Комментарии к законам

Статья 182. Заведомо ложная реклама. Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, -



наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комментарий к статье 182
1. Объектами деяния, описанного в ст. 182 УК, являются установленный порядок предпринимательской деятельности, система защиты прав потребителей, а также система дачи рекламы товаров, работ, услуг. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются Законом о рекламе. Цель Закона предотвращать и пресекать ненадлежащую рекламу, способную ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан и ЮЛ, окружающей среде, чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающую на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Закон применяется и в тех случаях, когда действия виновного приводят к ограничению конкуренции либо влекут иные отрицательные последствия на рынках товаров, работ, услуг (ст. 1 Закона о рекламе).
2. Объективная сторона заведомо ложной рекламы характеризуется активными действиями и состоит в том, что:
а) виновный использует рекламу в целях дезинформации потребителей и иных третьих лиц. При этом следует учесть, что реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация (например, СМИ, путем рассылки писем, расклейки листовок, объявлений) как о самом индивидуальном предпринимателе (или ЮЛ), так и об их товарах, идеях и начинаниях, работах, услугах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, работам, услугам и т.д. и способствовать их реализации (ст. 2 Закона о рекламе). Этим, в частности, данное деяние отличается от "иного обмана потребителей", упомянутого в ст. 200 УК (см. коммент. к ней);
б) виновный использует именно ложную информацию, что может выражаться:
в недобросовестной рекламе. Она вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых товаров (работ, услуг) посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта текста рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров (у которых имеется высокая репутация и на которые всегда стабильный спрос), либо посредством злоупотребления доверием граждан или недостатком у них опыта, знаний, в т.ч. в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации (ст. 6 Закона о рекламе);
в недостоверной рекламе. Эта реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно таких характеристик товара (работы, услуги), как природа, состав, способ и дата изготовления, применение, наличие сертификатов соответствия, сертификационных знаков, количества, места происхождения и т.п., относительно наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанном объеме, времени и месте, стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы, условий оплаты, доставки, обмена, возврата, ремонта, обслуживания товара, гарантийных обязательств, сроков службы, годности, а также относительно исключительных прав, средств индивидуализации ЮЛ или предпринимателя, относительно получения медалей, призов, наград товаров (услугой, работой). Такой же является реклама, содержащая ссылки на стандарты, какие-либо рекомендации и т.п., преувеличивающие их способности и свойства товаров (услуг, работ), допускающие использование терминов в превосходной степени, в т.ч. путем употребления терминов и слов: "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и т.п., если их невозможно подтвердить документально (ст. 7 Закона о рекламе);
в скрытой рекламе. Такая реклама вводит третьих лиц в заблуждение относительно товаров (работ, услуг) путем использования в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродукции, распространения иными способами информации, которая оказывает не осознаваемое (например, путем использования "эффекта 25-го кадра") потребителями (иными лицами) воздействие на восприятие истинных свойств товара, работы, услуги (ст. 10 Закона о рекламе);
в) с помощью рекламы виновный распространяет ложную информацию относительно не только товаров (работ, услуг), но и их изготовителей (исполнителей, продавцов). При этом следует учесть, что:
под изготовителем понимается организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям, любым третьим лицам;
под исполнителем понимается организация или индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000, с. 305 - 397);
под продавцом понимается организация или индивидуальный предприниматель, реализующий товары по договору поставки, купли - продажи, мены и т.д.;
г) заведомо ложная реклама причиняет гражданам, ЮЛ, государству и обществу значительный ущерб. С этого момента преступление считается оконченным. Закон в данном случае не раскрывает понятие значительного ущерба. Суд, решая этот вопрос, должен исходить из конкретных обстоятельств дела (размер имущественных потерь, характер причинения вреда жизни или здоровью, характер и объем морального вреда, ущерб деловой репутации и т.д.).
3. Субъектами анализируемого деяния могут быть вменяемые физические лица, достигшие 16 лет (ст. 20, 21 УК), являющиеся:
а) рекламодателями, являющимися источником ложной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
б) рекламопроизводителями, осуществляющими полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
в) рекламораспространителями, которые размещают и (или) распространяют рекламу путем предоставления и (или) использования имущества, в т.ч. технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и т.д.
В конкретном случае все упомянутые лица могут быть соучастниками (см. коммент. к ст. 8 УК).
Именно субъектом и объективной стороной данный состав преступления отличается от деяний, предусмотренных в ст. 237 УК (Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 200 (Обман потребителей), см. коммент. к этим статьям.
4. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Это прямо указано и в ст. 9 Закона о рекламе, и в комментируемой статье, где подчеркивается, что речь идет о "заведомо" ложной рекламе. Это означает, что виновный действует с прямым или косвенным умыслом (ст. 25 УК).
Конструктивным признаком субъективной стороны анализируемого деяния является наличие корыстной заинтересованности виновного. Если перечисленные в статье действия совершены в иных целях (например, из озорства), то состав преступления отсутствует.
Деяние относится к преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 УК).




Вернутся в раздел Комментарии к законам