у налогоплательщика сохраняется.
Однако именно плательщик несет всю полноту ответственности за своевременное и правильное исчисление суммы налога (а не те специалисты, к содействию которых он прибегал); именно он, не дожидаясь письменных уведомлений налогового органа, сам должен принять все от него зависящие меры, чтобы сумма налога была исчислена и чтобы это было сделано своевременно;
в) исчисляя сумму налога, налогоплательщик должен учитывать:
налоговый период (см. коммент. к ст. 55 НК);
налоговую базу (см. коммент. к ст. 53 НК);
налоговую ставку (см. коммент. к ст. 53 НК);
налоговые льготы (см. коммент. к ст. 56 НК).
2. Анализ правил ч. 2 ст. 52 показывает, что:
а) они представляют собой изъятие из общих правил ч. 1 ст. 52 (состоящее в том, что налогоплательщик сам должен исчислять сумму налога);
б) на налоговый орган обязанность по исчислению суммы налога возлагается:
при проведении налоговых проверок и выявившихся при этом фактов неправильного исчисления (неисчисления вообще) суммы налога (ст. 89, 100, 101 НК);
при взыскании налога в порядке, предусмотренном в ст. 45 - 48 НК;
в иных предусмотренных НК и другим законодательством о "Н и С" случаях;
в) налоговые агенты (т.е. лица, на которые в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты, внебюджетные фонды сумм налогов) исчисляют сумму налога также в случаях, предусмотренных законодательством о "Н и С". Например, если физическое лицо работает в организации, то последняя должна будет исчислить из его зарплаты сумму подоходного налога (см. коммент. к ст. 24 НК);
г) в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, последний:
обязан не позднее 30 дней (при этом речь идет о календарных днях) направить налогоплательщику письменное уведомление (с указанием ИНН налогоплательщика), которое должно:
1) содержать сведения о размере налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы (он осуществляется в соответствии со ст. 53, 54 НК), о сроке уплаты налога;
2) соответствовать форме, утвержденной МНС РФ и являющейся единой по РФ.
Если уведомление не отвечает указанным выше требованиям, то считается, что налоговый орган не выполнил императивные предписания ст. 52;
может передать уведомление руководителю организации либо физическому лицу непосредственно. Уведомление может быть передано и законному (уполномоченному) представителю упомянутых лиц (см. коммент. к ст. 26 - 29 НК). Оно передается под расписку о вручении либо иным способом, подтверждающим факт его передачи и дату получения;
может направить уведомление по почте заказным письмом, если указанные выше лица отказались (например, путем отказа расписаться) принять уведомление или уклонялись от его получения. В этом случае налоговое уведомление считается полученным по истечении шести календарных дней. Отсчет начинается со следующего (после даты направления заказного письма) дня.




Вернутся в раздел Комментарии к законам