2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.
3. На этикетках или ярлыках либо листках - вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
Комментарий к статье 18
1. Согласно ст. 18 Закона обеспечение надлежащего качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке достигается путем:
соблюдения лицами, осуществляющими указанные операции, требований нормативных документов к ним, а также к используемым при этом материалам;
предоставления информации об упакованных пищевых продуктах в соответствии с требованиям законодательства РФ о защите прав потребителей, а также информации о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского и диетического питания и биологически активных добавок), о способах и условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов), об условиях хранения (для продуктов, в отношении которых установлены требования к условиям их хранения), о дате изготовления и о дате упаковки.
Указанная информация на русском языке указывается на этикетах, ярлыках либо листках - вкладышах. О содержании информации см. п. 7 комментария к ст. 3 Закона.
2. Правила применения знака соответствия в каждой системе сертификации определяются этой системой в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госстандартом России. Если исходить из того, что эта норма помещена в общем разделе Закона, то такой порядок распространяется и на системы добровольной сертификации.
Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14 утверждены "Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции" (зарегистрировано в Минюсте 1 августа 1996 года N 1138). Указанные Правила устанавливают общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации продукции и к порядку обеспечения маркирования этим знаком.
Постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 года N 54 (зарегистрировано Минюстом России 10 ноября 1999 года N 1968) в Правила внесены изменения и дополнения, вытекающие из Федерального закона РФ от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ (о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг") и Постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 года N 766 (о декларации о соответствии).
Правилами установлено, что знак соответствия, применяемый на основании декларации о соответствии, должен иметь отличия от знака соответствия, применяемого на основании сертификата соответствия (дополнительные элементы или отсутствие некоторых элементов изображения). Лицензии на применение знака соответствия для продукции, в отношении которой принимается декларация о соответствии, не требуется. Основанием для применения декларантом знака соответствия является зарегистрированная в органе по сертификации декларация о соответствии на данную продукцию.
3. На основании п. 3 ст. 7 Закона о стандартизации Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 года N 429 принят ГОСТ Р 1.9-95 "Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам", введенный в действие с 1 июля 1996 года.
Стандарт устанавливает общие требования к порядку маркирования и порядок выдачи лицензий на право маркирования. Знак соответствия ГОСТам применяется в случае документально подтвержденного соответствия продукции всем требованиям стандарта (в том числе и рекомендуемым). Маркирование осуществляется по инициативе изготовителей продукции в добровольном порядке на основе лицензии, выдаваемой территориальными органами Госстандарта России. Маркирование продукции знаком соответствия ГОСТ не исключает необходимости проведения обязательной сертификации в установленных случаях и маркирования продукции знаком соответствия требованиям по безопасности.
Стандарт определяет документы, необходимые для рассмотрения заявления о выдаче лицензии, основания для принятия решения о выдаче лицензии и об отказе в этом; для приостановления или аннулирования лицензии, а также правила маркирования. За маркированной продукцией устанавливается инспекционный контроль со стороны органа, выдавшего лицензию. К ГОСТу приложены формы необходимых документов.
4. К маркировке некоторых пищевых и других продуктов предъявляются дополнительные особые требования.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 года N 648 с 1 августа 1999 года введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами. Ответственными за маркировку являются организации - производители этих товаров. Затраты на приобретение марок относятся на себестоимость товаров.
С 1 ноября 1999 года запрещено производство, а с 1 мая 2000 года - реализация табака и табачных изделий, произведенных на территории РФ, без маркировки специальной маркой. Органам исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам разрешено продлевать до 1 августа 2000 года срок реализации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях указанных товаров, маркированных марками акцизного сбора.
Функции генерального заказчика по изготовлению специальных марок возложены на Министерство РФ по налогам и сборам, а обязанности по их продаже - на территориальные органы этого министерства. Последнему поручено по согласованию с Минфином РФ утвердить образцы специальных марок, правила их нанесения, а также порядок приобретения, учета и хранения.
Постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 10 апреля 1994 года N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" в отношении табака и табачных изделий, произведенных на территории РФ.
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 7 января 1999 года N 18-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку, освобождается от нанесения марок в порядке, установленном Правительством РФ, при условии полной уплаты акцизов.
При этом решениями Правительства РФ предусмотрены различные специальные марки для крепких алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 28 процентов объема единицы алкогольной продукции) и остальной алкогольной продукции. Обязательной маркировке знаками соответствия, защищенными от подделок, подлежат аудио-, видеотовары и компьютерная техника.
Вопросы маркирования импортируемой продукции марками акцизного сбора решены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 года N 1008 "О марках акцизного сбора". Постановлением установлено, что обязательной маркировке марками акцизного сбора подлежат ввозимые на таможенную территорию РФ алкогольная продукция, табак и табачные изделия. Реализация перечисленных товаров, не маркированных марками акцизного сбора или маркированных с нарушением установленного порядка, запрещена, за исключением реализации конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкогольной и табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством РФ (дан двухмесячный срок для подготовки предложений).
Запрещен также ввоз на территорию РФ не маркированных марками акцизного сбора подакцизных товаров, за исключением их ввоза в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к товарам мер экономической политики. Ответственными за маркировку являются лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу РФ.
Марки акцизного сбора выдаются (продаются) таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения в установленные сроки следующего обязательства: ввоз в установленном порядке маркированных товаров в целях их реализации на территории РФ; размещение этих товаров в разрешенных местах доставки и хранения; возврат поврежденных и неиспользованных марок выдавшему их таможенному органу; предоставление отчета об использовании марок в установленном порядке. В случае невыполнения указанного обязательства сумма обеспечения подлежит перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству марок, по которому обязательство не выполнено. Постановлением установлен порядок определения размера обеспечения.
В связи с принятием данного Постановления признаны утратившими силу следующие Постановления Правительства РФ:
- от 14 апреля 1999 года N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора";
- от 12 августа 1994 года N 924 "О марках акцизного сбора";
- от 27 декабря 1994 года N 1420 "О реализации на территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками";
- от 24 марта 1995 года N 295 "О внесении изменений в отдельные решения Правительства Российской Федерации по вопросу акцизных сборов на импортные табачные изделия";
- от 26 июня 1995 года N 626 и от 28 октября 1995 года N 1038 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 924";
- п. 7 Постановления от 17 июля 1996 года N 824 "О порядке реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом";
- от 10 февраля 1997 года N 156 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1999 года N 319".
В последнее время некоторые субъекты РФ решениями своих органов законодательной или исполнительной власти стали вводить дополнительную маркировку ввозимой на их территорию алкогольной продукции идентификационными или ввозными регистрационными марками (знаками). Не вдаваясь в подробное рассмотрение законности таких действий, следует отметить, что антимонопольные органы, Прокуратура РФ и Президиум Верховного Суда РФ считают такие акты противоречащими действующему законодательству РФ (см. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 февраля 1998 года, которым, по протесту заместителя Генерального прокурора РФ, Президиум признал недействительными соответствующие нормы Закона Астраханской области - Бюллетень Верховного Суда РФ N 7 за 1998 год). Независимо от этого уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров, не маркированных указанными марками, наступить не может, поскольку эти марки в ст. 171.1 УК не упоминаются.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке. 1. Пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам