2. Фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных средств кредитного потребительского кооператива граждан, размер которой определяется правлением кредитного потребительского кооператива граждан в соответствии с его уставом и решением общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан, а также личных сбережений членов кредитного потребительского кооператива граждан, передаваемых на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу граждан только для предоставления займов своим членам.
3. Часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели, не может превышать половину фонда финансовой взаимопомощи. Размер указанной части фонда финансовой взаимопомощи устанавливается в соответствии с уставом кредитного потребительского кооператива граждан общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан.
4. Величина временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи не может составлять более половины указанного фонда. Временно свободный остаток фонда финансовой взаимопомощи может использоваться исключительно для приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг, а также для хранения на депозитных счетах в банках.
Комментарий к статье 16
1. Определение фонда финансовой взаимопомощи дано в ст. 3 комментируемого Закона. Это денежные средства, используемые для осуществления финансовой взаимопомощи пайщиков как основной цели деятельности кредитного потребительского кооператива граждан.
Подробные характеристики понятия личных сбережений, порядка их передачи кооперативу для использования в фонде финансовой взаимопомощи, понятие фонда финансовой взаимопомощи даны в комментариях к ст. 3, 14, 15 Закона.
Статья 16 вносит ряд уточнений: 1) определение размера направляемой в фонд финансовой взаимопомощи части собственных средств кооператива относится к компетенции правления кооператива; 2) основанием для принятия правлением соответствующего решения являются устав, иные внутренние нормативные акты и решения общего собрания пайщиков кооператива; 3) общее собрание пайщиков кооператива устанавливает в соответствии с уставом размер части фонда финансовой взаимопомощи, предназначенной для выдачи займов на предпринимательские цели, однако согласно п. 3 комментируемой статьи этот размер не может превышать половину фонда финансовой взаимопомощи.
Ограничение на выдачу предпринимательских займов установлено законодателем в целях защиты интересов тех пайщиков, которые нуждаются в займах на потребительские нужды. Однако на практике эта норма оказалась помехой: во-первых, многие КПКГ созданы именно гражданами-предпринимателями, в частности фермерами, с целью получения финансовых средств для развития своего малого бизнеса; во-вторых, в условиях экономических реформ даже те пайщики, которые преследовали исключительно потребительские цели при вступлении в кооператив, тоже решают заняться бизнесом и обращаются в свой кооператив за денежными средствами; в-третьих, при отсутствии либо недостатке спроса на потребительский заем ограничение на выдачу предпринимательских займов снижает эффективность использования фонда финансовой взаимопомощи. Поэтому одни кредитные потребительские кооперативы граждан предпочли "выйти" из-под правового регулирования комментируемым Законом, перерегистрировавшись в иные формы кооперативов либо в некоммерческие партнерства, другие не указывают при выдаче займов их целевой характер, третьи просто игнорируют данное ограничение...
Очевидно, что комментируемая норма нуждается в изменении: не законодатель, а сам кооператив нормами устава и положения о предоставлении займов либо положения о порядке использования фонда финансовой взаимопомощи должен определять порядок предоставления займов разных категорий.
2. Поскольку основное назначение фонда финансовой взаимопомощи - предоставление займов пайщикам кооператива, в идеале все средства фонда должны быть направлены в займы.
Для этого, формируя фонд финансовой взаимопомощи, кооператив должен соразмерять его возможную величину с потребностями пайщиков в займах, а также соблюдать необходимые пропорции между личными сбережениями, принимаемыми на определенный срок, и личными сбережениями, принимаемыми до востребования. Кроме того, важно предусмотреть возможность приема личных сбережений на разные по длительности сроки - до трех месяцев (краткосрочные), от трех до шести месяцев (среднесрочные), от шести месяцев до одного года и более одного года (долгосрочные). Опыт показывает, что для финансовой стабильности кооператива полезно соблюдать определенное соотношение между суммарными сбережениями разных сроков хранения: сбережения до востребования не могут превышать 15% от всей суммы сбережений, минимальный размер долгосрочных вложений должен быть достаточно большим, например не менее 40%. Остальную часть составят среднесрочные займы. Диверсификация займов - один из способов обеспечения финансовой стабильности кооператива.
Однако если спрос на займы невелик, то часть фонда остается в остатке. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что величина этого временно свободного остатка не должна превышать половины фонда финансовой взаимопомощи, то есть не менее половины аккумулированных личных сбережений должно быть выдано в займы. Эта величина объясняется тем, что основная деятельность кредитного потребительского кооператива граждан - финансовая взаимопомощь, и она должна быть основной не только на уровне деклараций в уставе, но и по факту.
Планируя свою финансовую политику, кооператив должен просчитать как риск обязательств, то есть риск невозможности своевременно и в полном объеме возвратить пайщикам их личные сбережения и вернуть привлеченные средства (риск недостатка ликвидности), так и риск невозможности разместить аккумулированные ресурсы (риск избытка ликвидности). Управлять риском ликвидности можно, например, прекратив на некоторое время прием личных сбережений либо понижая процентную ставку за пользование займами, что повлечет за собой необходимость корректировки процентной ставки по личным сбережениям. Кроме того - и это самая удачная практика - кооператив может разработать новые, привлекательные программы финансовой взаимопомощи, которые будут пользоваться спросом. Например, в ряде кооперативов с успехом предоставляют займы на образование, лечение, жилищное строительство, работают с молодежью.
3. В тексте комментируемой статьи есть коллизия: в п. 2 сказано, что личные сбережения передаются только для предоставления займов пайщикам кооператива, а в п. 4 разрешается временно свободный остаток фонда финансовой взаимопомощи использовать для приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг и для хранения на депозитных счетах в банках. На самом деле коллизия эта кажущаяся: личные сбережения действительно передаются именно для реализации основной цели деятельности кооператива, и при грамотной финансовой политике они полностью размещаются в займы. Более того, опытные КПКГ строят свою политику так, чтобы в принципе не держать в кассе или на счетах в банках большие суммы личных сбережений: они планируют сроки выдачи и возврата займов так, чтобы с утра принимать возвращаемые заемщиками суммы по договорам займа, а вечером выдавать займы другим пайщикам. Однако если по каким-либо причинам фонд финансовой взаимопомощи не израсходован на займы, то закон называет иные допустимые направления вложения средств пайщиков.
Характерно, что кредитные потребительские кооперативы в отличие от банков пережили финансовый кризис августа 1998 г. практически без потерь именно потому, что не держали личные сбережения пайщиков в банках, а выдавали им же в займы, а также соблюдали иные установленные комментируемым Законом ограничения рисков (см. комментарии к ст. 19, 20).
Тем не менее перечень возможных способов размещения средств пайщиков не может быть столь узким, как он сформулирован в п. 4: необходимо указать, что временно свободный остаток фонда финансовой взаимопомощи может быть использован не только для приобретения государственных и муниципальных (то есть наиболее защищенных от рыночных колебаний) ценных бумаг, не только для хранения на депозитных счетах в банках, но и в иных высоколиквидных финансовых инструментах.
4. Хранение денег на депозите в банке, равно как и в выданных под гарантии публичных образований ценных бумагах, также не является коммерческой деятельностью: это деятельность инвестиционная, но не носящая характера предпринимательской. Характерно, что в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в ред. Федерального закона от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ) инвестиции и инвестиционная деятельность не трактуются как однозначно предпринимательские. Все зависит от того, осуществляет организация пассивные или активные инвестиции, работает она в качестве профессионального участника рынка либо при посредстве профессионального участника рынка - банка, кредитной организации, брокера и т.п. Не случайно деятельность в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, деятельность банков и кредитных организаций требует лицензирования, тогда как клиенты этих структур, выступая как пассивные инвесторы, не должны получать лицензию: их пассивно-инвестиционная деятельность не связана с профессиональным риском, а значит, не обладает одним из необходимых признаков предпринимательской деятельности и таковой признана быть не может.
По сути дела, об активных и пассивных инвесторах шла речь и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 1995 г. N К4-Н-7/782: ВАС РФ указал, что налоговая инспекция необоснованно признала территориальный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог и неправомерно применила к нему финансовые санкции, так как действия фонда по размещению свободных средств на депозитных счетах в банке с целью защиты их от инфляции нельзя отнести к случаям использования средств внебюджетных фондов на коммерческие цели.
То же характерно и для кредитных потребительских кооперативов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 16. Фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива граждан. 1. В кредитном потребительском кооперативе граждан в обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кредитного потребительского кооператива граждан.
Вернутся в раздел Комментарии к законам