Комментарии к законам

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения. 1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.



2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
в других формах.
3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.
4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Комментарий к статье 6
1. Пункт 1 называет объектом авторского права "произведения". Этот термин в Законе не раскрыт.
Вместе с тем из содержания п. п. 1 и 2 ст. 6 может быть сделан вывод о том, что произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме.
2. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение не материальный, а идеальный объект.
3. Однако охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Объективная (материальная) форма выражения произведения не входит в понятие "произведение", это не форма произведения.
Материальный объект, в котором произведение выражено (или в котором произведение заключено), охраняется правом собственности (см. п. 5 ст. 6 и комментарий к нему), а не авторским правом.
4. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного. Таким образом, творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату.
Различают субъективную и объективную новизну творческого результата.
Субъективная новизна - неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя.
Объективная новизна - неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего этот результат, но и для остальных лиц.
Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной.
5. Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга.
Если бы такие результаты охранялись авторским правом, пришлось бы либо условно признавать всех лиц, получивших такие результаты, соавторами, либо признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений.
Поскольку ни того, ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно, т.е. лицами, работающими независимо друг от друга.
В одном судебном споре, рассматривавшемся в судах общей юрисдикции в г. Москве, возник вопрос об охраняемости авторским правом словосочетания "Петербургские тайны" как названия созданного в 1990-х годах телевизионного сериала и литературного сценария, использованного при создании этого телесериала. Было установлено, что в 1865 и 1872 годах в городе Санкт-Петербурге вышли в свет два литературных произведения, принадлежащие разным авторам, но называвшиеся одинаково - "Петербургские тайны". В этой связи у авторов телесериала или литературного сценария, созданных в 1990-х годах, не могло появиться нового авторского права на это словосочетание, даже если эти последние авторы ничего не знали о наличии произведений 19-го века и даже если они вложили новый смысл в это словосочетание.
Равным образом авторское право на слово "Чебурашка" не может быть закреплено, например, за писателем Э. Успенским, поскольку это слово в том же значении имеется в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля (2-е изд., Спб., 1882): "Чебурашка, образно ванька-встанька, куколка, которая как ни кинь ее, сама встанет на ноги". "Чебурахнуться - упасть, грянуться, грохнуться, растянуться".
21 мая 2002 г. Савеловский суд г. Москвы отказал в иске В. Волохова (автора пьесы "Игра в жмурики", вышедшей в свет в 1989 г.) к Д. Донцовой (автору детективного романа "Игра в жмурики", вышедшего в свет позже) по поводу нарушения права истца на название пьесы, ибо еще раньше (в 1974 г.) это название использовалось автором разных произведений Станиславом Лемом (последний вообще считает это название народным).
Отсюда вывод: авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными.
В законах об авторском праве многих зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные творческие результаты.
Точно так же и в российском законодательстве: под охраняемым произведением имеется в виду оригинальный творческий результат.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ несколько раз указывал, что оригинальность является признаком объекта авторского права (Постановление N 4894/97 от 2 декабря 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1998. N 5. С. 82; Постановление 6961/97 от 24 марта 1998 г. // Вестник ВАС РФ. 1998. N 6. С. 76). Оригинальность как обязательный признак авторского произведения указывается в информационном письме N 47 (п. п. 1 и 2). Понятие "оригинальность" как необходимый признак объекта авторского права применяют также и суды общей юрисдикции, в частности, коллегия по гражданским делам Московского городского суда.
6. Пункт 1 комментируемой статьи относит охраняемые произведения к сфере "науки, литературы и искусства". Иногда говорят, что в произведении должно содержаться литературное, научное или художественное творчество.
Указание Закона на сферу "науки, литературы и искусства" нельзя понимать ограничительно. В частности, техническое творчество следует считать разновидностью научного творчества, а технические результаты - научными результатами.
Математические формулы следует включать в понятие "литература", а результаты художественно-промышленного конструирования (технической эстетики, дизайна) - в понятие "наука" или "искусство".
Научная литература должна быть включена в понятие "литература", а не в понятие "наука".
Понятие "искусство" трактуется широко и включает в себя, кроме изобразительных искусств, музыку, танец, хореографию, театр, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п.
7. Отнесение того или иного конкретного произведения к сфере "науки", "литературы" или "искусства" несущественно для решения вопроса о предоставлении произведению самой охраны авторским правом. Однако такое отнесение произведения к одной из этих трех сфер в некоторых случаях имеет значение для определения объема предоставляемой охраны. Так, авторское право на литературное произведение обычно включает право на перевод, а авторское право на произведения науки и искусства этого права не знают. С другой стороны, право следования принадлежит только автору некоторых видов произведений искусства (см. п. 2 ст. 17 и комментарий к нему).
8. Под упоминаемым в п. 1 данной статьи назначением произведения следует понимать предполагаемый или фактический метод его использования. Этот метод может быть предложен самим автором или быть применен позже, причем даже независимо от намерения автора. В Законе в нескольких случаях говорится о назначении произведения, например, применительно к базам данных, программам для ЭВМ и произведениям декоративно-прикладного искусства.
Предполагаемый метод использования произведения не влияет на решение вопроса об охраняемости произведения авторским правом, однако, фактический метод использования иногда влияет на содержание и объем имущественных прав.
9. В пункте 1 данной статьи устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств.
Под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п.
Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.
10. В отличие от прежнего законодательства для признания произведения объектом авторского права ныне не требуется наличия возможности его воспроизведения.
Это означает, что охраной пользуются такие уникальные объекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее время в связи с отсутствием необходимых технических средств.
Строго говоря, многие произведения искусства воспроизводимы лишь частично, поскольку копия отличается от оригинала. Тем не менее, такие произведения охраняются авторским правом.
11. Под объективной формой выражения произведения, требующейся для возникновения охраны авторским правом, понимается такая форма, которая позволяет иным лицам (кроме автора) ознакомиться с произведением.
Примерный перечень таких форм выражения произведений содержится в п. 2 рассматриваемой статьи.
Этот перечень не является исчерпывающим.
12. Как вытекает из построения п. 2 данной статьи, выражение произведения в объективной форме может не совпадать с обнародованием произведения. Иными словами, произведение, выраженное в объективной форме, может оставаться необнародованным.
Исключение, однако, составляют произведения, выраженные в устной форме: поясняется, что такие произведения должны быть не просто произнесены или исполнены, эти действия должны быть совершены "публично". Иными словами, в этом случае момент выражения произведения в объективной форме совпадает с моментом обнародования произведения, т.е. устные произведения, если они не обнародованы, не пользуются авторской охраной.
13. Под звуко- и видеозаписями в п. 2 имеются в виду формы выражения объектов авторского права, а не объекты смежных прав.
14. Произведение считается выраженным в объективной форме и получает охрану по авторскому праву независимо от того, может ли такая объективная форма выражения произведения восприниматься непосредственно органами чувств (зрение, слух и т.п.) или она воспринимается человеком лишь с помощью каких-либо технических средств.
15. В п. 3 говорится об очень важном принципе авторского права: охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения. При этом она охраняется самостоятельно как отдельное произведение.
Под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок кинофильма, строфа стихотворения, заглавие произведения и т.п.), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация главы из книги и т.п.).
Может ли та или иная часть произведения использоваться самостоятельно, т.е. отдельно от целого произведения, устанавливается фактически, путем отдельного использования этой части.
На практике одна-две строки из стихотворения, обычно, авторским правом охраняется. Так, например, аквапарк в Ясеневе (г. Москва), используя в 2003 г. в своем рекламном плакате слова "Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна", брал их в кавычки и указывал автора - М. Исаковский. Однако использование тех же слов в качестве заголовка газетной статьи (Российская газета. 2004. 26 марта) никакими ссылками не сопровождается, производится свободно.
Точно так же свободно и с произвольными изменениями используются в газетных заголовках строки и из других авторских произведений. К примеру, заголовок статьи, опубликованной в "Российской газете" 9 сентября 2004 г., "В эту ночь решили комбайнеры (вместо "самураи") перейти границу у реки" дан без кавычек. Статья посвящена взаимопомощи комбайнеров России и Беларуси.
Такое свободное использование оригинальных частей произведения следует считать неправомерным.
Некоторые части произведения не являются оригинальными, и их использование не нарушает авторских прав.
Неоригинальные названия произведений ("Мисс Россия" - для сценария конкурса красоты, "Петербургские тайны" - для телефильма и литературного произведения и т.п.) авторским правом сами по себе не охраняются, но могут получать правовую охрану на основе других правовых институтов (например, как товарные знаки или на основе норм о недобросовестной конкуренции).
Отдельные слова и даже выражения литературного произведения могут быть новыми, но они часто не являются оригинальными, а потому авторским правом не охраняются и не подпадают под рассматриваемую норму.
Арбитражным судом был рассмотрен спор между двумя издательствами. Истец выпускал издание "Энциклопедия для детей" и пытался на основе этого запретить ответчику использовать название "Энциклопедия для детей и юношества". ВАС РФ указал, что "истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг". Напротив, "неоригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидна". (См.: информационное письмо N 47, п. 2).
В другом арбитражном споре истец утверждал, что он является владельцем авторских прав на дизайн-макет упаковки для зубной пасты, включающий, в частности, слово "Фтородент" в особом графическом оформлении. Президиум ВАС РФ, который пересматривал дело по поступившему протесту, отметил, что судом не был исследован вопрос о том, является ли результатом творчества само слово "Фтородент" и его графическое оформление: "Доказательств того, что слово "Фтородент" как название зубной пасты придумано самим художником, в материалах дела нет. Вопрос о возможности признания фрагментом графического произведения словесного элемента, являющегося названием зубной пасты (слово "Фтородент"), без учета его оригинального графического исполнения, судом также не изучался". (См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 18 апреля 2000 г. N 295/00 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7. С. 39).
16. В пункте 4 данной статьи решается вопрос об охраняемости авторским правом элементов формы и элементов содержания произведения.
В любом произведении различают структурные элементы формы произведения и элементы его содержания. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания - тема, сюжет, идейные достоинства и т.п.
При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.
В пункте 4 рассматриваемой статьи перечислены наиболее характерные элементы содержания различных произведений и указано, что эти элементы авторским правом не охраняются.
Объясняется это тем, что элементы содержания произведения не являются оригинальными, т.е. могут быть повторно созданы другими лицами, работающими независимо от первого "автора" (см. п. 5 комментария к настоящей статье).
При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны недостаточно для возникновения охраны по авторскому праву.
Для запоминания слов иногда используется метод ассоциаций. Так, английское слово сlever (умный) при его произношении вызывает ассоциацию с русским словом "клевер" (растение); слово button (пуговица) - с русским словом "батон" (хлебобулочное изделие), а потому для запоминания этих английских слов достаточно запомнить фразы: "Умный кушает клевер", "Пуговица попала в батон". Мещанский межмуниципальный суд г. Москвы не признал эти (и подобные) ассоциации объектами авторского права (решение от 21 октября 2002 г. по делу Гарибян против издательства "Рипол Классик" и др.).
17. Если элементы, перечисленные в п. 4, являются объективно новыми (см. п. 4 комментария к настоящей статье), то их "автор" может получить охрану этих элементов на основе патентного права (т.е. в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) или на основе другой правовой системы.
18. Элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме.
Поэтому норма п. 4 данной статьи, по сути дела, устанавливает, что идеи, методы, процессы и т.п., содержащиеся в произведении, не охраняются авторским правом, если они будут выражены и использованы в другой форме, а не так, как в произведении.
На практике часто возникают вопросы об охране авторским правом "образов", содержащихся в произведении.
"Образы" являются охраняемыми, если они представляют собой часть произведения (п. 3 ст. 6), либо неохраняемыми, если они представляют собой идею произведения (п. 4 ст. 6).
Апелляционная палата Роспатента в решении от 27 сентября 2000 г., касающемся товарного знака "Дядя Федор", указала, что этот словесный товарный знак не является воспроизведением персонажа (образа) из литературного произведения Э.Н. Успенского "Дядя Федор, пес и кот".
В решении от 10 июля 2001 г., принятом по другой жалобе, касающейся того же товарного знака "Дядя Федор", Апелляционная палата Роспатента указала со ссылкой на п. п. 1 и 3 ст. 6 Закона об авторском праве, что "объектом авторского права может быть только оригинальный творческий результат. При этом под оригинальными понимаются те творческие результаты, которые не повторяются при параллельном творчестве лиц, работающих независимо друг от друга". Между тем "как следует из материалов, представленных владельцем знака, персонаж (как часть произведения) по имени "Дядя Федор" присутствует, как минимум, в четырех разных произведениях литературы. В связи с вышеизложенным, Апелляционная палата пришла к выводу, что "наименование персонажа "Дядя Федор" представляет собой повторяющийся в творчестве независимых друг от друга авторов результат, что не позволяет отнести его к объектам авторского права" (см. также п. 11 комментария к ст. 48).
19. По ранее действовавшему советскому и российскому законодательству (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.) использование элементов содержания чужого произведения в новой форме именовалось "созданием нового, творчески самостоятельного произведения" и могло осуществляться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого было использовано, и источника заимствования.
В настоящее время по моральным соображениям автор, использовавший в своем произведении идею, метод, процесс и т.п. из чужого произведения, также должен дать ссылку на источник заимствования.
Такая ссылка должна приводиться обязательно, если заимствованные идея, метод, процесс и т.п. охраняются правом сами по себе, например охраняются патентным правом.
20. В пункте 5 комментируемой статьи рассмотрено соотношение права собственности на материальный объект и авторского права на произведение, выраженное в этом материальном объекте.
Необходимость различения этих прав объясняется тем, что объекты авторского права обычно связаны с какими-либо материальными предметами. Так, литературное произведение публикуется в виде книги, песня попадает в гражданский оборот на магнитной ленте или компакт-диске, произведение живописи воплощено в полотне и т.п.
21. Материальный объект, в котором воплощено авторское произведение, - это не только оригинал произведения, но и любой его экземпляр (копия).
При этом связь правомерно введенного в гражданский оборот материального объекта, воплощающего в себе авторское произведение, с авторским правом может ослабляться (см. п. 3 ст. 16 и комментарий к нему), однако она, эта связь, всегда существует.
22. В п. 5 ст. 6 устанавливается общий принцип, заключающийся в том, что авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором это произведение выражено, не связаны, т.е. существуют независимо друг от друга.
Эта независимость проявляется, прежде всего, в возможности наличия разных субъектов права.
Право собственности на вещь возникает в соответствии с нормами ГК, относящимися к праву собственности, т.е. путем создания вещи, приобретения ее по договору и по некоторым другим основаниям (ст. 218 - 234 ГК).
Что касается авторского права на произведение, то в полном объеме оно возникает только в результате создания произведения. Вместе с тем важная часть авторских прав - имущественное право на использование - может приобретаться по авторскому договору или трудовому договору.
23. Во многих случаях, особенно в отношении материального объекта, в котором воплощен оригинал произведения, автор первоначально является и собственником материального объекта, и владельцем всех авторских прав на произведение. Затем он может распорядиться своим правом собственности на материальный объект, т.е. продать его, подарить и т.д.
При этом, как указывается во втором абзаце п. 5 ст. 6, такое распоряжение материальным объектом не означает передачи автором каких-либо авторских правомочий на произведение, выраженное в этом объекте. Исключение, однако, составляют случаи распоряжения оригиналом произведения изобразительного искусства. Автор такого произведения имеет два дополнительных авторских правомочия - право доступа и право следования (см. ст. 17 и комментарий к ней). Эти два права оказываются затронутыми при передаче оригинала произведения изобразительного искусства.
24. В некоторых случаях заключение письменного авторского договора не является обязательным (ст. 32 Закона). В таких ситуациях, исходя из общей обстановки, иногда можно сделать вывод о том, что автор передает не только материальный объект, воплощающий произведение, но и некоторые авторские права на это произведение. Например, если автор передает статью в журнал, то журнал вполне обоснованно может сделать вывод о том, что статья передана для напечатания в журнале, и опубликовать эту статью. При этом никакие авторские права не должны считаться нарушенными.
25. Предметом договора подряда может быть материальный объект, в котором выражено произведение, а также права на такое произведение. В этих договорах с момента создания материального объекта заказчик становится его собственником и обладателем авторских прав на такое произведение, если только иного не установлено договором. См. также пункт 9 комментария к ст. 33.




Вернутся в раздел Комментарии к законам