Комментарии к законам

Статья 8. Срок действия лицензии. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.



Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Комментарий к статье 8
Часть 1 комментируемой статьи определяет порядок установления срока действия лицензии: он может быть установлен положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым указом Президента Российской Федерации или постановлением федерального Правительства. Данными нормативными актами, а также федеральными законами может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Статьей 8 комментируемого Закона установлен только минимальный срок действия лицензии, указанными выше подзаконными актами, а также федеральными законами определяются конкретные сроки действия лицензий по лицензируемому виду деятельности в целом либо по отдельным работам и услугам, осуществляемым по данному виду деятельности.
Указанные в ч. 1 ст. 8 федеральные законы и подзаконные акты должны быть приняты после 28 сентября 1998 г. (дня вступления в силу комментируемого Федерального закона). По состоянию на 1 января 2000 г. было принято 26 федеральных законов, регламентирующих лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе определяющих и срок действия лицензии. Федеральными законами, принятыми до 28 сентября 1998 г., могут быть установлены особые критерии определения срока действия лицензии, отличные от временных параметров, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
Законодательная регламентация лицензионных отношений по видам законов, их количеству и времени принятия в обобщающем виде представлена в следующей таблице:
---------------------T--------------------T----------------------¬
¦Федеральные законы, ¦Федеральные законы, ¦ Законы РФ, законы ¦
¦ принятые с ¦ принятые до ¦ РСФСР и законы СССР, ¦
¦28 сентября 1998 г. ¦28 сентября 1998 г. ¦ действовавшие на ¦
¦до 1 января 2000 г. ¦ ¦ 1 января 2000 г. ¦
+--------------------+--------------------+----------------------+
¦ 26 ¦ 108 ¦ 50 ¦
L--------------------+--------------------+-----------------------
Как это явствует из приведенной таблицы, лицензионные отношения регламентируются федеральными законами, а также законами Российской Федерации, РСФСР и Союза ССР (о корреляции указанных нормативных актов см. комментарий к ч. 2 ст. 2).
При определении срока действия лицензии, установленного положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми до 28 сентября 1998 г., необходимо учитывать порядок вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1998 г. (см. комментарий к п. 2 ст. 19).
Действие лицензии исчисляется со дня ее выдачи лицензирующим органом, оно прекращается при истечении сроков действия лицензии либо досрочно - при ликвидации юридического лица, при аннулировании лицензии, а также в иных случаях, указанных в п. 2 ст. 13 комментируемого Закона. В срок действия лицензии засчитывается время фактического бездействия лицензиата - при переоформлении лицензии, а также в случае приостановления действия лицензии. Истечение срока действия лицензии или ее аннулирование означают прекращение правомочий лицензиата.
Частью 2 ст. 8 предусмотрена возможность сокращения минимального срока действия лицензии, просьба об этом предшествует выдаче лицензии. Таким образом, лицензиат не вправе обращаться с указанной просьбой в лицензирующий орган - это является прерогативой соискателя лицензии.
Продление срока действия производится лицензирующим органом по заявлению лицензиата. Лицензирующий орган вправе отказать в пролонгации срока действия лицензии по заявлению лицензиата только в двух случаях:
1) если продление срока действия лицензии сопряжено с дополнительными лицензионными требованиями, например квалификационными, установленными положением о лицензировании конкретного вида деятельности (в этом случае продление срока действия лицензии по заявлению лицензиата возможно только при условии, что его статус соответствует лицензионным требованиям).
В указанном случае лицензиат осведомлен об особых условиях продления срока действия лицензии, предусмотренных положениями о лицензировании; при изменении лицензионных условий, например, при внесении корректив в положение о лицензировании, могут быть установлены дополнительные требования для пролонгации срока действия лицензии;
2) если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Указанные нарушения вправе выявить лицензирующие органы, например, в случае контроля, а также правоохранительные органы при осуществлении надзорных полномочий.
Для отказа в продлении срока действия лицензии не имеет значения, какой государственный орган установил факт нарушения лицензионных требований и условий, однако решение по существу вправе принять только лицензирующий орган.
Нарушение лицензионных требований и условий в зависимости от общественно опасных последствий деяния может быть квалифицировано в качестве правонарушения. В этом случае возможно применение к нарушителю санкций, предусмотренных ст. 56.1, 56.2, 139.6 и 157.3 КоАП.
Непосредственно комментируемым Федеральным законом предусмотрена единственная разновидность несоблюдения лицензионных требований и условий - нарушение уведомительной процедуры действия лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В остальных случаях в Законе о лицензировании только упоминаются отдельные лицензионные требования и условия, но, в отличие от п. 2 ст. 7, нигде не оговаривается возможность применения санкций, предусмотренных действующим законодательством. В комментируемом Федеральном законе такими санкциями являются приостановление действия и аннулирование лицензии (см. комментарий к ст. 13).
В комментируемой статье предусмотрена необходимость фиксации нарушения лицензионных требований и условий. Это означает выявление признаков правонарушения в указанных случаях с соблюдением правил производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 17 - 22 КоАП.
Лицензирующий орган вправе отказать в продлении лицензии на основании установленных фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий даже в том случае, когда в деянии нарушителя не был выявлен состав административного проступка. Это возможно при прекращении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 56.1, 56.2, 139.6 и 157.3 КоАП, на основании ст. 227 КоАП, а также при освобождении нарушителя от административной ответственности при установлении факта малозначительности проступка (см. ст. 22 КоАП).
Лицензирующий орган вправе отказать лицензиату в пролонгации срока действия лицензии по основаниям, указанным в ч. 4 комментируемой статьи, если в деяниях лицензиата были выявлены признаки административного проступка и к нему были применены административные взыскания за нарушения условий лицензирования, однако нарушитель в течение года до истечения срока действия лицензии не совершил нового административного правонарушения. В данном случае лицензиат признается лицом, не совершавшим административного проступка, так как наложение взыскания возможно только при совершении административного правонарушения (см. ст. 23 и 39 КоАП); однако для отказа в продлении срока действия лицензии лицензирующий орган вправе установить сам факт нарушения лицензионных требований и условий.
Отказ в пролонгации срока действия лицензии производится по усмотрению лицензирующего органа, последний вправе принять решение о продлении срока действия лицензии при совершении лицензиатом административного проступка, за исключением тех случаев, когда это невозможно согласно положению о лицензировании конкретного вида деятельности. Поскольку продление срока действия лицензии является правом, но не обязанностью органа, выдавшего лицензию, последний всегда имеет больше оснований для отказа в пролонгации в тех случаях, когда в деяниях лицензиата выявлены признаки не проступка, а преступления, предусмотренного ст. 171 и 172 УК.
Основным критерием для отказа в продлении срока действия лицензии является ущерб, причиненный незаконной деятельностью лицензиата. Лицензирующий орган, принимая мотивированное решение об отказе в продлении срока действия лицензии или об удовлетворении ходатайства лицензиата, обязан установить размер причиненного ущерба, который при совершении административного проступка всегда не столь значителен, как в случае совершения преступления.
Таким образом, отказ в продлении срока действия лицензии по факту нарушения лицензионных требований, даже в тех случаях, когда в деяниях лицензиата выявлены признаки административного правонарушения, всегда является оспоримым, его можно обжаловать, руководствуясь общими правилами обжалования гражданами действий должностных лиц, либо в судебном порядке.
Административные взыскания, налагаемые при совершении проступков, предусмотренных ст. 56.1, 56.2, 139.6 и 157.3 КоАП, не препятствуют осуществлению лицензируемой деятельности. Отказ в пролонгации лицензии по факту совершенного преступления почти всегда является бесспорным: лицензиат не может осуществлять лицензируемую деятельность при назначении некоторых уголовных наказаний, предусмотренных ст. 171 и 172 УК за нарушение условий лицензирования, в частности, статус лицензиата несовместим с назначением наказания в виде лишения свободы на срок, превышающий срок действия лицензии.
Минимальный срок действия лицензии является единственным из временных параметров, который специально оговорен ст. 8, срок действия лицензии при его пролонгации предусматривается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности или федеральными законами.




Вернутся в раздел Комментарии к законам