Комментарии к законам

Статья 31. Условия авторского договора. 1. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.



При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.
2. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.
Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.
3. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.
Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы.
Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.
4. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
5. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.
6. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.
7. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными.
Комментарий к статье 31
1. В данной статье содержатся дополнительные нормы об авторских договорах, основные положения о которых даны в ст. 30 (см. также комментарий к ней).
2. Абзац 1 п. 1 устанавливает, какие условия должен содержать авторский договор.
Указывается, что авторский договор должен предусматривать:
1) способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);
2) срок, на который передается право;
3) территорию, на которой может осуществляться использование;
4) размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования;
5) сроки выплаты вознаграждения;
6) другие условия, которые стороны сочтут существенными.
3. Условие об объеме передаваемых по договору прав - самое существенное условие договора, его суть.
Права, предусмотренные п. п. 2, 2.1 и 3 ст. 16, могут передаваться как полностью, так и частично.
При частичной передаче каждое имущественное право может делиться любым способом: по предмету, объему, территории, сроку и т.д. и т.п. Закон не запрещает такое деление и не регулирует его.
Так, например, передавая право на тиражирование и распространение литературного произведения, продавец может ограничить передаваемое право выпуском 1000 экземпляров в твердом переплете с продажей только на территории Белоруссии.
В договоре должно быть точно обозначено произведение. Если произведение было опубликовано ранее в нескольких вариантах, необходимо указать, о каком варианте идет речь (например, "второе издание, вышедшее в Новосибирске в 1998 году"). Если речь идет о рукописи, то необходимо указать ее название (если название условное, рабочее, то это лучше оговорить), объем, жанр, сюжет. Договор, в котором произведение указано неясно или неточно (например, "Две статьи для энциклопедического словаря"), не только может породить споры между партнерами, но и не может быть противопоставлен третьей стороне. Строго говоря, подобный договор является ничтожным, поскольку в нем не указан предмет договора.
Особо важно точно указывать произведение в авторских договорах заказа (см. ст. 33 Закона).
4. В абз. 1 п. 1 указывается, что в договоре должны быть указаны "конкретные права", передаваемые по договору.
Слово "конкретный" употреблено здесь для того, чтобы стороны точно и полно указывали объем передаваемых прав, ибо в противном случае договор может быть признан несостоявшимся.
Но употребление слова "конкретный" не значит, что в договоре обязательно должны быть перечислены все правомочия, отмеченные в ст. 16, а также все обычные составные части этих правомочий: договор следует считать состоявшимся и соответствующим закону даже в том случае, если авторские правомочия будут указаны в нем лишь общим образом. Например, допустим договор, в котором будет указано: "Предметом настоящего договора являются все права, указанные в статье 16" либо "Продавец передает по договору все принадлежащие ему имущественные права, кроме права на перевод".
5. ВАС РФ указал, что обязанность использования произведения лицом, получившим исключительные авторские права по договору, из закона не вытекает. Однако такая обязанность может быть предусмотрена договором (информационное письмо N 47, п. 8).
ВАС РФ отмечает: "Закон "Об авторском праве" не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным пунктом 2 статьи 16 этого Закона".
Этот вывод имеет общее значение: он относится к владельцам как исключительных, так и неисключительных прав; этот вывод относится к правообладателям, получившим авторские права по авторским договорам (ст. 30 - 34, п. 3 ст. 45 Закона), либо по другим основаниям (п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 14, ст. 29 Закона).
Имеется практика судов общей юрисдикции, признающая, что обязанность использования произведения, права на которое получены по договору, прямо из Закона не вытекает.
Таким образом, если стороны договора желают обязать получателя авторских прав использовать произведение, они должны это прямо указать в договоре.
6. Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: Закон не устанавливает никаких предельных сроков. На практике некоторые авторские договоры исполняются в момент их заключения и сразу же прекращаются ("живое" публичное исполнение). С другой стороны, договор может быть заключен на весь срок действия авторского права.
Допустимы и авторские договоры с неопределенным сроком.
7. Абзац 2 п. 1 вводит дополнительное правило для авторских договоров, которые заключены без указания на срок действия. В этом случае автор (продавец) может в любой момент по истечении пяти лет с даты заключения договора односторонне расторгнуть договор. Однако сделать это можно при условии, если пользователь (покупатель) будет письменно предупрежден об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
Данное правило применяется и в том случае, когда договор заключен на неопределенный срок.
Если договор заключен "без ограничения сроком", он должен действовать в течение всего срока действия авторского права, а норма абз. 2 п. 1 к нему не должна применяться.
8. Авторский договор может по-разному определять территорию, на которой могут использоваться передаваемые права.
Часто продавец разрешает использовать произведение по всему миру ("мировые права"), иногда - только в странах СНГ, иногда - выборочно в нескольких странах.
Разумеется, использование произведения в зарубежных странах подчиняется не российскому законодательству, а законодательству соответствующей страны.
9. Если авторский договор предоставляет право использования произведения за рубежом, но не в России, то, строго говоря, по своему содержанию он не подчиняется российскому законодательству.
10. Авторский договор не может предусматривать передачу права на использование лишь на часть территории России, например, в пределах одной области. Такой договор противоречил бы ст. 8 Конституции РФ, которая устанавливает: "В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств".
Условие о предоставлении авторских прав на часть территории зарубежной страны или стран Европейского Союза действительно лишь в том случае, если оно не противоречит зарубежному законодательству.
11. В абзаце 3 п. 1 содержится презумпция, в соответствии с которой при отсутствии в договоре указания на территорию, на которой покупатель вправе использовать полученные права, считается, что права переданы только на территории России.
К договорам на создание аудиовизуального произведения (п. п. 2 и 4 ст. 13), а также к договорам на использование служебного произведения (п. 2 ст. 14) указанная презумпция не применяется.
12. Абзац 1 п. 2 устанавливает, что если какое-либо имущественное право прямо не передано по авторскому договору, считается, что оно сохраняется за продавцом. См. п. п. 3 и 4 комментария к данной статье.
13. Абзац 2 п. 2 предусматривает, что те права на использование произведения, которые были неизвестны на момент заключения договора, не входят в предмет договора и не могут считаться переданными покупателю.
Под правами, неизвестными на момент заключения договора, имеются в виду новые способы и формы использования произведений, которые могут появиться после заключения договора.
Например, если в договоре, который был заключен до появления видеопроката, указано, что произведение (кинофильм) передается в прокат, то предметом договора видеопрокат не является.
Поэтому иногда применяемая в договорах оговорка, что "автор передает все права на использование произведения любыми способами и в любых формах, включая сюда также те способы и формы, которые могут появиться в будущем", не соответствует норме абз. 2 п. 2.
14. Практическое применение абз. 2 п. 2, несомненно, вызовет определенные трудности: в связи с развитием техники способы и формы использования произведений непрерывно совершенствуются и неизвестно, можно ли каждое такое совершенствование (а они могут быть незначительными) рассматривать как появление нового права на использование произведения. Так, если автор передал право на экранизацию своего литературного произведения, а через короткое время после заключения этого договора появились новые видеоносители для фильмов, надо ли спрашивать дополнительное согласие автора на использование этих видеоносителей для фильма?
Норма абз. 2 п. 2 может применяться лишь в тех случаях, когда новые способы или формы использования отличаются от ранее известных существенно, значительно или принципиально.
15. Пункт 3 посвящен вопросам вознаграждения, выплачиваемого по авторскому договору.
Поскольку предметом этого договора являются имущественные авторские права, логично предположить, что вознаграждение выплачивается за передачу прав.
На практике так бывает в очень редких случаях.
Обычно вознаграждение определяется в зависимости от использования произведения; иными словами, вознаграждение выплачивается за использование произведения. Именно из этого исходит и на это ориентирует стороны договора абз. 1 п. 3.
16. В Законе вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору, иногда именуется "авторским вознаграждением" (п. 4 ст. 16, п. 2 ст. 28). Это выражение означает, что речь идет о вознаграждении, выплачиваемом по авторскому праву. Но это вознаграждение выплачивается не обязательно автору: оно выплачивается и другим владельцам авторских прав, передающим права по авторским договорам.
17. Абзац 1 п. 3 в качестве обычного способа определения размера вознаграждения называет определение его в виде процента от дохода, полученного от использования произведения.
Например, если переданы права на тиражирование произведения в виде книги, то это - процент от проданного тиража книги; если переданы права на прокат кинофильма - это процент от сумм, собранных при прокате, и т.д.
Каков должен быть этот процент (1%, 5%, 20%), в Законе не определено. Решение данного вопроса оставлено на усмотрение сторон договора.
18. Стороны договора могут установить либо один определенный процент за весь объем использования (например, 5% от продажной цены книги независимо от выпущенного тиража), либо изменение этого процента в зависимости от объема использования (например, за первые 10 тыс. экз. книги - 5%, за последующие 10 тыс. экз. книги - 7% и т.д.). При этом логично предположить, что при увеличении объема использования процент, уплачиваемый в виде авторского вознаграждения, должен повышаться, а не понижаться, как было установлено в советском авторском праве.
19. Условие о том, что вознаграждение должно определяться в авторском договоре в виде определенного процента от дохода, является рекомендательным: законодатель как бы "подталкивает" стороны к установлению вознаграждения таким способом.
Вместе с тем Закон допускает возможность определения вознаграждения иным образом, если определить вознаграждение в виде процента от дохода "невозможно... в связи с характером произведения или особенностями его использования".
Следует считать, что, если стороны подписали авторский договор, по которому вознаграждение определено "иным образом", ни одна из сторон - ни автор (продавец), ни пользователь (покупатель) - уже не может ссылаться на то, что вознаграждение можно было определить в виде процента от дохода.
20. На практике в краткосрочных авторских договорах авторское вознаграждение часто определяется как разовое вознаграждение за весь объем использования (фиксированная или паушальная сумма), а в договорах, носящих длительный характер, вознаграждение часто устанавливается в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ) или в иностранной валюте (обычно, в долларах США), разумеется, с выплатой его в рублях по официальному курсу обмена валют на день платежа. Эти приемы определения размера авторского вознаграждения защищают продавца в условиях инфляции.
В некоторых случаях размер вознаграждения определяется в виде процента от прибыли, которая должна быть получена от использования произведения.
21. Авторский договор может предусматривать выплату аванса.
Обязанность выплаты аванса устанавливается лишь для договоров заказа - см. п. 2 ст. 33.
22. Договор может предусматривать различные сроки выплаты вознаграждения.
Если срок выплаты вознаграждения в договоре не указан, вознаграждение должно выплачиваться сразу же после образования дохода у покупателя.
23. Абзац 2 п. 3 наделяет Правительство РФ правом устанавливать минимальные ставки (размеры) авторского вознаграждения.
Правительство РФ однажды уже воспользовалось этим правом и приняло Постановление от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 994). Это Постановление установило минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, а также за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.
Ставки вознаграждения, предусмотренные этим Постановлением, находят применение не в индивидуальных договорах, а в лицензионных соглашениях, которые заключаются между пользователем и организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими правами, - Российским авторским обществом (РАО). Эти лицензионные соглашения заключаются в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона.
24. Вторая фраза абз. 2 п. 3 вводит правило об индексации минимальных ставок авторского вознаграждения одновременно с повышением (или понижением) минимальных размеров оплаты труда.
Это правило об индексации применяется только к тем минимальным ставкам вознаграждения, которые утверждены (или будут утверждены) Правительством России.
Правило об индексации не должно применяться к размерам и суммам авторского вознаграждения, которые установлены в отдельном авторском договоре (если договор исполняется своевременно).
Правило об индексации должно применяться лишь к тем случаям, когда минимальная ставка авторского вознаграждения определена не в виде процента от дохода, а иным образом, например в твердой сумме.
Поскольку все утвержденные минимальные ставки выражены в виде процента, необходимости в применении правил об индексации к этим ставкам не возникает.
25. Абзац 3 п. 3 относится к тем договорам о воспроизведении произведения, в которых вознаграждение определено в виде фиксированной суммы, т.е. не зависит от числа выпущенных книг, журналов, компакт-кассет и т.п.
В таких договорах должно быть указано максимальное количество копий, которое покупатель вправе изготовить и распространить. Превышение этого числа копий требует заключения нового договора.
Дорогомиловский межмуниципальный (районный) суд г. Москвы 18 января 1999 г. вынес решение по иску Судоплатова к ТОО "Фирма "Гея". Стороны заключили договор, в соответствии с которым истец предоставил ответчику право издания произведения в течение трех лет с оплатой 800 тыс. рублей за один авторский лист при тираже 50 тыс. экземпляров. Договором предусматривалось, что при тираже свыше 50 тыс. экземпляров издательство заключит с автором дополнительное соглашение. Издательство не заключило с автором дополнительного соглашения, но выпустило произведение тиражом свыше 50 тыс. экземпляров.
Истец требовал взыскать с ответчика доход, полученный от продажи дополнительного тиража. Ответчик возражал, указывая на то, что он получил исключительное право на три года и использовал произведение в течение этого периода. Суд указал, что ответчик не приобрел исключительного права и правомерно взыскал с него доход, полученный от дополнительного тиража.
Следует отметить, что издательство не вправе было использовать произведение после издания его максимальным тиражом, указанным в договоре, даже если срок действия договора еще не истек. Это положение применяется независимо от того, какое право было приобретено издательством - неисключительное или исключительное.
26. Автор или иной продавец может отказаться от авторского вознаграждения и уступить имущественные права безвозмездно. Это подтверждает и судебная практика, например, решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2002 г. по иску наследницы А. И. Хайта против А. И. Резникова, оставленное в силе определением коллегии по гражданским делам Мосгорсуда.
Следует, однако, учитывать, что авторский договор, как и любой гражданский договор, по общему правилу, предполагается возмездным (ст. 423 ГК). Поэтому безвозмездный характер заключенного авторского договора в случае спора должен доказать пользователь.
27. Пункт 4 относится к вопросам дальнейшей переуступки авторских прав, полученных покупателем по авторскому договору.
Как и во многих других видах гражданских договоров, дальнейшая уступка прав, полученных по авторскому договору, возможна только с согласия продавца. Такое согласие может быть либо предусмотрено в самом договоре, либо получено путем заключения дополнительного соглашения.
Продавец может дать согласие на уступку покупателем всех полученных им прав либо лишь части их. В этих пределах покупатель и вправе переуступать полученные им права.
28. Если покупатель приобрел по договору исключительные права, но без права их дальнейшей переуступки, то ни продавец, ни покупатель по отдельности не могут разрешить третьим лицам использовать произведение.
29. Пункт 5 запрещает заключать авторские договоры на те произведения, которые автор может создать в будущем.
Таким образом, невозможны договоры о "запродаже" авторских прав на все будущие произведения. Известным примером такого договора является договор, заключенный А.П. Чеховым со своим издателем на весь срок действия авторских прав.
Недопустимы и краткосрочные договоры подобного рода (на один год и т.п.).
Эти договоры должны признаваться недействительными независимо от того, являются ли они выгодными для автора или кабальны для него.
30. Из правила, установленного в п. 5, есть, однако, два исключения.
Первое касается служебных произведений: в соответствии со ст. 14 работодатель вправе заключить с работником авторский договор, определив в нем режим будущих служебных произведений. Такой договор будет действительным.
Однако если в нем будут содержаться условия, касающиеся использования неслужебных произведений, которые работник может создать в будущем, эти условия должны считаться недействительными на основе п. 5 ст. 31.
Второе исключение касается авторских договоров заказа (ст. 33). Оно рассматривается в комментарии к ст. 33 Закона.
31. Пункт 6 устанавливает, что авторский договор не может ограничивать права автора на создание в будущем произведений на определенную тему или в определенной области.
Смысл этой нормы состоит в том, что автор не может быть ограничен не только в создании таких произведений, но и в их использовании. Такие произведения (варианты, сюжетные продолжения) не могут являться предметом авторского договора. См. ст. 33 и комментарий к ней.
32. Пункт 7 повторяет общие положения о недействительности сделок, не соответствующих требованиям Закона (ст. 168 ГК).
Каких-либо новых норм он не содержит.
34. Норму п. 7 не следует понимать ограничительно: недействительными могут являться и те условия авторского договора, которые противоречат общим положениям гражданского законодательства и иному законодательству.
Вопрос о том, является ли при этом недействительным весь договор в целом, определяется нормой ст. 180 ГК.




Вернутся в раздел Комментарии к законам