Комментарии к законам

Статья 69.1. Нотариальная деятельность. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не подпадает под действие нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.



Статья 69.2. Субъект налогообложения
Субъектом налогообложения является частный нотариус.
Статья 69.3. Объект налогообложения
Объектом налогообложения является доход частного нотариуса.
Статья 69.4. Расходы частного нотариуса
Из средств, полученных за оказание нотариальных услуг, частный нотариус имеет право покрывать расходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности, ее материально-техническим обеспечением, арендой и содержанием помещения нотариального бюро, оплатой услуг нанятого технического персонала.
Статья 69.5. Ставка налога
(1) На частного нотариуса не распространяется действие статьи 15 настоящего Кодекса.
(2) Общая сумма подоходного налога определяется для частного нотариуса в размере 22 процентов ежемесячного облагаемого дохода".
(Ст. 15 НК определяет шкалу, по которой производится расчет подоходного налога для физических лиц. - Прим. автора.)
Данным Законом о дополнении и изменении Налогового кодекса нотариус также был исключен из числа лиц, уплачивающих НДС.
В этом же 2002 году был принят новый Закон "О нотариате", в котором, помимо иных значительных улучшений, были также закреплены следующие понятия. Во-первых, был значительно шире отграничен нотариус от предпринимателя: "Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не может быть приравнена к таковой, не осуществляется на основе предпринимательства и не подпадает под действие законодательных и других нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность". Во-вторых, четко было закреплено, что из средств, полученных частным нотариусом от оплаты нотариальных услуг, покрываются расходы по осуществлению профессиональной деятельности, ее материально-техническому обеспечению, аренде и содержанию помещения нотариального бюро, оплате услуг нанятого технического персонала. Оставшиеся после покрытия всех указанных выше расходов средства составляют доход частного нотариуса, из которого производятся взносы государственного социального страхования и иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством.
Другими словами, данными двумя нормативными актами был сделан серьезный шаг в отношении легализации расходов нотариуса, а также четкого определения доходов и расходов нотариуса.
Следующим шагом было принятие иных изменений в Налоговом кодексе, а именно в 2004 году была исправлена ошибка и установлено, что фискальный код присваивается не нотариальному бюро, а нотариусу непосредственно. В то же время в отношении социального фонда, после определенных корректировок нотариусы ежегодно стали включаться в таблицу расчета размеров взносов в систему социального страхования и определения размеров и видов социальных выплат. Правда, здесь следует пояснить один важный момент.
С 2000 по 2005 годы размер ставок отчислений в социальный фонд постоянно варьировался, порой кардинально. Так, изначально, в 2000 - 2001 годы, нотариусы должны были платить 10% от получаемого гонорара (на тот момент существовало понятие "гонорар", но Законом от 2002 года оно было заменено на понятие "доход"). В 2002 г. была установлена ставка 15% с дохода. В 2003 г. - ежемесячно 28% из трех среднемесячных заработных плат по стране. В 2004 - 10% из дохода, но не более 28% из трех среднемесячных заработных плат по стране и не менее 60 лей (60 лей - 120 рублей. - Прим. автора). И, наконец, на 2005 год установлен фиксированный годовой взнос в размере 1374 лея (3500 рублей. - Прим. автора). Возникает вопрос: почему ежегодно так или иначе размер взносов снижался? Дело в экономической составляющей деятельности социального фонда. Так как финансовая деятельность нотариуса из всех налогоплательщиков была, пожалуй, самой "прозрачной", поэтому и реальность, объемность платежей нотариусов были самыми высокими. С точки зрения пропорции человекоплатеж нотариус занимал одно из первых мест в стране - такой объем платежей в соцфонд на одного человека редко где присутствовал. Но это, в свою очередь, означает и то, что выплаты со стороны соцфонда, к примеру, на тот же больничный, были высоки. Когда нотариус честно шел в соцфонд за оплатой больничного, то расчет выплат велся, соответственно, исходя из суммы, из которой рассчитывался взнос. Многие нотариусы решили воспользоваться возможностью покрыть расходы на оплату своего лечения, что привело к относительно серьезным расходам бюджета социального фонда на одного человека (например, нотариусу было выплачено 36 тысяч лей - 90 тысяч рублей - за больничный). Это, конечно, не единственный, но один из важных факторов, повлиявший на снижение суммы, из которой должен производиться расчет размера взносов, вплоть до перехода на ежегодную фиксированную сумму. С другой стороны, фиксированная сумма позволяла со стопроцентной уверенностью рассчитывать доходную часть бюджета в отношении нотариусов вне зависимости от их финансовой деятельности.
Говоря о дне текущем, ситуация в области налоговых правоотношений и системы государственного социального страхования выглядит следующим образом.
Налоговые правоотношения регулируются частично нормами Закона "О нотариате" 2002 года, с изменениями и дополнениями, и Налоговым кодексом 1997 года с изменениями и дополнениями, включая 2002 год. Фискальный код присваивается каждому нотариусу в отдельности, нотариальное бюро не имеет своего фискального кода. Ежемесячно уплачивается подоходный налог в размере 22% дохода нотариуса, образованного после вычета расходов из всех полученных за оказание нотариальных действий сумм. Закреплено право на расходы именно нотариуса, связанные с его деятельностью. Также ввиду того, что принципы амортизации указаны в Налоговом кодексе в отношении экономических агентов, они не распространяются на нотариусов, которые списывают приобретенные товары (оргтехнику, расходные материалы, мебель и т.д.) сразу в текущем месяце. Правда, нотариусу запрещен перенос расходов на следующий месяц, в том числе и в случае, когда расходы в текущем месяце превысили доходы. Ежемесячно нотариус сдает краткий отчет о своей финансовой деятельности в налоговую инспекцию (1 страница формата А4, только 12 строк: сумма дохода, расходы по видам: аренда, содержание помещения, материально-техническое обеспечение и т.п.). Годовую декларацию сдают только те нотариусы, которые помимо осуществления нотариальной деятельности занимаются научной, педагогической и творческой работой. НДС, налог на благоустройство территории и иные обязательные платежи и сборы, предусмотренные для экономических агентов, нотариусом не уплачиваются. Отношения с социальным фондом регулируются также частично нормами Закона "О нотариате", бюджетом государственного социального страхования на соответствующий год и Законом о государственной системе социального страхования. На текущий 2005 год установлено, что нотариус выплачивает фиксированный взнос в размере 1374 лея (3500 рублей. - Прим. автора), причем он перечисляет на счет Национальной кассы социального страхования ежемесячно 1/12 часть этой суммы. При этом в текущем году уменьшение размеров взносов повлекло за собой и уменьшение размеров и видов социальных выплат. Так, уплата указанной суммы дает нотариусу право только на минимальную пенсию государственного социального страхования и пособие на погребение. Отчет о произведенных выплатах нотариус ежеквартально предоставляет в филиалы Национальной кассы. Здесь необходимо осветить важный нюанс. При расчете пенсии нотариусов, которые будут выходить на пенсию до 2010 года, будут приниматься во внимание все выплаты начиная с 1999 года, т.е. и выплаты, производимые по ставкам 15%, 10% от дохода. Ну, а для молодых нотариусов тема остается открытой. Правда, до сих пор не разрешен вопрос о получении и подтверждении информации об уже накопленных суммах. По предварительной информации, данные о накопленных средствах будут выдаваться начиная с 2006 года.
Итак, помимо платежей по подоходному налогу и перечислений в соцфонд нотариус не обязан совершать оплату иных налогов и сборов, включая НДС. Это стало следствием практически шестилетней совместной работы Союза нотариусов РМ и ассоциации нотариусов РМ "НОТА" по разъяснению правового статуса нотариуса. Были использованы обращения в министерства и ведомства страны, Парламент и Правительство, судебные инстанции и Конституционный суд. В то же время пройдена только половина пути, поскольку все еще остались проблемы и непонимание в области бухгалтерского учета нотариуса и его обязательного медицинского страхования, где также существует определенное непонимание и ряд абсурдных норм права при применении их в отношении нотариуса. Эти проблемы требуют отдельного освещения и потому не рассматриваются в данной статье.
Но все равно нотариусы Молдовы готовы и дальше бороться за свою профессию, вне зависимости от противостоящих трудностей, чего я от всего сердца хочу пожелать всем коллегам из России и других стран СНГ.
Нотариус, 2005, N 3




Вернутся в раздел Комментарии к законам