Трудовой коллектив предприятия независимо от его организационно - правовой формы:
решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;
рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;
определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из фондов трудового коллектива;
определяет и регулирует формы и условия деятельности на предприятии общественных организаций;
решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.
Трудовой коллектив государственного или муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе которого вклад государства или местного Совета народных депутатов составляет более 50 процентов:
рассматривает и утверждает совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия;
определяет совместно с учредителем предприятия условия контракта при найме руководителя;
принимает решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;
участвует в решении вопроса об изменении формы собственности предприятия в соответствии и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. На государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного Совета народных депутатов составляет более 50 процентов, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового коллектива.
Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли предприятия регулируются законодательством Российской Федерации, уставом и коллективным договором.
Комментарий к статье 235.1
1. Трудовой коллектив организации представляет собой объединение всех ее работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на основе трудового договора (контракта). Его членами являются: 1) работники, исполняющие трудовые обязанности по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок; 2) работники, выполняющие работу по срочному договору (контракту) на срок до пяти лет или на период выполнения определенной работы; 3) совместители, работающие на условиях трудового договора (контракта) в свободное от работы время на другом предприятии, в организации, учреждении; 4) надомники, заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом из материалов и используя орудия и средства труда, выделенные организацией либо приобретенные за ее счет; 5) нештатные работники, подлежащие социальному страхованию; 6) работники, выполняющие функции управления организацией и наделенные властными полномочиями - администрация.
Специфика трудового коллектива как субъекта трудового права и иных отраслей законодательства состоит в том, что он включает в себя всех, без какого-либо исключения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации на основе заключенного трудового договора (контракта) и объединенных организационным единством и общими целями. В основе управления организацией лежит единая воля, исходящая от ее руководителя и иных органов, наделенных властными полномочиями. И администрация, и работники действуют согласованно, чтобы обеспечить успешное решение задач, возложенных на организацию.
В трудовой коллектив не входят лица, выполняющие разовую работу по договору подряда, перевозкам, иным гражданско - правовым договорам.
Трудовой коллектив организации подразделяется на трудовые коллективы отдельных структурных единиц, образуемых и действующих в организации: цехов, отделов, бригад, кафедр, лабораторий и др.
2. Ст. 235.1 КЗоТ подразделяет полномочия трудового коллектива на два вида:
1) основные права, которые принадлежат трудовым коллективам всех организаций независимо от их формы собственности, т.е. государственным, муниципальным предприятиям, организациям, учреждениям и юридическим лицам, образованным гражданами либо иными юридическими лицами (разного рода товарищества, общественные объединения, акционерные общества и др.);
2) дополнительные права трудовых коллективов государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, а также предприятий, в имуществе которых вклад государства или местного Совета народных депутатов составляет более 50%.
Нужно иметь в виду, что использованный в ст. 235.1 КЗоТ термин "местные Советы народных депутатов" устарел. Согласно ст. 131 Конституции РФ управление на уровне города, села, иного населенного пункта осуществляется органами местного самоуправления. Поэтому положения ст. 235.1 о правах трудового коллектива, в имуществе которого вклад местных Советов народных депутатов составляет более 50%, следует понимать как полномочия трудового коллектива предприятия, в имуществе которого вклад органов местного самоуправления составляет более 50%.
3. Участие работников в управлении организацией рассматривается как одна из основных форм согласования, сочетания интересов собственника организации и наемных работников. Органичному решению этой проблемы придается основополагающее внимание как в международном праве, так и в национальном законодательстве развитых демократических государств. При этом, не умаляя роли профсоюзов в представлении и защите социально - трудовых прав работников, допускаются и развиваются формы непосредственного участия трудового коллектива в управлении организацией как через общие собрания, так и через выборные, представительные органы.
Рекомендациями N 143 МОТ "О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и представляемых им возможностях" разъясняется, что термин "представители трудящихся" означает лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой, будь то: а) представитель профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профсоюзами или членами профсоюзов, или б) выборные представители, а именно представители, свободно избранные трудящимися предприятий в соответствии с положениями национального законодательства, или правил, или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, признанной в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране.
Наиболее интересен опыт работы представителей трудящихся в Германии в виде производственного совета, избираемого всеми работниками предприятия независимо от их профсоюзной принадлежности. Производственный совет осуществляет надзор за соблюдением на предприятии трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений. Советы принимают активное участие и в кадровой политике предприятия и согласовывают решения по вопросам найма, перевода и увольнения работников. Если предприниматель и производственный совет не могут прийти к согласованному решению, то они образуют согласительную комиссию, которая вырабатывает предложения, способные удовлетворить спорящие стороны.
4. В Российской Федерации правомочия трудовых коллективов определены ст. 235.1 КЗоТ (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4557), Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ, 1992, N 17, ст. 890; СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4558), Законом СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в правлении предприятиями, учреждениями, организациями" (Ведомости СССР, 1988, N 25, ст. 382).
Следует отметить, что в названных Федеральном законе и Законе РФ термин "трудовой коллектив" не употребляется. Субъектом правомочий работников организации выступает общее собрание (конференция) работников. Тем самым создается в определенной мере коллизия в правомочиях трудового коллектива, закрепленных ст. 235.1 КЗоТ и действующим законодательством. Так, если согласно ст. 235.1 КЗоТ трудовой коллектив решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассмотрении и утверждении его проекта, то в соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" подобные действия осуществляются общим собранием (конференцией) работников.
Насколько правомерно изложенное терминологическое расхождение и можно ли пренебрегать им при определении правомочий трудового коллектива?
Как уже говорилось ранее, трудовой коллектив включает в себя и работников, и администрацию предприятия, учреждения, организации. Тем самым при решении отдельных вопросов взаимодействия работников и администрации последняя оказывается включенной в ту и другую сторону правоотношений. В частности, в соответствии со ст. 235.1 КЗоТ при решении вопросов о необходимости заключения договоров и обсуждении их проектов администрация как часть трудового коллектива должна выступать против самой себя как представителя интересов работодателя.
В еще более сложном положении могла оказаться администрация в процессе коллективных трудовых споров, если бы право выдвигать требования к работодателю принадлежало бы трудовому коллективу в целом. В этой ситуации администрация как часть трудового коллектива должна была спорить сама с собой на стороне трудового коллектива. Чтобы избежать подобных нелепостей, действующее законодательство использует более точную терминологию "общее собрание (конференция) работников", имея в виду только ту часть трудового коллектива, которая не обладает управленческими функциями. Именно эта часть и составляет большинство членов трудового коллектива и правомочна осуществлять предоставленные ему права. Можно сказать, что в данном случае речь идет о трудовом коллективе, взятом в узком смысле, только как о работниках.
5. Таким образом, терминологическое расхождение в ст. 235.1 КЗоТ и действующих федеральных законах, по нашему мнению, вполне оправдано и правомерно, хотя в них идет речь об одном и том же субъекте правоотношений - трудовом коллективе.
Трудовой коллектив организации независимо от ее организационно - правовой формы обладает широкими правомочиями в сфере заключения коллективного договора и контроля за его исполнением. Трудовой коллектив организации наделяется правом: 1) принимать решение о необходимости заключения с работодателем коллективного договора либо уполномочивать первичные профсоюзные организации, иные представительные органы трудового коллектива на принятие такого решения; 2) уполномочивать профсоюзы, иные представительные органы на ведение коллективных переговоров; 3) утверждать единый проект коллективного договора; 4) принимать наиболее приемлемый вариант коллективного договора в случаях, когда это не было достигнуто в едином представительном органе либо такой орган вообще не был создан; 5) заслушивать отчеты сторон, подписавших коллективный договор, о ходе его выполнения (см. комментарий к ст. 7 КЗоТ).
Все названные права принадлежат трудовым коллективам филиалов, представительств, поскольку в них также в соответствии с действующим законодательством могут заключаться коллективные договоры.
6. Кроме того, трудовые коллективы всех организаций независимо от форм собственности наделены правом: 1) рассматривать и решать вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия; 2) определять перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот из фондов трудового коллектива; 3) определять и регулировать формы и условия деятельности общественных организаций на предприятии; 4) решать иные вопросы в соответствии с коллективным договором.
Помимо названных прав трудовому коллективу принадлежат также иные права, закрепленные другими статьями КЗоТ, в том числе: 1) утверждение правил внутреннего трудового распорядка в организации; 2) избрание комиссии по трудовым спорам; 3) применение к членам коллектива за нарушение трудовой дисциплины мер общественного воздействия; 4) обсуждение и одобрение комплексных планов улучшения условий труда и санитарно - оздоровительных мероприятий, контроль за ходом выполнения этих планов; 5) контроль за соблюдением работниками правил инструкций по охране труда; 6) контроль за использованием средств, предназначенных на охрану труда (см. комментарии к ст. 5, 130, 139, 145, 148, 203 КЗоТ).
7. Трудовой коллектив выступает самостоятельным субъектом значительной части правоотношений, связанных с разрешением коллективных трудовых споров. В соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" общее собрание (конференция) работников организации правомочно: 1) образовывать органы общественной самодеятельности и уполномочивать их на представительство интересов работников при разрешении коллективного трудового спора; 2) выдвигать требования к работодателю по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по социально - трудовым вопросам; 3) принимать решения об объявлении забастовки; 4) избирать орган, возглавляющий забастовку (см. комментарий к ст. 220 КЗоТ).
Дополнительными и весьма существенными правами наделяются трудовые коллективы государственных или муниципальных предприятий, а также предприятия, в имуществе которого вклад государства или органа местного самоуправления составляет более 50%. Трудовым коллективам названных предприятий предоставляется право рассматривать и утверждать совместно с учредителем предприятия изменения и дополнения, вносимые в устав предприятий, утверждать условия контракта при найме руководителя, принимать решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия.
8. Без учета мнения трудового коллектива не могут решаться вопросы приватизации предприятия. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1991, N 27), принятый Верховным Советом РФ 3 июля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), наделяет трудовые коллективы правом: 1) выступать инициаторами приватизации предприятий. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива; 2) согласовывать план приватизации предприятий, подготовленный комиссией по приватизации предприятия; 3) высказывать мнение о способе приватизации; 4) принимать решение о единовременном распределении передаваемых безвозмездно именных привилегированных акций между работниками предприятия, иными лицами и представлять в соответствующий фонд поименный список лиц с указанием количества акций, переданных каждому из них.
Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 утратил силу в связи с изданием Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.1997 N 123-ФЗ. 9. Закрепленный ст. 235.1 КЗоТ перечень прав трудового коллектива не является исчерпывающим и может быть дополнен как федеральными законами, так и законами субъектов РФ, а также коллективными договорами. Трудовой коллектив любого предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности может предусматривать в коллективном договоре дополнительные права, и в частности заслушивать руководителя предприятия, учреждения, организации по вопросам финансово - хозяйственной деятельности, принимать решения о проведении независимой аудиторской проверки экономического и финансового состояния предприятия, учреждения, организации, вносить предложения о дополнении и изменении устава предприятия и др.
С учетом трудовой деятельности предприятий, учреждений, организаций их трудовым коллективам могут предоставляться некоторые дополнительные права законами РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятым Государственной Думой 19 июля 1996 г., трудовой коллектив высшего учебного заведения на общем собрании (конференции) педагогических, научных работников, представителей других категорий работников и обучающихся может принимать устав высшего учебного заведения. Принятый трудовым коллективом устав вступает в действие и ни в каких дополнительных согласованиях и утверждениях не нуждается. Трудовому коллективу предоставлено также право формировать органы управления высшим образовательным учреждением: избирать ректора и ученый совет вуза.
10. КЗоТ не устанавливает порядка и форм осуществления полномочий трудового коллектива. Эти вопросы подлежат регулированию федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако в настоящее время этот важный вопрос самоуправления трудового коллектива остается нерешенным на уровне федерального законодательства. Лишь в общем виде ст. 235.1 устанавливает, что на государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или органа местного самоуправления составляет более 50%, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового коллектива - СТК. Ст. 203 КЗоТ предусматривает также избрание трудовым коллективом такого специализированного органа для разрешения индивидуальных трудовых споров, как комиссия по трудовым спорам.
11. При наличии пробелов в российском законодательстве допускается действие общесоюзных актов, не противоречащих законам РФ. Поэтому до принятия соответствующих федеральных законов значительная часть вопросов реализации полномочий трудового коллектива может быть решена с учетом положений Закона СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", принятого Верховным Советом СССР 17 июня 1983 г. (Ведомости СССР, 1983, N 25, ст. 382).
Согласно названному Закону СССР общее собрание (конференция) трудового коллектива рассматривает вопросы деятельности трудовых коллективов, отнесенные к их компетенции. Собрание трудового коллектива может проводиться также по цехам, отделам, участкам, бригадам и другим структурным подразделениям.
Конференции трудовых коллективов проводятся на предприятиях, в учреждениях, организациях, где созыв собрания затруднен по причинам многосменности или территориальной разобщенности цехов, отделов, участков и других структурных подразделений. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, определяемом трудовым коллективом. На рассмотрение общих собраний (конференций) трудового коллектива согласно Закону СССР вопросы могут вноситься по инициативе членов трудового коллектива, профсоюзной организации, администрации либо по совместной инициативе профсоюзной организации и администрации. Подобным правом, по нашему мнению, должны наделяться совет трудового коллектива, комиссии по трудовым спорам и иные представительные органы трудового коллектива.
Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов трудового коллектива, а конференция - при наличии не менее двух третей делегатов. Решение общего собрания (конференции) принимается открытым голосованием большинства членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции). При проведении собрания трудового коллектива по цехам и другим структурным подразделениям предприятия, учреждения, организации решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов трудового коллектива, присутствовавших на собрании.
12. Действующим законодательством могут устанавливаться и иные правила принятия решений трудовым коллективом. Так, решение об объявлении забастовки признается законным при условии, что на общем собрании присутствовало не менее двух третей от общего числа работников. Подобным образом определяется и кворум для конференции трудового коллектива. При этом необходимо, чтобы за решение об объявлении забастовки проголосовало не менее половины присутствующих на общем собрании (конференции) трудового коллектива (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" - СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4557).
Закон СССР о трудовых коллективах не предусматривал создания специального органа, осуществляющего оперативное управление коллективом и организующего контроль за выполнением решений общего собрания (конференции) трудового коллектива. Отсутствие такого органа значительно снижало действенность влияния трудового коллектива на процессы управления предприятием, учреждением, организацией. Поэтому впоследствии в структуру самоуправления трудового коллектива был введен новый орган - Совет трудового коллектива, избираемый общим собранием (конференцией) тайным или открытым голосованием на срок два - три года.
В числе основных полномочий СТК предусматривалось осуществление контроля за выполнением решений общих собраний коллективов, реализацией критических замечаний и предложений работников, заслушивание отчетов администрации о ходе выполнения планов и договорных обязательств, результатах производственной деятельности, решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции собрания (конференции) трудового коллектива.
13. Трудовой коллектив негосударственных и немуниципальных организаций также может участвовать в решении вопросов, связанных с внесением изменений и дополнений в устав организации, определением условий контракта для руководителя организации, выделением из состава организации тех или иных структурных подразделений в самостоятельную организацию, и некоторых других вопросов. Для этого необходимо внести соответствующие положения в устав организации. Отдельные правомочия трудового коллектива могут также закрепляться в коллективных договорах, соглашениях.
Трудовые коллективы негосударственных и немуниципальных организаций могут создавать органы самоуправления, аналогичные тем, которые действуют на государственных и муниципальных предприятиях, либо образовывать новые представительные органы, способные достойно представлять и защищать социально - трудовые права работников и трудового коллектива в целом.
Статьи 235.2 - 235.8 исключены. - Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1.
Глава XVI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 235.1. Полномочия трудового коллектива. (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Вернутся в раздел Комментарии к законам