(в ред. Федерального закона от 26.11.98 N 174-ФЗ)
2. Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
3. Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд.
(в ред. Федерального закона от 26.11.98 N 174-ФЗ)
4. Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
5. Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) - всеми членами, заключившими договор о ее создании.
Решение о преобразовании учреждения принимается его собственником.
Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.
6. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.
Комментарий к статье 17
1. Преобразование некоммерческой организации является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в том, что число участников гражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемой организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно - правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую. Некоммерческое партнерство может быть преобразовано в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию. Преобразовать некоммерческое партнерство в организацию какой-либо иной формы нельзя. Нельзя, например, из некоммерческого партнерства сделать учреждение или акционерное общество.
2. Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Нельзя преобразовать учреждение в общественное объединение, в полное или коммандитное товарищество. Введение подобного ограничения объясняется тем, что учреждение создается по воле собственника, т.е. одного лица, а хозяйственные товарищества для своего возникновения требуют согласованного волеизъявления нескольких лиц. Допустимость преобразования учреждения в фонд связана с тем, что фонд также "учреждается" со стороны и так же, как учреждение, не имеет членства. Норма ч. 2 комментируемой статьи о возможности преобразования государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм пока остается нереализованной, т.к. отсутствует специальный закон о таком преобразовании.
3. Особенности автономной некоммерческой организации (оказание услуг гуманитарного характера) обусловливают допустимость ее преобразования в общественную организацию (объединение) либо в фонд, которые ставят перед собой похожие цели.
4. Ассоциация или союз, в связи с осуществляемыми ими функциями организации деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций, могут быть преобразованы в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или хозяйственное товарищество. Какую именно организационно - правовую форму примет преобразованная ассоциация или союз во многом зависит от характера их деятельности. Если ассоциация координировала предпринимательскую деятельность своих членов, для нее целесообразнее всего будет преобразование в хозяйственное общество или товарищество. Если ассоциация (союз) оказывала консультационные услуги различного рода своим членам, правомерно ее преобразование в автономную некоммерческую организацию.
5. Преобразование происходит на основе добровольного решения, принятого преобразуемой организацией. В отличие от законодательства об акционерных обществах правила о числе голосов руководящего органа, необходимых для принятия решения о реорганизации, в том числе о преобразовании, Закон о некоммерческих организациях не содержит. Согласно п. 4 ст. 49 Федерального закона "Об акционерных обществах" для принятия решения о реорганизации требуется большинство в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) - всеми членами. Различие между некоммерческим партнерством и ассоциацией (союзом) заключается в том, что вопрос о преобразовании партнерства решают его учредители, а о преобразовании ассоциации - все ее члены, которые заключили договор о создании ассоциации.
Учреждение создается по воле собственника. Он же вправе решать вопрос о преобразовании учреждения.
Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления. Порядок принятия такого решения предусматривается уставом организации. Автономная некоммерческая организация не имеет членства. Учредить ее могут граждане и (или) юридические лица, нет препятствий к тому, чтобы эта организация была учреждена и одним лицом. Устав автономной некоммерческой организации может предусмотреть положения о том, что вопросы о преобразовании должны будут решаться учредителями единогласно или большинством голосов - простым либо квалифицированным. Допустимы и иные варианты, лишь бы соответствующая запись в уставе не противоречила закону.
Закон не говорит, как должно приниматься решение о преобразовании общественной организации (объединения). В соответствии со ст. 25 Федерального закона "Об общественных объединениях" реорганизация осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Порядок принятия решения должен быть определен уставом общественного объединения. Во избежание непродуманных решений о преобразовании в нем целесообразно предусмотреть, что соответствующее решение принимается квалифицированным большинством голосов, например тремя четвертями от числа голосов присутствующих на съезде, конференции или собрании.
6. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ права и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом. Содержание передаточного акта определяется ст. 59 ГК РФ. В этом акте должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждается учредителями некоммерческой организации.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 17. Преобразование некоммерческой организации. 1. Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию.
Вернутся в раздел Комментарии к законам