Комментарии к законам

Статья 4. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации. 1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.



2. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства.
Комментарий к статье 4
§ 1. Каботажные морские перевозки традиционно осуществляются судами, плавающими под национальным флагом. Подобное правило в отношении перевозок грузов и пассажиров было включено еще в КТМ 1929 г., а в отношении перевозки и буксировки - в КТМ 1968 г. Морской транспорт в этой части не является исключением. Например, согласно ст. 63 Воздушного кодекса иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприятия не имеют права принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
§ 2. В случаях и в порядке, которые должны быть установлены правительством, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства. КТМ прямо не определяет орган, который принимает решение о возможности перевозки и буксировки в каботаже. Представляется, что им должен стать федеральный орган исполнительной власти в области транспорта. Привлечение иностранного судна для перевозки в каботаже часто имеет место в тех случаях, когда в составе российского флота отсутствуют суда соответствующего типа, конструкции и т.п. Например, ранее такие суда фрахтовались для перевозки особо тяжеловесных или габаритных грузов. После распада СССР, когда значительная часть нефтеналивного флота, обладающего ледовым классом, оказалась за пределами России, такие танкеры привлекались для перевозок на Севере. С учетом современной практики вынужденного перевода российскими судовладельцами судов под флаги иностранных государств нельзя исключать, что в числе случаев, когда перевозки в каботаже допускаются судами, плавающими под флагами иностранных государств, будут упомянуты и случаи смены флага при наличии указанных обстоятельств.
§ 3. В КТМ 1929 г. и КТМ 1968 г. каботаж подразделялся на малый (перевозка между портами одного и того же моря) и большой (перевозка между портами разных морей). Это деление во многом было связано с тарифами, портовыми сборами и т.д. Поскольку значение этих факторов в настоящее время незначительно (например, ставки портовых сборов установлены для каботажного плавания и загранплавания), в КТМ не проводится различие между малым и большим каботажем.




Вернутся в раздел Комментарии к законам