Комментарии к законам

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации. 1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.



Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.
3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Комментарий к статье 24
1. Часть 1 данной статьи содержит требование к деятельности некоммерческой организации - она должна служить целям, ради которых некоммерческая организация создана, и соответствовать им. Эти требования декларированы и в п. 1, 2 ст. 49 ГК РФ, говорящей об ограниченной правоспособности некоммерческой организации. Основная деятельность некоммерческой организации не должна приносить прибыль. Однако среди источников финансирования основной деятельности некоммерческой организации могут быть приносящие прибыль от вспомогательной коммерческой деятельности.
Поскольку некоммерческая организация может осуществлять несколько видов деятельности одновременно, желательно в ее уставных документах выделять среди них основные направления и только связанные с ними. На практике весьма часто встречаются случаи, когда деятельность некоммерческой организации выходит за эти достаточно четко очерченные рамки. Например, при музее создается оздоровительный центр сначала как структура, обслуживающая только самих сотрудников музея, а затем и для всех желающих за плату. Между тем Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591) определяет музей как некоммерческое учреждение культуры, создаваемое собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Никакая коммерческая деятельность спортивно - оздоровительного характера с такой основной связана, заведомо, быть не может.
Видимо, в будущем желательно во избежание подобной практики уточнить в ст. 24 Закона, какая же деятельность считается необходимой для осуществления уставных целей некоммерческих организаций (по аналогии с ч. 2 ст. 24 в отношении предпринимательских некоммерческих организаций). В теории сделаны рекомендации по этому поводу <*>. Основаниями для создания дополнительных видов деятельности являются три признака: наличие общей технологической цепочки между основной и дополнительной деятельностью (ремонт своего же оборудования); функциональные взаимосвязи (реклама основной деятельности); удовлетворение дополнительными видами деятельности потребностей лиц, осуществляющих деятельность основную (буфет или столовая в общеобразовательном учреждении и т.п.). Часть 2 ст. 24 применительно к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций раскрывает ее возможные обязательные признаки: производственная деятельность, результаты которой (товары, услуги) отвечают целям некоммерческой организации; приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав; участие некоммерческой организации в качестве вкладчика в хозяйственных обществах и товариществах на вере.
--------------------------------
<*> См.: Комментарии к Федеральным законам "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и "О некоммерческих организациях". / Канишевская Н.В., Рудник Б.Л., Тарасов А.С., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. М., 1996. С. 114 - 115.
2. В части 2 ст. 24 говорится о возможных ограничениях на отдельные виды коммерческой деятельности некоммерческих организаций, которые может устанавливать законодательство. В настоящее время к такого рода ограничениям относится, например, невозможность участия фондов в хозяйственных товариществах (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона).
Ограничения по отношению к деятельности некоммерческих организаций могут быть установлены в их учредительных документах.
ГК РФ предусматривает различные последствия, связанные с нарушением такого запрета, установленного законом и учредительными документами. В первом случае эти последствия определены ст. 168 - ничтожность сделки, во втором - ст. 173 - оспоримость сделки.
3. Ряд видов предпринимательской деятельности осуществляется с обязательным ее лицензированием. Общий перечень таких видов деятельности для некоммерческих организаций, к сожалению, отсутствует, ориентиром могут служить местные законодательные акты.
Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется после введения в действие п. 1 ст. 49 ГК РФ только законом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (БВС. 1996. N 9; 1997. N 5)). Например, лицензия Министерства культуры выдается на деятельность, связанную с консервацией, реставрацией и ремонтом памятников истории и культуры. Если речь идет о сохранении культурных ценностей местного значения, лицензию выдают органы исполнительной власти субъектов Федерации. Госкомитет по физической культуре и туризму выдает лицензию на организацию и осуществление деятельности по международному туризму. Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию совместно с Комитетом по печати и средствам массовой информации РФ выдают лицензию на телерадиовещание на территории всей страны; лицензирование местного телерадиовещания и кабельного телевидения производят исполнительные органы субъектов Федерации. Министерство строительства РФ совместно с Союзом архитекторов лицензирует архитектурную деятельность. Министерство юстиции Российской Федерации в скором времени начнет реализовывать предоставленное ему право лицензировать все виды деятельности по правовому обслуживанию, оказанию платных юридических услуг, аттестации юридического персонала.
Если подлежащая лицензированию деятельность осуществляется без лицензии, сделки некоммерческой организации в соответствии со ст. 173 ГК РФ могут быть признаны судом недействительными.




Вернутся в раздел Комментарии к законам