Комментарии к законам

Статья 11. Фондовая биржа. Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.



Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства.
Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи.
Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.
Фондовые отделы товарных и валютных бирж, являющиеся таковыми согласно законодательству Российской Федерации, признаются в целях настоящего Федерального закона фондовыми биржами и в своей деятельности, за исключением вопросов их создания и организационно - правовой формы, руководствуются требованиями настоящего Федерального закона, предъявленными к фондовым биржам.
Комментарий к статье 11
1. Комментируемая статья рассматривает фондовую биржу как разновидность организатора торговли на РЦБ, поэтому к фондовым биржам применяются общие требования Закона к организаторам торговли на РЦБ. Кроме того, к фондовым биржам комментируемый Закон устанавливает ряд специфических требований. Согласно данной статье фондовые отделы товарных и валютных бирж, являющиеся таковыми согласно законодательству РФ, признаются в целях комментируемого Закона фондовыми биржами и в своей деятельности, за исключением вопросов их создания и организационно - правовой формы, руководствуются требованиями комментируемого Закона, предъявленными к фондовым биржам.
Следует также упомянуть, что согласно статье 1 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" отношения, связанные с деятельностью фондовых и валютных бирж, а также фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных, товарно - фондовых и универсальных бирж, данным Законом не регулируются.
В комментируемой статье отсутствует четкое определение понятия "фондовая биржа" и ее квалифицирующих признаков. Следует иметь в виду, что фондовые биржи, обладая общими с внебиржевыми организаторами торговли на РЦБ признаками (предметная концентрация торговли, т.е. торговля ценными бумагами и иными финансовыми инструментами; безналичность, т.е. отсутствие ценных бумаг на бирже; периодичность проведения торгов ценными бумагами; оптовый характер сделок с точки зрения реализуемых ценностей и т.п.), имеют и ряд специфических, квалифицирующих признаков. В частности: территориальная концентрация биржевой торговли, т.е. совершение сделок с ценными бумагами в заранее определенном и известном для всех участников месте; профессиональная концентрация биржевого спроса и предложения, которая заключается в наличии законодательных ограничений относительно возможности тех или иных лиц выступать в качестве участников торгов с ценными бумагами (абз. 3 комментируемой статьи); гласность и публичность проведения биржевых торгов (ст. 13 абз. 6 комментируемого Закона), т.е. равнодоступность биржевой информации для всех лиц, получивших в соответствии с законодательством и внутренними биржевыми документами статус участника торгов; унифицированный характер, т.е. стандартность биржевых ценностей согласно статье 2 (абз. 2), стандартный характер лотов ценных бумаг (абз. 15 п. 2.1 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на РЦБ N 49), а также стандартность биржевых контрактов, их совершения, оформления и регистрации (п. 6 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1769 "О мерах по обеспечению прав акционеров").
2. В отличие от внебиржевого организатора торговли ценными бумагами фондовая биржа может осуществлять свою деятельность только в форме некоммерческой организации. Организационно - правовая форма, в которой создается фондовая биржа, - некоммерческое партнерство, т.е. форма некоммерческой организации, регламентируемая статьей 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Согласно пункту 2.1 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на РЦБ РФ N 49 данная деятельность может осуществляться только профессиональными участниками РЦБ - юридическими лицами. Граждане РФ, зарегистрированные в качестве предпринимателей, не могут быть организаторами торговли на РЦБ. В соответствии с пунктом 7.2 Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на РЦБ РФ лицензия фондовой биржи может быть выдана ФКЦБ России только некоммерческому партнерству, зарегистрированному в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со статьей 24 вышеупомянутого Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация также может осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе оказание услуг, однако лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Следует отметить, что ранее действовавшее Положение N 78 о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР также предписывало определенную организационно - правовую форму для фондовой биржи - акционерное общество закрытого типа.
В соответствии с требованиями законодательства, устанавливаемыми в отношении организационно - правовой формы фондовой биржи, в случае ее ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество биржи подлежит распределению между ее членами в соответствии с их имущественными взносами. При этом размер ликвидационной квоты члена фондовой биржи не должен превышать размера его имущественного взноса, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами фондовой биржи (ст. 8 п. 3 Закона "О некоммерческих организациях"). В том случае, если у фондовой биржи как у некоммерческого партнерства после распределения средств среди ее членов останется имущество, оно направляется на цели, для которых была создана биржа, либо на благотворительные цели. В статье 20 Закона "О некоммерческих организациях" также предусмотрено, что невозможность использовать имущество ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами влечет обращение этого имущества в доход государства.
3. Согласно комментируемой статье фондовые отделы товарных и валютных бирж, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством РФ, признаются фондовыми биржами и в своей деятельности, за исключением вопросов их создания и организационно - правовой формы, руководствуются требованиями комментируемого Закона, предъявляемыми к фондовым биржам. Данное положение отражает сложившуюся к моменту принятия комментируемого Закона практику. Норма представляется спорной, поскольку из нее вытекает возможность создания и функционирования фондовых бирж в форме хозяйствующих обществ. Возникает некоторая основа для конфликта интересов между коммерческим характером организационно - правовой формы и некоммерческим характером деятельности фондовых бирж.
Из данной нормы также вытекает возможность создания и функционирования фондовых отделов товарных и валютных бирж в самых разных организационно - правовых нормах, предусмотренных ГК РФ, Законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.п. Однако из пункта 4.1.1 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на РЦБ N 49, вытекает, что последние могут быть созданы только в форме акционерного общества.
4. Комментируемая статья устанавливает для фондовых бирж закрытый перечень разрешенных видов профессиональной деятельности на РЦБ. Фондовая биржа наряду с деятельностью по организации торговли на РЦБ, т.е. предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско - правовых сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками РЦБ, может осуществлять только депозитарную деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств. Валютные и товарные биржи при наличии обособленного структурного подразделения - фондового отдела могут сочетать деятельность по организации торговли на РЦБ с такой же деятельностью в отношении соответственно иностранной валюты и товаров. Представляется, что деятельность в качестве фондовой биржи не должна совмещаться с деятельностью в качестве организатора внебиржевой торговли на РЦБ, хотя данный запрет и не содержится в комментируемой статье и действующих нормативно - правовых актах ФКЦБ.
5. Комментируемая статья устанавливает ограничения на деятельность служащих фондовой биржи, направленные на преодоление возможного конфликта интересов. В частности, служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников РЦБ - юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.
Дополнительные требования к должностным лицам и работникам организатора торговли устанавливаются статьей 9 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на РЦБ N 49. В частности, организатор торговли обязан утвердить перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации. Данный перечень мер включает, например, описание систем контроля за соблюдением запрета на неправомерное использование или передачу третьим лицам работниками и должностными лицами организатора торговли информации, связанной с ценами сделок и количеством ценных бумаг по сделкам и финансовых инструментов, ценой спроса и предложения ценных бумаг по сделкам и финансовых инструментов, иной служебной информации; порядок доступа к текущей информации о ходе торгов через организатора торговли должностных лиц и работников организатора торговли; меры ответственности работников и должностных лиц организатора торговли за действия, повлекшие неправомерное использование служебной информации или манипулирование ценами.
Уполномоченные лица организатора торговли и ФКЦБ обязаны соблюдать установленные законодательством РФ и нормативными актами ФКЦБ требования к использованию служебной информации. Должностные лица и работники организатора торговли не вправе:
- являться участниками (акционерами) участников торгов;
- участвовать в органах управления и (или) являться работниками участников торгов и (или) получать вознаграждение от участников торгов, в том числе на основании гражданско - правовых договоров;
- использовать в личных целях и (или) передавать другим неуполномоченным на то лицам информацию об участниках торгов, совершаемых ими сделках и иную служебную информацию;
- участвовать в сделках, совершаемых через организатора торговли, в качестве брокера или стороны по сделке.




Вернутся в раздел Комментарии к законам