выдавать займы гражданам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива граждан;
выдавать займы юридическим лицам;
выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц;
вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц;
эмитировать собственные ценные бумаги;
покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Комментарий к статье 19
1. Статья определяет то главное, что характеризует деятельность кредитного потребительского кооператива как некоммерческой организации, отличает ее от банковской деятельности. Ограничения деятельности кредитного потребительского кооператива граждан, сформулированные в статье, направлены на то, чтобы исключить для кооператива риски, связанные с предпринимательской деятельностью, с профессиональной деятельностью на открытом финансовом рынке.
2. В отличие от банков и иных кредитных организаций, то есть организаций, осуществляющих с целью извлечения прибыли отдельные банковские операции, кредитный потребительский кооператив не преследует цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не работает с населением, с неопределенным кругом лиц. Он не вправе выдавать займы никому, кроме своих пайщиков: ни другим физическим лицам, ни юридическим лицам. Круг его заемщиков строго определен рамками членства, а членство, в свою очередь, формируется на основе социальной общности пайщиков (см. комментарий к ст. 4). Поэтому рыночная неопределенность спроса и предложения здесь отсутствует: в любой момент спрос на займы и их предложение просчитываются и регулируются. При большом спросе на займы кооператив может направить в фонд финансовой взаимопомощи часть собственных средств, взять кредит в банке. При малом спросе, когда часть фонда остается невостребованной, он может временно прекратить прием личных сбережений либо, что предпочтительнее, сократить процент по займам, продумать новые программы финансовой взаимопомощи. Например, в некоторых кооперативах стали популярными займы на получение образования, займы на лечение, программы работы с подростками от 16 до 18 лет и т.п.
Если же кооператив начинает выдавать займы лицам, не являющимся его членами, то он фактически подвергает себя рискам, которые не сможет регулировать сам. Договор займа теряет свой внутренний характер, подчиненный нормам устава и иных внутренних нормативных актов, и становится договором свободных участников рынка со свойственными ему рисками, экономическими и политическими: нет социальной общности, нет доверия, нет кооперативных рычагов воздействия, а значит, нет тех преимуществ, которые позволяют кооперативу со значительно меньшими активами, чем у банков, составлять им конкуренцию. Деятельность кооператива в таком случае становится обычным коммерческим финансовым посредничеством и как таковая не может считаться непредпринимательской, подлежит лицензированию и соответствующему налогообложению.
Такова логика законодателя не только в отношении кредитных потребительских кооперативов граждан, но и в отношении иных некоммерческих финансовых организаций. Например, давая в ст. 968 Гражданского кодекса РФ характеристику общества взаимного страхования, законодатель определяет его как организацию некоммерческую, поскольку оно страхует имущественные интересы только своих членов на взаимной основе, его деятельность осуществляется с соблюдением соответствующих ограничений рисков. Если же общество взаимного страхования намерено страховать интересы лиц, не являющихся членами общества, то оно должно изменить свой устав, включив в него соответствующие положения, зарегистрироваться в качестве коммерческой организации, получить лицензию на осуществление страхования соответствующего вида и удовлетворять иным требованиям, предъявляемым к страховщикам.
Отдельно выделенный запрет на займы юридическим лицам связан с тем, что здесь возможность невозврата еще сильнее, чем у физических лиц, а ответственность большинства видов юридических лиц ограниченная.
3. Целью ограничения рыночных рисков продиктован и запрет кредитному потребительскому кооперативу граждан выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц. В соответствии со ст. 363 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. При солидарной обязанности кредитор вправе согласно ст. 323 ГК РФ требовать исполнения как от основного должника, так и от поручителя, притом как полностью, так и в части долга. При субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 399 ГК РФ кредитор вначале требует исполнения обязательства от основного должника. Если он отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, кредитор может предъявить это требование лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Кооператив, не имея, как правило, большого штата грамотных финансовых аналитиков, не может оценить вероятность исполнения или неисполнения пайщиком или третьим лицом их обязательств. А это значит, что, принимая на себя ответственность поручителя, он будет рисковать собственными средствами, финансовой стабильностью кооператива, доверием пайщиков.
Некоторые кредитные потребительские кооперативы граждан считают комментируемую норму негибкой, предлагая дать право кооперативу выступать поручителем по обязательствам пайщика в пределах суммы внесенного им паевого взноса. В этом случае при неисполнении пайщиком своего обязательства кооператив расплатится с его кредитором, уменьшив соответственно размер паевого взноса пайщика-должника.
В этом предложении есть свои плюсы, однако следует учитывать, что при его реализации размер паевого фонда и в целом размер собственных средств, необходимых для осуществления кооперативом его уставной деятельности, может уменьшиться за счет изъятия части этих средств на исполнение кооперативом своих обязательств поручителя. Поскольку в фонд финансовой взаимопомощи может направляться и часть собственных средств кооператива, то, выступая поручителем по обязательствам одних пайщиков, кооператив может ущемить интересы других, ограничив их возможности на получение займа.
В любом случае при отсутствии стандартов финансовой безопасности, четкого расчета доли тех собственных средств кооператива, которые можно направить на выдачу поручительств, отменять в целом такой запрет неверно, так как это привнесет в деятельность кооператива дополнительные риски.
4. Закон запрещает кооперативу вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц.
Эта мера также направлена на защиту интересов пайщиков, против распыления и рассредоточения собственного имущества кооператива, попыток спрятать деньги пайщиков в многочисленных "дочерних" и "внучатых" структурах. В практике российской кредитной кооперации были случаи, когда менеджеры кооперативов вкладывали средства пайщиков в акции и билеты МММ, "связывали" эти деньги, вкладывая их в уставный капитал хозяйственных обществ. Благие намерения получать часть прибыли коммерческих организаций на деле обернулись для кооператива необходимостью нести ответственность учредителя и участника при банкротстве этих организаций, невозможностью вернуть выходящим из кооператива пайщикам их паевые взносы. Это, в свою очередь, провоцировало беспокойство пайщиков, их массовый выход из кооператива и ставило кооператив на грань финансового краха.
Следует подчеркнуть, что Закон не запрещает ассоциациям кредитных потребительских кооперативов граждан создавать свою инфраструктуру: коммерческие организации, общества взаимного страхования, фонды и т.п., - ибо в ассоциациях больше возможностей привлечь к работе более грамотный персонал, к тому же здесь нет прямой связи между ошибками менеджеров и убытками для рядовых пайщиков.
Запрет на участие имуществом кооператива в образовании имущества юридических лиц не следует толковать как запрет создавать объединения (ассоциации, союзы), вступать в уже существующие объединения, создавать кооперативы второго и последующих уровней. Право на объединение гарантировано Конституцией и напрямую предусмотрено ст. 9 комментируемого Закона.
5. Закон запрещает кооперативу эмитировать собственные ценные бумаги, покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Тем самым Закон запрещает кооперативу вести активную, рисковую инвестиционную деятельность на рынке. Хранение денег на депозите в банке, равно как и в выданных под гарантии публичных образований ценных бумагах и иных высоколиквидных активах, не является профессиональной деятельностью на финансовом или фондовом рынке, здесь нет профессионального риска, это деятельность инвестиционная, но не носящая характера предпринимательской.
Именно поэтому, проводя после августа 1998 г. новацию по государственным ценным бумагам, государство предоставило кредитным потребительским кооперативам граждан, именуемым тогда в экономической литературе и практике кредитными союзами, существенные льготы (см. распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. N 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам", п. 6).
Кооператив выступает не как активный, а как пассивный инвестор (см. п. 4 комментария к ст. 16).
6. На практике остро встал вопрос о возможности для кредитных потребительских кооперативов граждан пользоваться кредитами банков, заемными средствами иных организаций. Банки расценивали получение кооперативом кредита как операцию на финансовом рынке и, понимая текст абз. 7 ст. 19 Закона буквально, отказывали в выдаче кредита.
Однако такое понимание Закона противоречит его смыслу, иначе любое получающее банковский кредит лицо, как физическое, так и юридическое, должно было бы восприниматься как осуществляющее операцию на финансовом рынке, и для получения кредита каждому требовалась бы лицензия. Законодательство о банках и банковской деятельности относит к банковским операциям выдачу кредита, а не его получение.
Кооператив использует кредиты банков и займы небанковских организаций, если средств фонда финансовой взаимопомощи недостаточно для удовлетворения спроса пайщиков на займы.
Однако здесь следует учитывать следующее: во-первых, если кооператив будет по преимуществу выдавать займы из привлеченных средств под проценты выше тех, на которых он получил сам как юридическое лицо эти средства, то такая деятельность будет расценена как предпринимательская, как финансовое посредничество. В результате кооперативу будет предложено получить на ведение этой деятельности лицензию, при ее отсутствии руководители кооператива могут быть привлечены к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Кроме того, если такое финансовое посредничество станет основным способом ведения деятельности, кооперативу следует сменить организационно-правовую форму, став коммерческой организацией, поскольку основным видом деятельности становится уже не финансовая взаимопомощь самих пайщиков, а извлечение прибыли кооперативом как финансовым посредником, продавцом банковских кредитов.
В практике кредитных потребительских кооперативов граждан были судебные споры с налоговыми органами о правильности исчисления и уплаты налогов, в решениях по которым суды расценивали доходы, полученные от использования для выдачи в займы пайщикам личных сбережений и паевых средств, как доходы от основной непредпринимательской деятельности кооператива, а доходы от выдачи заемных средств под проценты выше тех, на которых они были получены самим кооперативом, - как доходы от предпринимательской деятельности.
Во-вторых, некоторые кооперативы используют привлеченные средства вместо сбережений пайщиков, если условия их получения выгоднее, чем в случае со сбережениями пайщиков. Однако это подрывает принцип кооперативного взаимодействия и "размыкает" внутренний оборот кооператива со всеми возможными последствиями. Управление этим видом ресурсов должно учитывать более жесткие условия возврата, в частности штрафные санкции в случае просрочки, что приходится учитывать кооперативу при размещении этих средств.
Итак, кредитные потребительские кооперативы граждан, реализуя свое право на получение банковских кредитов, на заключение договоров займа, должны применять их как крайнюю меру, при значительном спросе пайщиков кооператива на займы и невозможности удовлетворить этот спрос за счет личных сбережений пайщиков, а также за счет паевых и иных взносов, иного собственного имущества кооператива. При этом особенно важно грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет, уплачивая с прибылей, полученных от использования заемных средств, необходимые налоги.
См. также п. 3 комментария к ст. 3 Закона.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 19. Ограничения деятельности кредитного потребительского кооператива граждан. Кредитный потребительский кооператив граждан не вправе:
Вернутся в раздел Комментарии к законам