Комментарии к законам

Статья 50. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав. 1. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными).



(в ред. Федерального закона от 19.07.1995 N 110-ФЗ)
2. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.
(в ред. Федерального закона от 19.07.1995 N 110-ФЗ)
При наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.
(в ред. Федерального закона от 19.07.1995 N 110-ФЗ)
Комментарий к статье 50
1. Комментируемая статья указывает некоторые специфические меры обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав.
2. Пункт 1 посвящен судебному запрету как способу обеспечения гражданского иска.
Судебный запрет совершения определенных действий может быть вынесен либо в адрес ответчика, либо в адрес иного лица, "в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав".
По сути дела, этот квалифицирующий признак следует применять и к ответчику: запрет совершения определенных действий не должен применяться в тех случаях, когда иск является недостаточно обоснованным.
В гражданских делах судебный запрет не может быть вынесен до подачи искового заявления.
Перечень действий, которые нельзя совершать на основе рассматриваемого судебного запрета, следует считать примерным. "Хранение" или "владение", строго говоря, не являются действиями и сами по себе не могут подпадать под такой судебный запрет.
3. Абзац 1 п. 2 относится к аресту как к гражданско-правовой мере обеспечения иска.
Арест может быть наложен:
1) на экземпляры произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;
2) на материалы и оборудование, которые предназначены для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров.
Для наложения ареста на названные материалы и оборудование не требуется, чтобы они фактически использовались для изготовления предположительно контрафактных экземпляров.
В абз. 1 п. 2 говорится об "аресте" и "изъятии" упомянутых ранее объектов.
Под "изъятием" следует понимать арест с передачей указанных объектов на хранение (ст. 74 ГПК) третьему лицу (например, истцу); при этом право собственности предполагаемого нарушителя сохраняется.
Возможен "арест" и без "изъятия", например с оставлением указанных объектов у нарушителя, но "под замком и печатью" суда.
4. Меры обеспечения гражданских исков, указанные в п. 1 и в абз. 1 п. 2, применяются в соответствии с общими правилами обеспечения исков - ст. 139 - 146 ГПК, ст. 90 - 100 АПК.
Меры по обеспечению иска, указанные в ст. 140 ГПК и в ст. 91 АПК, но не упомянутые в ст. 50 Закона, могут применяться в случаях нарушений авторских и смежных прав.
5. Абзац 2 п. 2 относится к тем случаям, когда против нарушителей авторских и смежных прав принимаются или предполагается принять меры административного или уголовного права.
О толковании понятия "материалы и оборудование" см. п. 3 комментария к данной статье.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
9 июля 1993 года
N 5351-1
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 1993 г. N 5352-1
О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
(Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1244)
Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Ввести в действие Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" со дня его опубликования.
2. Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона.
3. Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 27 и 43 указанного Закона, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ.
5. Радио- и телепередачи (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, с даты введения в действие указанного Закона охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.
6. Впредь до принятия соответствующих правовых актов Российской Федерации и приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" законодательство Российской Федерации и бывшего Союза ССР применяется постольку, поскольку оно не противоречит указанному Закону.
7. Установить, что указы Президента Российской Федерации в соответствии со статьей 121.8 Конституции Российской Федерации применяются в части, не противоречащей указанному Закону.
8. Правительству Российской Федерации до 1 ноября 1993 года:
привести в соответствие с указанным Законом решения Правительства Российской Федерации;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и ведомствами Российской Федерации их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих указанному Закону.
9. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации по культурному и природному наследию народов Российской Федерации, Комитету Верховного Совета Российской Федерации по науке и народному образованию с участием Комитета Верховного Совета Российской Федерации по судебной реформе и текущему законодательству и Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по культуре:
до 1 сентября 1993 года разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации проекты законов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, связанные с вопросами охраны объектов авторского и смежных прав:
до 1 мая 1994 года обобщить и проанализировать практику применения указанного Закона и о результатах доложить Верховному Совету Российской Федерации.
10. Признать не действующим на территории Российской Федерации со дня введения в действие указанного Закона раздел IV Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года.
Председатель
Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.ХАСБУЛАТОВ
Комментарий к Постановлению
1. Данное Постановление устанавливает переходные нормы, связанные с вступлением в силу комментируемого Закона.
При этом нормы самого Закона не затрагиваются. Возможные расхождения между Постановлением и Законом должны решаться на основе Закона.
2. Пункт 1 Постановления устанавливает, что Закон вступает в силу со дня его опубликования, имея при этом в виду его официальное опубликование.
Закон был официально опубликован 3 августа 1993 г. в "Российской газете". С этого дня он и вступил в силу.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 19 июля 1995 г. в статьи 35, 49 и 50 Закона, были официально опубликованы в "Российской газете" 26 июля 1995 г. С этого дня они и вступили в силу.
3. Пункт 2 устанавливает, что после введения Закона в действие (т.е. начиная с 3 августа 1993 г.) к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав должны применяться нормы нового Закона.
Об отношениях по созданию объектов авторского права и смежных прав см. ст. 1 и комментарий к ней. Практически это отношения, основанные на договорах заказа, а также на договорах о создании аудиовизуальных произведений. Сюда же следует отнести создание служебных произведений на основе трудовых или авторских договоров.
Что касается отношений по использованию объектов авторских и смежных прав, то это самые разнообразные договоры об использовании, а также бездоговорное использование, основанное на Законе.
Из п. 2 следует, что, если эти отношения по созданию и использованию объектов авторских и смежных прав возникли после введения в действие нового Закона, к ним применяется новый Закон. Иными словами, прежнее законодательство к этим отношениям применяться не может.
4. Постановление, однако, не отвечает на очень близкий к тому, что было разобрано выше, но значительно более сложный вопрос: какое законодательство должно применяться к тем длительным отношениям, которые возникли до вступления Закона в силу, но продолжают действовать после того, как Закон вступил в силу?
Отсутствие ответа на этот вопрос - серьезный пробел постановления.
Следует исходить из того, что, если правоотношение возникло до вступления в силу нового Закона, то новый Закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникают после вступления нового Закона в силу. Именно так постоянно решался и решается этот вопрос в гражданском праве - см., например, ст. 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" или ст. 5 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". См. также п. 2 ст. 422 ГК РФ.
5. Пункт 3 устанавливает, что сроки охраны прав, предусмотренные новым Законом, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г.
Норма п. 3 имеет чрезвычайно важное значение, а поскольку сформулирована она не совсем ясно, в литературе и на практике она вызвала споры и конфликты. Поэтому необходимо тщательно разобраться в том, каков ее смысл.
6. Прежде всего, попытаемся установить, почему в качестве контрольной даты отсчета выбрана дата 1 января 1993 г.
Следует вспомнить, что авторское право и смежные права прекращают свое действие по истечении предусмотренных сроков охраны, всегда 31 декабря определенного года. Так было ранее, так осталось и ныне - см. ст. 27 и 43 и комментарии к ним.
Поэтому с 1 января календарного года какие-то авторские и смежные права перестают действовать.
Законодатель предполагал, что новый Закон вступит в силу в течение 1993 г. Поэтому он и избрал 1 января 1993 г. как дату, на которую некоторые права прекратились, а другие продолжают действовать.
Прекратившиеся права законодатель "отсек".
7. Далее законодатель упоминает "50-летний срок действия авторского права или смежных прав", который не истек к 1 января 1993 г. Что это за срок?
Поскольку он мог истечь на 1 января 1993 г., то очевидно, что это срок, который был установлен прежним законодательством, действовавшим до вступления в силу нового Закона.
Таким законодательством были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. (далее - Основы), которые применялись на территории России с 3 августа 1992 г.
Это законодательство как раз предусматривало 50-летний срок действия авторского права и смежных прав (ст. 137 и 141 Основ).
Значит, новый Закон применяется к тем произведениям и объектам смежных прав, которые охранялись в соответствии с Основами, если сроки их охраны не истекли к 1 января 1993 г. Более того, в отношении этих произведений и объектов смежных прав применяются новые сроки охраны, в некоторых случаях - более продолжительные.
8. Теперь рассмотрим правовое положение тех произведений и объектов смежных прав, которые на 1 января 1993 г. являлись общественным достоянием, т.е. не охранялись.
Причина, по которой они не охранялись на эту дату, может быть различной: либо они утратили охрану, потому что ее срок истек, либо были созданы иностранцами, обнародованы за рубежом и не охранялись на основе международных договоров, либо они вообще никогда не охранялись из-за отсутствия соответствующего законодательства.
Независимо от причины "своей неохраняемости" они были известны (были обнародованы или даже опубликованы) и рассматривались как общественное достояние.
Ставит ли новый Закон такие произведения и объекты под охрану?
Если ставит, Закон имеет "обратную силу", если не ставит, Закон "обратной силы" не имеет.
Отметим, что выражение "обратная сила" имеет в сфере авторского права и смежных прав свое специфическое значение: "обратная сила" есть распространение нового Закона на ранее известные объекты, не охранявшиеся на момент вступления в силу нового Закона.
9. Следует исходить из того, что Закон говорит о течении срока только в тех случаях, когда этот срок имеет правовое значение. Значит, если объект не охраняется, то никакие сроки в отношении его "не текут". Истечь могут лишь те сроки, которые "текли".
Поэтому если в п. 3 говорится о применимости новых сроков охраны (а следовательно, и нового Закона в целом) к тем произведениям и объектам смежных прав, в отношении которых еще не истек 50-летний срок, имеются в виду только те произведения и объекты смежных прав, которые охранялись согласно прежнему законодательству.
Таким образом, новый Закон не имеет "обратной силы".
Содержащееся в п. 3 указание на то, что новые сроки применяются "во всех случаях", когда прежний срок не истек, не имеет решающего значения при рассмотрении вопроса об "обратной силе" нового Закона. Выражение "во всех случаях" означает здесь следующее: "независимо от того, когда они были обнародованы - до или после вступления в силу нового Закона".
Президиум Московского городского суда высказал суждение о распространении действия нового Закона на произведения А.Н. Толстого, авторские права которого должны были прекратиться на основе прежнего законодательства в 1960 г., но были досрочно прекращены в 1958 г. После некоторых колебаний межмуниципальные (районные) суды г. Москвы подтвердили это мнение.
"Последнюю точку" в этом споре поставило Определение судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 26 февраля 1998 г., позицию которой лучше всего пояснить, приведя цитату из этого Определения:
"А. Толстой умер 23 февраля 1945 г. По ранее действовавшему авторскому праву, авторские права охранялись в течение 15 лет после смерти писателя. Далее они не охранялись, но с принятием нового Закона вновь были поставлены под охрану.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. сроки охраны прав, предусмотренные статьями 27 и 43 указанного Закона, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. Законодатель не сделал никаких исключений для восстановления срока охраны прав автора на 50 лет.
Доводы ответчика о том, что свой вывод о восстановлении авторских прав А. Толстого (районный) суд сделал без анализа этих норм, а лишь повторил эти нормы дословно, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Мнение представителя ответчика о рассмотрении судом юридического спора с научными выкладками и толкованием норм права, как одной из задач гражданского судопроизводства, не основано на законе. Суд - это орган правоприменительный, при разрешении гражданского спора он обязан указать закон, подлежащий применению при регулировании спорных правоотношений, что и было сделано судом по настоящему гражданскому делу".
Несколько аналогичных решений было вынесено районными судами г. Москвы в отношении произведений и других авторов, умерших до 1968 г.
Если исходить из того, что п. 3 предоставляет "обратную силу" авторским произведениям, ранее утратившим свою охрану, и ранее не охранявшимся объектам смежных прав, то должен быть решен вопрос о том, кто является владельцем этих авторских и смежных прав. При этом следует исходить из того, что права на исполнения, состоявшиеся в рамках трудовых договоров, принадлежат работодателям (как и любые иные результаты, созданные по трудовым договорам). Кроме того, должны учитываться ранее заключенные авторами и исполнителями договоры по поводу использования произведений и исполнений.
10. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенные в действие на территории России с 3 августа 1992 г., также не имели "обратной силы": они продлили сроки охраны авторских прав на ранее известные охранявшиеся произведения, но не поставили под охрану те произведения и объекты смежных прав, которые были известны до 3 августа 1992 г., но не охранялись на 3 августа 1992 г.
11. С 3 августа 1993 г. по 27 июля 2004 г. действовали нормы п. 4 данного Постановления следующего содержания:
"4. Авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие указанного Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано".
Несмотря на то, что эта норма с 28 июля 2004 г. признана утратившей силу, мы вынуждены анализировать ее, с тем чтобы понять суть ныне действующих норм.
12. Пункты 4 и 5 относятся к тем случаям, когда ранее действовавшее законодательство предусматривало наличие авторских прав у юридических лиц.
На основе ранее действовавшего законодательства авторское право могло принадлежать юридическим лицам как первоначальное либо как производное.
Первоначальное авторское право юридических лиц означало, что закон приравнивал юридических лиц к авторам, считал их в определенных случаях авторами.
Производное авторское право юридических лиц - это право, полученное ими от авторов (например, по договору).
Пункты 4 и 5 относятся только к первоначальному авторскому праву юридических лиц.
13. Первоначальное авторское право юридических лиц предусматривалось в ГК РСФСР 1964 г. в трех случаях:
1) авторское право на научный сборник, энциклопедический словарь, журнал, периодическое издание в целом закреплялось за организацией, выпустившей их в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства (ст. 485);
2) авторское право на кино- или телефильм принадлежало предприятию, осуществившему съемку (ст. 486);
3) авторское право на радио- и телепередачи принадлежало организациям, передавшим их в эфир (ст. 486).
Эти авторские права организаций действовали бессрочно (ст. 498 ГК РСФСР 1964 г.).
Пункт 4 относился к первым двум категориям первоначальных авторских прав юридических лиц, а п. 5 относится к третьей категории этих прав.
Первоначальные авторские права юридических лиц могли возникать до 3 августа 1992 г: с этой даты на территории России стали применяться Основы 1991 г., которые не предусматривали появления у юридических лиц первоначальных авторских прав.
14. Самое важное положение, которое усматривается из п. п. 4 и 5, состоит в том, что эти права продолжают действовать и в настоящее время. Объем этих прав определяется новым законодательством, но субъект (носитель) этих прав определяется по действовавшему ранее законодательству.
15. Пункт 4 устанавливал, а п. 5 - устанавливает, что первоначальные авторские права юридических лиц по новому Закону охраняются не бессрочно, а в течение 50 лет с момента создания произведения, но если оно было правомерно обнародовано в течение этого срока, 50-летний срок охраны исчисляется с момента правомерного обнародования произведения.
Следует полагать, что при исчислении этих сроков правовая охрана прекращается 31 декабря соответствующего года. Иными словами, и в этих случаях применяются нормы п. 6 ст. 27 и п. 5 ст. 43 Закона, хотя об этом в постановлении прямо не сказано.
16. Из произведений, которые подпадали под действие п. 4, практическое значение имеют лишь кинофильмы и телевизионные фильмы.
Ныне эта категория авторских произведений именуется аудиовизуальные произведения. ГК РСФСР устанавливал, что они охраняются бессрочно.
Но под действие ГК РСФСР подпали только те фильмы, которые либо создавались после введения в действие ГК РСФСР (1 октября 1964 г.), либо, хотя и были созданы ранее, но охранялись на 1 октября 1964 г.
В соответствии с законодательством об авторском праве СССР и РСФСР 1928 г., которое действовало до принятия ГК РСФСР, на 1 октября 1964 г. в СССР охранялись фильмы, которые были впервые публично продемонстрированы после 31 декабря 1954 г.
Те фильмы, которые были "выпущены на экраны страны" в 1954 г. или ранее, на 1 октября 1964 г. в СССР не охранялись и на основе ГК РСФСР бессрочную правовую охрану не получили.
Только эти "старые" фильмы (а также фильмы, снятые с 1 октября 1964 г. по 2 августа 1992 г.) стали пользоваться 50-летней охраной с 3 августа 1993 г.
О продлении срока охраны в отношении данных фильмов см. ст. 3 Закона 2004 г. и комментарии к ней.
17. Авторское право на радио- и телепередачи (передачи в эфир) по самой своей природе возникает во время трансляции передач в эфир.
"Передачи в эфир" до фактической передачи не существует.
Поэтому к передачам в эфир не может быть применена указанная в п. 5 Постановления норма об исчислении срока охраны передачи с момента ее создания.
18. В соответствии с п. 5 Постановления объем прав на радио- и телепередачу, впервые выпущенную в эфир до 3 августа 1992 г., определяется на основе ст. 40 Закона, ибо такая передача охраняется теперь как объект смежного права.
19. Пунктом 6 Постановления предусматривается, что прежнее законодательство об авторском праве и смежных правах, принятое Российской Федерацией или Союзом ССР, сохраняет силу и применяется в России, но лишь постольку, поскольку оно не противоречит Закону, и лишь до принятия соответствующих правовых актов Российской Федерации.
Здесь прежде всего следует назвать ГК РСФСР 1964 г. Можно полагать, что некоторые его нормы сохраняют силу (например, подп. 1 ст. 492).
В настоящее время сохраняет значение также Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1986, N 3).
Некоторые нормы авторского права содержатся в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с послед. изм.).
20. Пункты 7, 8 и 9 Постановления в настоящее время практического значения не имеют.
21. Пункт 10 Постановления содержит норму, в соответствии с которой на территории России перестал применяться раздел IV "Авторское право" Основ 1991 г.
Раздел IV Основ 1991 г. применялся на территории России с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г.
Нормы Основ "перекрыты" нормами нового Закона, за единственным исключением: ст. 141 Основ предусматривала возникновение смежного права на видеозаписи.
Сохраняются ли ныне эти особые права на видеозаписи, созданные в период действия IV раздела Основ, остается неясным. Следует считать, что поскольку Основы 1991 г. не содержали точного указания на сферу исключительного права на видеозапись (отсутствовали случаи изъятия из этого права), права на видеозапись на базе этого акта не возникали.
В настоящее время сохраняют свое значение нормы ст. 140 Основ об охране служебных произведений (см. п. 16 комментария к ст. 14 Закона).
20 июля 2004 года N 72-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
Принят
Государственной Думой
25 июня 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
7 июля 2004 года
(Извлечения)
(СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3090)




Вернутся в раздел Комментарии к законам