2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
3. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
4. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско - правовую ответственность.
6. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комментарий к статье 28
Комментарий к пункту 1 статьи 28
1. Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).
За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.
Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.
В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия.
Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка.
При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих (ст. 29 УВС ВС РФ).
За преступления, происшествия и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет (ст. 8 ДУ ВС РФ).
Комментарий к пункту 2 статьи 28
2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, в соответствии с комментируемым Законом военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Личная дисциплинарная ответственность военнослужащих за нарушение общественного порядка предусмотрена также ст. 48 ДУ ВС РФ.
Для возникновения и последующей реализации дисциплинарной ответственности необходимо совершение правонарушения, содержащего признаки состава дисциплинарного проступка.
Признаками дисциплинарного проступка являются:
а) противоправность действия (бездействия), выраженная в нарушении возложенных на военнослужащего в установленном порядке обязанностей;
б) виновность военнослужащего в совершении данного деяния;
в) отсутствие в содеянном признаков преступления либо административного правонарушения.
Воинский дисциплинарный проступок - это противоправное и виновное нарушение (невыполнение или ненадлежащее выполнение) военнослужащим установленных законами, воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами возложенных на него обязанностей по службе, если содеянное не образует преступления либо административного правонарушения.
Военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.
3. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка и своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
4. При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости - подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:
- действительно ли имел место проступок;
- где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
- в чем он выразился;
- наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; каковы последствия проступка;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
- причины и условия, способствовавшие совершению проступка (ст. 86 ДУ ВС РФ).
Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, возбуждает уголовное дело и назначает дознание. При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.
5. Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий.
Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, изложены в гл. 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не является дисциплинарным взысканием.
Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
10-дневный срок предназначен для проведения разбирательства, предусмотренного Уставом, и принятия обоснованного решения о необходимости наложения дисциплинарного взыскания. Поэтому данный срок следует исчислять с того дня, когда о совершенном (т.е. оконченном) проступке впервые стало известно командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, независимо от того, им или другим командиром (начальником), который также имеет такое право, произведено наложение дисциплинарного взыскания.
Необходимо обеспечить своевременность применения взысканий. Следует учитывать, что применение взыскания сразу же за совершением дисциплинарного проступка военнослужащим повышает эффективность этой меры (ст. 48 Наставления по правовой работе).
В ст. 48 Наставления по правовой работе допускается исключение из общего правила определения дня начала течения срока, в который производится наложение дисциплинарного взыскания. Согласно ст. 48 Наставления по правовой работе взыскание должно быть наложено по общему правилу до истечения 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном военнослужащим дисциплинарном проступке. В изъятие из общего правила в ней установлено, что если проводилось расследование, то взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток со дня его окончания. Однако подобное исключение не предусмотрено действующим Уставом. Поэтому ст. 48 Наставления по правовой работе в части указанного исключения не подлежит применению.
6. При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.
За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность (ст. 31 УВС ВС РФ). В случае нарушения указанного требования командир (начальник) в зависимости от того, в чем выразилось такое нарушение, может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско - правовой и уголовной ответственности.
7. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу (ч. 3 ст. 88 ДУ ВС РФ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано только по мотивам невиновности военнослужащего, на которого оно наложено. Отсюда следует, что военнослужащий может обжаловать дисциплинарное взыскание по указанным мотивам в следующих случаях: 1) если отсутствует само событие дисциплинарного проступка, т.е. если его никто не совершил вовсе; 2) если проступок совершен иным лицом; 3) если отсутствует вина военнослужащего в совершенном проступке.
Жалоба на привлечение к дисциплинарной ответственности по мотивам невиновности может быть заявлена военнослужащим лицу, наложившему дисциплинарное взыскание, или в соответствии со ст. 110 ДУ ВС РФ непосредственному начальнику того лица, которое наложило дисциплинарное взыскание.
Поскольку в ч. 3 ст. 88 ДУ ВС РФ военнослужащим предоставлено право подачи жалобы на дисциплинарное взыскание по мотивам невиновности, постольку на управомоченных командиров (начальников) возлагается обязанность рассматривать в установленном порядке поданные в соответствии с требованиями Устава жалобы и отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на невиновных.
Кроме того, военнослужащие в соответствии со ст. 21 комментируемого Федерального закона, Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 239.4 ГПК РСФСР и ст. 109 Устава вправе обжаловать незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в суд.
При этом следует отметить, что, очевидно, случаи незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности не исчерпываются случаями наложения дисциплинарного взыскания на невиновного, а включают также иные случаи, когда такое взыскание наложено в нарушение требований ДУ ВС РФ.
Течение указанного срока начинается на следующий день после дня наложения дисциплинарного взыскания.
В связи с вышесказанным следует отметить, что предусмотренный в Законе Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ГПК РСФСР срок обжалования в суд неправомерных действий (решений) превышает срок обжалования, определенный в Уставе. Названные Законы обладают более высокой юридической силой, нежели Устав, который является подзаконным правовым актом. Поэтому истечение предусмотренного в Уставе срока обжалования само по себе не является препятствием для обращения военнослужащего в суд с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в пределах сроков, установленных законом.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 239.5 ГПК РСФСР военнослужащий может обратиться в суд с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в следующие сроки:
1) три месяца со дня, когда военнослужащему стало известно о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности;
2) один месяц со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего командира (начальника) в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.
При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы в суд может быть восстановлен судом.
8. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки (ст. 89 ДУ ВС РФ).
Состав суточного полкового наряда и порядок назначения некоторых военнослужащих для исполнения обязанностей в нем определены в ст. 261 УВС ВС РФ, а состав суточного наряда роты (по общежитию военнослужащих - женщин) определен в ст. 262 названного Устава.
Согласно ст. 261 УВС ВС РФ ряд военнослужащих для исполнения обязанностей в составе суточного наряда назначается приказом. В частности, назначаются приказом дежурный по полку и помощник дежурного по полку.
Состав дежурных сил и средств, которыми осуществляется боевое дежурство (боевая служба), продолжительность несения боевого дежурства (боевой службы) и порядок смены личного состава с боевого дежурства (боевой службы) определяются приказом командира воинской части в соответствии с требованиями УВС ВС РФ, приказов и директив министра обороны, начальника Генерального штаба и главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ (ст. 361 УВС ВС РФ).
Следовательно, замена военнослужащих, которые в соответствии с приказом входят в состав суточного наряда (несут боевое дежурство), другими военнослужащими также должна производиться приказом.
9. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности (ст. 90 ДУ ВС РФ).
Камеры для временно задержанных оборудуются на гауптвахте, а также в здании (помещении) военной комендатуры гарнизона (камеры для временного задержания военнослужащих).
Правом помещать военнослужащих, находящихся в состоянии опьянения, в камеры для временно задержанных (камеры для временного задержания военнослужащих) наделены военный комендант гарнизона, дежурный по караулам и дежурный по воинской части (ст. ст. 26, 168 УГиКС ВС РФ). В случае если военнослужащий задержан за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения и помещен на гауптвахту (в камеру временно задержанных) военным комендантом гарнизона, последний принимает решение об ответственности этого военнослужащего.
10. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дисциплинарному взысканию - аресту без определения его срока.
11. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника) (ст. 91 ДУ ВС РФ).
Запрет соединения одного взыскания с другим также означает недопустимость соединения двух и более дисциплинарных взысканий за проступки, наложенные как одним командиром (начальником), так и несколькими, как одновременно, так и в разное время, как одного вида дисциплинарного взыскания, так и различных.
12. В целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться: прапорщиков и мичманов - на собраниях прапорщиков и мичманов; военнослужащих - женщин - на собраниях военнослужащих - женщин в воинских званиях (должностях) не ниже воинского звания (должности) военнослужащей - женщины, проступок которой обсуждается; офицеров - на офицерских собраниях. Кроме того, проступки офицеров, прапорщиков и мичманов могут рассматриваться товарищескими судами чести офицеров, прапорщиков, мичманов. Решение о рассмотрении товарищескими судами чести проступков офицеров, прапорщиков и мичманов принимается командирами воинских частей, в которых создан суд, а также их старшими начальниками. Принимать решение о рассмотрении проступков офицеров, прапорщиков и мичманов товарищескими судами чести и одновременно налагать на них за этот же проступок дисциплинарное взыскание запрещается (ст. 49 ДУ ВС РФ).
В настоящее время действует Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации (введено в действие Приказом министра обороны РФ от 12 сентября 1992 г. N 147), согласно которому офицерское собрание является самодеятельной постоянно действующей общественной организацией офицерского состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, создаваемой в бригадах, полках, на кораблях и в отдельных батальонах.
За совершенные проступки офицерским собранием к офицерам могут быть применены меры общественного воздействия:
товарищеское предупреждение;
вынесение решения о принесении публичного извинения офицером, совершившим тот или иной проступок, перед офицерским собранием или лицом, которому нанесено оскорбление;
предупреждение о неуважении Военной присяги.
В Вооруженных Силах Российской Федерации действуют товарищеские суды чести офицеров и товарищеские суды чести прапорщиков и мичманов, которые являются выборными органами общественности и призваны охранять честь и достоинство звания офицера или прапорщика (мичмана), а также оказывать активную помощь командирам в воспитании офицерского состава, прапорщиков (мичманов), содействовать сплочению воинских коллективов.
Деятельность товарищеских судов чести осуществляется соответственно на основании Положения о товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы (введено в действие Приказом министра обороны СССР от 20 июля 1973 г. N 157) и Положения о товарищеских судах чести офицеров (введено в действие Приказом министра обороны СССР от 16 октября 1980 г. N 275).
Руководство товарищескими судами чести осуществляют командиры воинских частей.
Товарищеские суды чести создаются:
в полках - для рассмотрения проступков и правонарушений младших офицеров;
в дивизиях - для рассмотрения проступков и правонарушений старших офицеров;
в управлениях корпусов, армий, флотилий, военных округов, групп войск - для рассмотрения проступков и правонарушений младших и отдельно старших офицеров.
Товарищеские суды чести избираются в составе семи или девяти человек, как правило, из числа военнослужащих, прослуживших в данной части не менее 6 месяцев: для младших офицеров - на общем собрании младших и старших офицеров, а для старших офицеров - на собрании старших офицеров.
Решение о рассмотрении в товарищеском суде проступка, совершенного офицером, принимает командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения, заведения, в котором создан суд. Таким же правом наделены их старшие начальники.
В случаях, когда в состав суда избраны офицеры из разных частей, решение о передаче дела в товарищеский суд принимает тот командир, в части которого служит провинившийся офицер. Затем вопрос о рассмотрении дела согласовывается с командиром части, при которой действует суд.
Решение командира части обычно оформляется путем наложения резолюции на заявлении, рапорте, постановлении или другом поступившем к нему документе. Такое решение является обязательным для председателя товарищеского суда. Однако, если он считает, что есть основания, препятствующие рассмотрению проступка в суде, то должен сообщить об этом командиру.
Решение о рассмотрении проступка в суде чести командир принимает:
А. По собственной инициативе.
Поводом для этого могут быть сообщения средств массовой информации, письма, заявления и жалобы военнослужащих, устные обращения, рапорты начальников офицеров, допустивших проступки, и другие обстоятельства. К примеру, таким поводом может стать представление военной прокуратуры либо частное определение военного суда, когда в этих документах приведены факты неправильного поведения офицеров.
Б. На основании сообщений государственных органов или общественных организаций.
Имеются в виду сообщения различных органов (должностных лиц), в которых поставлен вопрос о привлечении офицера к ответственности. Сообщения могут, в частности, исходить из органов внутренних дел (например, по поводу нарушений общественного порядка), общих собраний граждан по месту жительства офицера (о неправильном поведении в быту), администрации детских садов, школ и других учебных заведений (о невыполнении обязанностей по воспитанию детей), из местной администрации государственных инспекций (по поводу совершенных офицерами административных правонарушений). В числе таких материалов должны быть постановление и протокол по делу об административном правонарушении (ст. ст. 234, 262 КоАП РСФСР). К этой же группе следует отнести и поступившие в прокуратуры и суды материалы, в которых поставлен вопрос о передаче их на рассмотрение товарищеского суда чести офицеров.
В. На основании решения офицерского собрания.
На таком собрании могут быть высказаны предложения о привлечении к суду чести офицера, который, к примеру, недобросовестно относится к выполнению служебных обязанностей либо совершил антиобщественные поступки. Выписка из решения собрания, которое постановило ходатайствовать о привлечении офицера к суду чести, направляется командиру части.
Г. По предложению товарищеского суда.
Инициатива о привлечении офицера к суду чести может исходить не только от офицерского собрания или его совета, но и от других общественных организаций (товарищеского суда). Практически эти вопросы предварительно обсуждаются на совещаниях членов суда чести. Затем председатель суда информирует о решении, принятом на совещании, командира части.
Д. По заявлению потерпевшего.
Потерпевшим является любой гражданин, которому причинен вред (моральный или имущественный).
Если заявление сделано устно (например, во время приема командиром части посетителей), целесообразно дать возможность потерпевшему изложить все в письменном виде.
Прежде чем передавать материал о проступке в суд чести, командир части должен убедиться в том, что нет обстоятельств, которые могут препятствовать принятию такого решения. Такими обстоятельствами являются:
неподведомственность дела товарищескому суду;
пропуск срока для наложения административного или дисциплинарного взыскания;
наложение за проступок дисциплинарного или административного взыскания, наличие решения товарищеского суда, ведение по делу следствия либо вынесение приговора судом.
Для решения вопроса не имеет значения, приведено ли в исполнение наложенное дисциплинарное взыскание. Однако, если дисциплинарное взыскание до его реализации отменено старшим начальником, который счел целесообразным этот проступок рассмотреть в товарищеском суде, то суд вправе рассмотреть такое дело.
Если проступок офицера первоначально обсуждался на собрании офицеров, то это не является препятствием к рассмотрению его товарищеским судом.
Решение о рассмотрении проступка офицера товарищеским судом должно быть принято командиром до истечения 10 суток с того дня, когда ему стало известно о совершенном проступке, а если проводится расследование, то со дня его окончания.
Очевидно, что на рассмотрение товарищеского суда целесообразно передавать проступки, которые попирают честь офицера, представляют собой весьма серьезные нарушения требований законов и иных актов, уставов, приказов, служебного долга.
Когда же допускаются не столь серьезные отступления от норм морали, нарушения уставного порядка, необходимости в передаче дел в товарищеские суды обычно не возникает. Достаточно беседы с офицером, обсуждения проступка на собрании, чтобы он осознал неблаговидность своего поступка и сделал для себя соответствующие выводы на будущее. В других случаях целесообразно наложение дисциплинарного взыскания.
С особым вниманием следует относиться к случаям, когда могут быть затронуты интимные стороны жизни офицера, а также когда его проступку способствовали неправильные действия начальников.
Порядок и условия рассмотрения дел заключаются в следующем.
Дела рассматриваются по решению командира, на основании сообщений государственных органов, в связи с заявлением потерпевшего.
Проводится проверка поступившего заявления. При необходимости проводится опрос, отбираются объяснения.
Лицо, производящее проверку, составляет заключение.
Результаты проверки доводятся офицеру (прапорщику, мичману), потерпевшему и истцу. До суда они могут ходатайствовать о проверке тех или иных фактов.
Дело рассматривается в срок 15 дней с момента его поступления в суд. Дела о мелком хулиганстве, мелком хищении - в течение 10 дней.
Обязательно присутствие на товарищеском суде чести привлекаемого.
В суде могут заявляться отводы.
После открытия товарищеского суда проверяется явка участников, разъясняются их права и обязанности.
Излагается существо дела.
Далее следуют объяснения и выступления.
Обязательно ведение протокола.
По окончании - в отдельной комнате принимается решение.
Решение объявляется на заседании суда и докладывается командиру.
На основании решения товарищеского суда к военнослужащему может быть применена одна из следующих мер общественного воздействия:
товарищеское предупреждение;
общественное порицание, общественный выговор;
возбуждение ходатайства о снижении в должности и др.
Перечень мер общественного воздействия, который может применяться к военнослужащим, является исчерпывающим.
Решение товарищеского суда чести может быть обжаловано в течение 7 дней со дня вынесения решения. Жалоба рассматривается в 7-дневный срок, а при необходимости этот срок может быть продлен до 15 дней.
13. В крайних случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии со ст. 50 ДУ ВС РФ военнослужащие могут быть отстранены от должности.
Одним из оснований отстранения от должности военнослужащего является совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления. В данном случае отстранение осуществляется, как правило, на основании вынесенного следователем военной прокуратуры мотивированного постановления об отстранении от должности при привлечении этого военнослужащего в качестве обвиняемого. Причем командир воинской части, являющийся органом дознания, таким правом не наделен. Отстранение от должности отменяется, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость (ст. 153 УПК РСФСР).
Необходимость отстранения от должности возникает при наличии оснований полагать, что обвиняемый военнослужащий может: а) продолжать преступную деятельность с использованием служебного положения; б) препятствовать установлению истины (изъять документы, воздействовать на свидетелей из числа подчиненных и т.д.).
Постановление об отстранении от должности, вынесенное в установленном порядке органами следствия и дознания, в силу ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР является обязательным для исполнения органами военного управления. Постановление об отстранении от должности может быть обжаловано обвиняемым и его защитником.
Другим основанием отстранения военнослужащего от должности могут являться обстоятельства, изложенные в материалах внутрипроверочной комиссии и ревизии, проводимой по указанию командира воинской части или иного воинского должностного лица, подтверждающих факты хищений, промотания имущества, иных злоупотреблений, не подпадающих под признаки состава преступления. В этом случае соответствующее должностное лицо должно издать письменный приказ (или иной акт) об отстранении военнослужащего от должности и возложении этих обязанностей на другое лицо.
Особым случаем отстранения военнослужащего от должности является причинение им существенного вреда интересам военной службы или дискредитация своими действиями звания военнослужащего, например систематическое появление на службе в состоянии алкогольного или иного опьянения.
В судебной практике рассматривалась жалоба на неправомерное отстранение от полетов без указания в приказе каких-либо из приведенных оснований для принятия такого решения и к тому же на неопределенный срок (дело 1Н-60/95 по жалобе майора Антипова). Военная коллегия Верховного Суда РФ посчитала доводы заявителя обоснованными и удовлетворила его требования.
Таким образом, отстранение от должности является мерой пресечения нарушения воинской дисциплины или преступления, применяемой в крайних, не терпящих отлагательства случаях, т.е. когда очевидно не только несоответствие лица занимаемой должности, но и то обстоятельство, что его дальнейшее пребывание в занимаемой должности несовместимо с исполнением служебных обязанностей, поскольку им причинен имущественный ущерб или нематериальный вред интересам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов или высока вероятность его причинения.
Правом на отстранение военнослужащих от должности обладают только должностные лица, которые обладают правом назначения их на должности.
Ст. 50 ДУ ВС РФ вносит некоторую неопределенность в указанное положение, поскольку обязывает командира (начальника), отстранившего подчиненного от должности, немедленно доложить об этом по команде, подробно изложив причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от должности. Указанное правило перенесено из ранее действовавших дисциплинарных уставов Вооруженных Сил, которыми такое право предоставлялось не только должностным лицам, имевшим право назначения на должность, но и иным лицам. Таким образом, указанное правило утратило свое практическое значение, но поскольку оно является действующей нормой, то подлежит обязательному исполнению.
В случае необходимости немедленного отстранения военнослужащего от должности командир (начальник), не имеющий соответствующих правомочий, обязан доложить о целесообразности немедленного отстранения по команде, предприняв для этого все необходимые меры, для принятия решения соответствующим должностным лицом.
Командир (начальник), отстранивший подчиненного от должности, обязан немедленно доложить об этом по команде, подробно изложив причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от должности.
Командир (начальник), отстранивший от должности подчиненного без достаточных оснований, несет за это ответственность.
Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, также несет за это ответственность.
14. Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание (ст. 93 ДУ ВС РФ).
Командир (начальник) вправе самостоятельно избрать и применить к виновному такую из предусмотренных Уставом мер дисциплинарного взыскания, которая, по мнению командира (начальника), в наибольшей степени соответствует тяжести совершенного подчиненным проступка и степени его вины. Однако при этом командир (начальник) обязан соблюдать предусмотренный Уставом порядок наложения дисциплинарных взысканий и, в частности, налагать на виновного только те дисциплинарные взыскания, которые соответствуют дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности (ст. 85 ДУ ВС РФ).
Старший командир (начальник) обязан отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если последний превысил предоставленную ему власть. При этом дисциплинарное взыскание отменяется, если Уставом младшему командиру (начальнику) вовсе не предоставлено право применять наложенное им взыскание. Уменьшено может быть дисциплинарное взыскание, которое в соответствии с Уставом вправе применять младший командир (начальник), если примененная им мера взыскания превышает предоставленную ему дисциплинарную власть (например, превышен срок ареста с содержанием на гауптвахте).
В случае если младший командир (начальник) не имеет достаточной дисциплинарной власти для применения к подчиненному такого взыскания, которое подлежит применению с учетом тяжести совершенного проступка, старший командир (начальник) вправе после отмены взыскания в срок, предусмотренный ст. 88 ДУ ВС РФ (10 суток с того дня, когда командиру или начальнику стало известно о совершенном проступке), наложить на виновного дисциплинарное взыскание, в полной мере соответствующее тяжести совершенного проступка.
Кроме того, старший командир (начальник) вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), в соответствии с предоставленной младшему командиру (начальнику) дисциплинарной властью, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и в срок, предусмотренный ст. 88 Устава, наложить более строгое взыскание. Причем наложить дисциплинарное взыскание старший командир (начальник) вправе как в том случае, когда младший командир (начальник) не имеет достаточной дисциплинарной власти для наложения на виновного взыскания, соответствующего тяжести совершенного проступка, так и в том случае, когда младший командир (начальник) имеет необходимую для этого власть.
15. Специфично решается вопрос о применении взысканий в отношении военных прокуроров, следователей военных прокуратур и военных судей. Военные прокуроры и следователи военной прокуратуры поощряются и несут дисциплинарную ответственность по правилам ДУ ВС РФ, но с тем условием, что правом поощрения и наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушение воинской дисциплины и служебные проступки пользуются только вышестоящие прокуроры - Главный военный прокурор и Генеральный прокурор Российской Федерации. Военным прокурорам армий, флотилий, соединений и гарнизонов такое право не предоставлено (п. 12 ст. 48 Федерального закона "О прокуратуре" от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ с изменениями и дополнениями).
На военных судей действие Дисциплинарного устава в части, касающейся взысканий за нарушения воинской дисциплины, не распространяется. Дисциплинарную ответственность они несут в порядке, предусмотренном специальными положениями.
Комментарий к пункту 3 статьи 28
16. За административные проступки военнослужащие несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
На основании ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, несут ответственность за административные правонарушения по Дисциплинарному уставу. За нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.
Вместе с тем комментируемым Законом контрабанда из перечня охраняемых административным законодательством объектов, за которые военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, исключена. Законодатель исходил из того, что контрабанда по своей сути является нарушением таможенных правил, за которое такая ответственность установлена.
Согласно ст. 219 Таможенного кодекса РФ контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ст. 188 УК РФ). Вместе с тем за деяние (контрабанду), хотя формально и содержащее признаки преступления, но являющееся малозначительным и не представляющим большой общественной опасности, могут быть применены меры, предусмотренные ст. 187 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
17. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
В случаях, когда военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, совершили административные правонарушения, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
18. Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Также не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
19. За совершенное правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию.
Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При установлении в действиях гражданина признаков административного правонарушения компетентными представителями государственных органов составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем даты и места его составления, должности, фамилии, имени и отчества лица, составившего протокол, сведений о личности нарушителя, места, времени совершения и существа административного правонарушения, нормативного акта, предусматривающего ответственность за это правонарушение, фамилий и адресов свидетелей, объяснений нарушителя, а при необходимости и иных сведений.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола нарушителю должно быть разъяснено, что он вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.
Протокол об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении.
20. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); 6) исправительные работы; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
К военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами (ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
21. Порядок лишения права управления транспортными средствами в отношении военнослужащих разъяснен указанием ГУ ГИБДД МВД России "О порядке применения законодательства об административных правонарушениях в отношении военнослужащих" от 9 апреля 1999 г. N 13/4-1152. В нем указывается, что во исполнение протеста Генеральной прокуратуры Российской Федерации МВД России указанием от 20 марта 1999 г. N 1/5681 признано утратившим силу указание МВД России "О порядке применения административного законодательства в отношении военнослужащих" от 10 февраля 1995 г. N 1/669. В случае выявления нарушения правил дорожного движения военнослужащим оформление правонарушения осуществляется в установленном порядке.
При предъявлении нарушителем документа, подтверждающего личность военнослужащего, которым может являться военный билет, удостоверение личности офицера, удостоверение прапорщика (мичмана), удостоверение личности для высших офицеров, водительское удостоверение не изымается. В необходимых случаях в соответствии со ст. 245 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях для пресечения правонарушения применяются отстранение от управления транспортным средством, направление на освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, которые являются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Материалы о нарушении правил дорожного движения военнослужащим в 5-дневный срок передаются соответствующему воинскому начальнику для решения вопроса о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.
22. Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.
23. Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.
Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами.
Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно - транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами.
Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам I и II групп.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - месяцами или днями, лишения специального права - годами, месяцами или днями.
Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
24. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
1) чистосердечное раскаяние виновного;
2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
4) совершение правонарушения группой лиц;
5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
25. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Комментарий к пункту 4 статьи 28
26. Комментируемым Законом предусмотрено, что за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих. Таким законом является Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ. Им признан не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР "О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству" от 13 января 1984 г., приведены в соответствие с законодательством нормы о материальной ответственности военнослужащих.
27. Материальная ответственность военнослужащих в повышенных размерах не применяется. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются только в пределах реального ущерба.
28. Материальная ответственность военнослужащих в связи с досрочным увольнением с военной службы по любым основаниям Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" не предусмотрена.
29. Субъектами материальной ответственности являются военнослужащие, указанные в ст. 2 комментируемого Закона, и граждане, призванные на военные сборы (далее обе категории будут именоваться военнослужащими). При этом она может наступить при условии, что названные лица находились при исполнении обязанностей военной службы, перечисленных в п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в порядке, установленном гл. 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда" (следует отметить, что в п. 2 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" допущена терминологическая ошибка, поскольку гражданское законодательство предусматривает имущественную, а не материальную ответственность).
В то же время Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении "О некоторых вопросах применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 в качестве условия материальной ответственности военнослужащих называет причинение вреда военнослужащими при исполнении служебных обязанностей (п. 9), а не при исполнении обязанностей военной службы. Такой подход к толкованию нормы закона порождает у правоприменителей больше вопросов, чем дает ответов на уже имеющиеся, поскольку без четкого определения содержания понятия "служебные обязанности" не ясно его соотношение с понятием "исполнение обязанностей военной службы", содержание которого, как уже было отмечено, составляют обстоятельства, перечисленные в п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Можно только догадываться, что не все перечисленные в указанной норме случаи судебные инстанции считают возможным отнести к исполнению (иногда даже допускается выражение - фактическое исполнение) служебных обязанностей, что вполне объяснимо, поскольку вряд ли можно отнести к исполнению или фактическому исполнению служебных обязанностей такие обстоятельства, как следование военнослужащего к месту военной службы и обратно, нахождение в плену, безвестное отсутствие, нахождение на лечении и т.д. Также необходимо иметь в виду, что, участвуя в учениях и походах кораблей, находясь в командировке, военнослужащий также имеет право на отдых, т.е. в указанное время он фактически не исполняет служебных обязанностей.
Проблема заключается в том, что законодатель недостаточно четко определил, для каких случаев он вводит понятие "исполнение обязанностей военной службы". Анализ законодательства о военной службе и статусе военнослужащих приводит к выводу, что оно применяется в целях усиления гарантий социально - правовой защиты военнослужащих, находящихся подчас в экстремальных условиях. Нечеткость в формулировках порождает проблемы у правоприменителей с определением условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности.
Под исполнением служебных обязанностей следует понимать исполнение военнослужащим должностных и специальных обязанностей.
Таким образом, военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при исполнении служебных обязанностей (например, находясь на отдыхе), возмещают вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК), т.е. либо в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества, исправляют повреждение вещи и т.п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из реального ущерба, так и из упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК). Упущенная выгода представляет собой доходы (выгоду), которые могли быть получены при нормальных условиях гражданского оборота, если бы не произошло причинения вреда.
30. Материальная ответственность может быть возложена на военнослужащего лишь при одновременном наличии: реального ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между действием (бездействием) и ущербом, вины в причинении ущерба.
31. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые она произвела либо должна произвести для восстановления (приобретения) утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. К последним относятся, в частности, суммы взысканных штрафов, денежного довольствия и заработной платы, выплаченных уволенным военнослужащим и гражданскому персоналу в связи с неправомерным увольнением с военной службы или задержкой по вине военной администрации (командования) выдачи трудовой книжки, суммы сверх установленного размера, выплаченные в результате счетной ошибки (ст. 1109 ГК), и т.д.
Реальный ущерб причиняется имуществу воинской части, т.е. имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинской частью на праве оперативного управления или полного хозяйственного ведения. Понятие воинской части применительно к целям вышеназванного Закона приведено в его ст. 2. Имущество перечисленным организациям, фактически по своей организационно - правовой форме являющимся учреждениями, т.е. некоммерческими организациями, передается на праве оперативного управления. В то же время понятие воинской части, к сожалению, не охватывает государственные унитарные предприятия со 100-процентным участием государства (коммерческие организации), в которых военнослужащие проходят военную службу в качестве прикомандированных и которые распоряжаются имуществом на праве полного хозяйственного ведения.
32. Противоправность является условием материальной ответственности военнослужащих.
Под противоправностью понимается поведение (действие или бездействие) военнослужащего, при котором он не исполняет или неправильно исполняет нормативно установленные обязанности.
33. Наличие прямой причинной связи между противоправным действием (или бездействием) военнослужащего и наступившим ущербом является обязательным условием наступления материальной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму во времени и порождает его. Для выявления такой связи проводится административное расследование (если ранее она не была установлена результатами ревизии, проверки, дознания или следствия).
34. В п. 1 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" указывается, что материальная ответственность военнослужащего наступает за ущерб, причиненный по его вине. Он признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или неосторожно. Установление умысла или неосторожности имеет значение при определении размера возмещаемого ущерба. Обязанность доказать факт причинения воинской части реального ущерба, а также наличие других перечисленных условий возлагается на командиров и начальников, т.е. действует принцип презумпции невиновности.
35. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 3 вышеназванного Федерального закона).
Служебный риск признается оправданным, если: 1) действие совершалось для достижения общественно полезной цели (например, испытание новых образцов оружия); 2) поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями; 3) лицо, допустившее риск, приняло все возможные меры для предотвращения ущерба. Не признается оправданным риск, связанный с угрозой для жизни людей, с угрозой экологической катастрофы (например, загрязнения значительных площадей земли). Правом на оправданный служебный риск обладают лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
Не являются оправданными служебным риском действия во исполнение принятых необоснованных решений ради выполнения поставленных задач любой ценой.
Под действиями непреодолимой силы следует понимать наступление событий, не зависящих от воли человека (наводнение, пожар, обвал в горах и др.).
Другими правомерными действиями признаются:
1) необходимая оборона;
2) причинение ущерба при задержании лица, совершившего преступление;
3) крайняя необходимость;
4) причинение ущерба в результате физического или психического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий не мог руководить своими действиями (ст. ст. 37 - 40 УК РФ).
Материальная ответственность военнослужащих исключается за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника). Приказ может быть как законным, так и незаконным. Военнослужащий освобождается от материальной ответственности за исполнение законного приказа, а также незаконного, если в момент выполнения приказа он не сознавал его незаконный характер. Материальную ответственность за причинение такого вреда несет сам командир (начальник). Этот вывод можно сделать из анализа п. 3 и п. 4 ст. 4, ч. 3 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", а также ст. 38 Устава внутренней службы РФ (в аналогичной норме УК РФ (п. 1 ст. 42) прямо сказано об уголовной ответственности лица, отдавшего незаконный приказ, за вред, причиненный лицом, для которого исполнение этого приказа было обязательным). Однако военнослужащий, причинивший ущерб умышленно во исполнение заведомо незаконного приказа, отвечает на общих основаниях (ч. 4 ст. 5 вышеназванного Закона).
Законным является приказ, отданный уполномоченным на то должностным лицом, в установленной форме: содержание приказа, его цели и задачи должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
36. Закон предусматривает два вида материальной ответственности - ограниченную и полную.
37. Ограниченная материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный по неосторожности (т.е. в связи с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, нарушением командирами (начальниками) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и в некоторых других случаях, указанных в ст. 4 вышеназванного Закона).
Ущерб подлежит возмещению в размере, не превышающем пределы, установленные ст. 4 данного Закона:
не более одного (двух, трех) оклада(ов) месячного денежного содержания и одной (двух, трех) месячной(ых) надбавки(ок) за выслугу лет для военнослужащих, проходящих военную службу по
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 28. Ответственность военнослужащих за правонарушения. 1. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско - правовую и уголовную ответственность.
Вернутся в раздел Комментарии к законам