Комментарии к законам

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации. 1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:



устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
(в ред. Федерального закона от 26.11.98 N 174-ФЗ)
учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.
В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
4. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.
Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.
Комментарий к статье 14
1. Правила об учредительных документах некоммерческих организаций исходят из общих положений об учредительных документах юридических лиц (см. комментарий к ст. 3). Учредительными документами некоммерческих организаций могут быть учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом. Некоторые некоммерческие организации в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Иногда учредительный документ конкретной организации, представляющий по сути своей устав, именуется "положением". Таковы, например, Положение о Политехническом музее, утвержденное Правительством РФ 30 июля 1994 года (СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1789), Положение о Государственном академическом Мариинском театре, утвержденное Правительством РФ 6 октября 1994 года (СЗ РФ. 1994. N 25. Ст. 2709).
Закон определил, что ассоциации и союзы в качестве уставных документов должны иметь учредительный договор и устав. Учредительный договор является многосторонним гражданско - правовым договором. Согласно ст. 154 ГК РФ для заключения многосторонней сделки (договора) необходимо согласованное выражение воли трех или более сторон. В принципе, не исключено заключение учредительного договора и в виде двустороннего договора, если число учредителей ограничено двумя. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Непосредственно в отношении учредительного договора некоммерческих организаций такое требование в законе отсутствует. Однако в ст. 70 и 83 ГК РФ, в которых речь идет об учредительном договоре для полного и коммандитного товариществ, требование письменной формы и подписания договора всеми учредителями присутствует. Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с нею в гражданско - правовые отношения. Положения устава подлежат применению преимущественно перед условиями учредительного договора, если между ними имеются расхождения.
Для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации учредители утверждают только устав. Вместе с тем закон разрешает учредителям некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций заключить учредительный договор. В этом случае наличие устава необязательно.
Учреждение создается по воле собственника, который определяет направление его деятельности и осуществляет его финансирование. В качестве учредительных документов учреждения Закон называет решение собственника и утвержденный им устав учреждения. Решение собственника о создании учреждения может быть самостоятельным документом, в котором объявляется о создании учреждения и определяются общие направления его деятельности, предоставляемые ему собственником права и имущество. Однако решение собственника о создании учреждения может быть выражено в утвержденном им уставе.
2. Указание Закона о том, что требования учредительных документов обязательны для исполнения самой организацией и ее учредителями (участниками), снижает правовой статус этих документов. Положения устава, который является не только локальным нормативным актом, но и публичным документом, открытым для ознакомления всем заинтересованным лицам, действуют и для третьих лиц. Третьи лица, например, не могут заключить с некоммерческой организацией договор, выходящий за рамки специальной правоспособности организации, которая предусмотрена уставом.
3. Правила Закона о содержании учредительных документов воспроизводят положения ст. 52 ГК РФ, а также включают ряд дополнительных требований к этим документам.
В учредительных документах должно быть указано наименование некоммерческой организации, в котором содержится определение ее организационно - правовой формы, например Всероссийское общество инвалидов, Благотворительный фонд "Сострадание" и т.д. Наименование некоммерческой организации индивидуализирует ее, отличает от других участников оборота. Право на индивидуальное наименование защищается в соответствии со ст. 138 ГК РФ как самостоятельный объект интеллектуальной собственности. Местом нахождения некоммерческой организации согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ признается место государственной регистрации организации. Порядок управления деятельностью фиксируется в учредительных документах как определение структуры органов некоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами. Специальная правоспособность некоммерческой организации определяется предметом и целями ее деятельности. Поэтому Закон требует включения в учредительные документы точного определения предмета и цели деятельности организации. Контроль за четкостью формулировок предмета и цели деятельности осуществляют органы государственной регистрации юридических лиц. В учредительных документах должны быть перечислены филиалы и представительства организации с указанием их наименования, места нахождения. Для некоммерческих организаций, основанных на членстве, указываются права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее. Учредители вправе ограничить или вовсе исключить прием новых членов в состав организации, создав, таким образом, закрытую некоммерческую организацию. Материальной основой деятельности организации являются имущественные взносы учредителей. Поэтому учредители подробно определяют, в чем именно состоят имущественные взносы каждого с указанием денежной оценки. Это особенно важно для некоммерческого партнерства, т.к. при выходе из него член партнерства вправе получить часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного при вступлении в партнерство. Помимо взносов учредителей возможны и иные источники формирования имущества некоммерческой организации, например добровольные пожертвования третьих лиц, доходы от дозволенной предпринимательской деятельности и др. Все это следует отразить в учредительных документах. Необходимо также предусмотреть порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. Так, при ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом. Согласно ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" в уставе также должны быть обозначены источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения. Учредительные документы могут быть изменены в процессе деятельности некоммерческой организации, возможно уточнение предмета деятельности, изменение структуры органов управления и т.п. Порядок внесения изменений в учредительные документы разрабатывается и включается в них учредителями. В частности, следует предусмотреть порядок голосования при внесении изменений и дополнений в учредительные документы. Целесообразно установить, что такие изменения принимаются квалифицированным большинством голосов учредителей или членов организации. Для многочисленных общественных организаций, основанных на членстве, внесение изменений в учредительные документы (в устав) возможно на конференции или съезде.
Часть 2 ст. 52 ГК РФ перечисляет условия, которые составляют содержание учредительного договора. Это императивное правило, от которого стороны не вправе отступить. В учредительном договоре могут быть и иные условия, включаемые по усмотрению сторон. Условия, указанные ГК и повторенные в Законе, являются существенными условиями учредительного договора, а в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В тех случаях, когда законом предусмотрены и учредительный договор, и устав, учредительный договор является как бы соглашением о намерениях. В нем определяется порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи имущества учредителей организации и пр.
В отношении устава фонда Закон содержит уточнение - в наименование должно быть включено слово "фонд", указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от должности. Перечисленные данные могут быть включены и в учредительные документы других некоммерческих организаций, но для фондов их включение обязательно. Условия о составе и компетенции органов управления, о порядке принятия ими решений обязательны для учредительных документов ассоциаций и союзов. Для них же обязательно определение вопросов, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В содержание учредительных документов некоммерческих организаций могут быть включены и другие положения, не противоречащие законодательству. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций содержатся статьи, в которых перечисляются основные положения устава, свойственные данному виду организаций (см. ст. 8 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях").
4. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" изменение устава благотворительной организации относится к компетенции высшего органа управления благотворительной организации. Возможность изменения устава фонда органами фонда должна быть специально предусмотрена уставом фонда. При наличии условий, указанных в комментируемом п. 4, право внесения изменений в устав фонда принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда. В отношении благотворительных фондов такой контролирующей организацией назван регистрирующий орган (см. ст. 19 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Вмешательство суда или надзорного органа в процесс изменения устава фонда не связано с противозаконностью отдельных положений устава, а вызывается изменившимися обстоятельствами, которые невозможно было предвидеть при учреждении фонда. Разумеется, не соответствующие закону положения устава должны быть признаны недействительными в уставе любой некоммерческой организации при условии, что эти положения не делают противозаконным содержание устава в целом. Такой устав не может быть зарегистрирован и получить юридическую силу.




Вернутся в раздел Комментарии к законам