2. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.
Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.
3. Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.
4. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:
латинской буквы "P" в окружности;
имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
года первого опубликования фонограммы.
Комментарий к статье 36
1. Данная статья посвящена первоначальным субъектам смежных прав, соотношению их прав друг с другом, а также соотношению между смежными правами и авторским правом.
2. В пункте 1 названы три вида первоначальных субъектов смежных прав:
1) исполнители,
2) производители фонограмм,
3) организации эфирного и кабельного вещания.
Исполнителями могут быть только физические лица, производителями фонограмм - как физические, так и юридические лица.
Хотя Закон исходит из того, что организации эфирного и кабельного вещания - это юридические лица, нельзя исключать того, что субъектом смежных прав на передачи окажется и физическое лицо.
Во втором и третьем случаях физические и юридические лица могут выступать сособственниками смежных прав, но соисполнителями могут быть только физические лица.
3. Действия, направленные на возникновение смежных прав, носят следующий характер: у исполнителей (как и у авторов произведений) это юридический поступок (не сделка!); у остальных субъектов смежных прав такие действия представляют собой сделки.
4. Авторское право, а также различные категории смежных прав часто оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Для таких случаев в п. п. 2 и 3 установлены правила о том, что любой владелец права может пользоваться своим правом лишь с согласия на такое использование со стороны владельцев всех других затрагиваемых прав.
Если согласие не получено, указанное право не пропадает, но его осуществление может быть парализовано.
5. Исходя из этого общего принципа установлено, что исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения (п. 3), разумеется, если это произведение не является общественным достоянием.
В свою очередь, производитель фонограммы осуществляет свои права, лишь получив по договору разрешение от исполнителя и автора записанного на фонограмму произведения (абз. 1 п. 2).
Наконец, владелец права на передачу (в эфир или по кабелю) осуществляет свои права, лишь получив по договору согласие автора включенного в передачу произведения и исполнителя (абз. 1 п. 2). К этому следует добавить, что если в передачу включены фонограммы, должно быть получено согласие и производителя фонограммы. Последнее положение хотя прямо и не указано в Законе, но вытекает из общего смысла п. п. 2 и 3 данной статьи.
6. В абзаце 2 п. 2 отмечается наличие двух видов исполнительских прав: у режиссера-постановщика спектакля возникает исполнительское право на постановку в целом, а у отдельных исполнителей, участвующих в постановке, - свои особые исполнительские права на их исполнения.
Это разные исполнительские права, они приобретаются по отдельности (разумеется, если иное не предусмотрено в соглашении). В любом случае в абз. 2 п. 2 отмечено, что исполнительское право режиссера-постановщика спектакля не включает в себя права отдельных исполнителей.
7. В п. п. 2 и 3 упоминается "разрешение" со стороны владельцев авторского права, а также указывается на необходимость "соблюдения" их прав.
Во всех этих случаях речь идет о заключении договоров. При этом, если затрагиваются авторские права, заключаемые договоры являются авторскими и подчиняются правилам ст. 30 - 34.
8. Пункт 4 устанавливает, что смежные права возникают и могут осуществляться без необходимости соблюдения каких бы то ни было формальностей.
Очевидно, здесь имеются в виду те же формальности, которые упомянуты в п. 1 ст. 9 (см. также комментарий к ст. 9).
9. Вместе с тем вторая фаза п. 4 предусматривает право производителя фонограммы и исполнителя проставлять знак охраны смежных прав на экземплярах фонограммы.
Этот знак, в значительной степени напоминающий знак охраны авторского права (см. п. 1 ст. 9), состоит из трех элементов:
- буквы "P" в окружности: (P);
- имени (наименования) владельца исключительных смежных прав, т.е. исполнительских прав и фонограммных прав;
- года первого опубликования фонограммы.
10. Сам знак охраны смежных прав возник как знак охраны фонограммных прав. Об этом, в частности, свидетельствует и применяемый символ "P", который берет свое начало от слова "Phonogram" (греч. - звукозапись, фонограмма).
Этот знак не рассчитан на охрану исполнительских прав: достаточно отметить, что объекты исполнительских прав - исполнения и постановки - не всегда могут быть выражены в звукозаписи, они часто воспринимаются и зрительно.
В этой связи необходимо отметить, что знак охраны исполнительских прав может проставляться и на аудиовизуальных записях.
11. Проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает владельцев каких-либо принадлежащих им смежных прав.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 36. Субъекты смежных прав. 1. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Вернутся в раздел Комментарии к законам