Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
2. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Комментарий к статье 21
Комментарий к пункту 1 статьи 21
1. Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
2. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
3. Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации и в соответствии со ст. ст. 1 и 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях "О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц" от 18 ноября 1992 г. N 14, "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9, военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.
4. В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).
Дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц рассматриваются военными судами (судьями) применительно к правилам, установленным Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 22 и 24.1 ГПК РСФСР.
5. При определении порядка рассмотрения указанных гражданских дел судам необходимо руководствоваться следующими положениями.
В порядке гл. 24.1 ГПК РСФСР рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от перечисленных в ст. 239.2 ГПК РСФСР действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц.
При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 24.1 ГПК РСФСР применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно - правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении жалобы, поскольку в соответствии со ст. 239.7 ГПК РСФСР суд, признав жалобу обоснованной, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме.
В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно - властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно - правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9).
6. Военнослужащий вправе обратиться в военный суд, если обжалуемые им действия имели место и до введения в действие Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", т.е. до 12 мая 1993 г., если на момент введения в действие Декларации прав и свобод человека (17 сентября 1991 г.) его жалоба не была разрешена по существу в соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством. При этом следует учитывать сроки для обращения в суд с жалобой, предусмотренные ст. 239.5 ГПК РСФСР.
Если же обжалуемые действия были совершены до 17 сентября 1991 г. и к этому времени жалоба была разрешена (отказано в удовлетворении жалобы и т.п.), то аналогичная жалоба не подлежит рассмотрению в суде (см.: Примерные методические рекомендации о порядке рассмотрения жалоб военнослужащих в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан": Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. М., 1995).
7. Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:
1) нарушены права и свободы военнослужащего;
2) созданы препятствия осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
3) на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Военный суд (военный судья), в частности, рассматривает жалобы на следующие действия органов военного управления и воинских должностных лиц:
- о необоснованной задержке присвоения очередного воинского звания;
- о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;
- о применении других дисциплинарных взысканий;
- об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего и членов его семьи, по семейным обстоятельствам, по выслуге установленных сроков службы в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;
- о необоснованном понижении в должности;
- о необоснованном и незаконном увольнении с военной службы;
- об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законом и иными нормативными актами;
- о возложении обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;
- о незаконном возложении материальной ответственности;
- о необеспечении положенными видами довольствия (денежным, вещевым, квартирным и др.) и по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих;
- об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с учета, переносе очереди на получение жилого помещения;
- об отказе в выдаче или свидетельствовании органами военного управления и воинскими должностными лицами копий документов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним военнослужащих и др.
Если вышестоящий орган военного управления или вышестоящее должностное лицо по жалобе военнослужащего в связи с запросом военного суда либо по собственной инициативе пересмотрит решение подчиненного органа военного управления или должностного лица и примет собственное решение по существу данного вопроса, то может быть обжаловано решение этого органа военного управления или воинского должностного лица.
Если при принятии жалобы судом установлено, что имеется спор о праве, подведомственный судам общей юрисдикции, военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 129 ГПК РСФСР должно выноситься определение об отказе в принятии жалобы с указанием, в какой суд вправе обратиться с иском заявитель.
8. В соответствии со ст. 239.3 ГПК РСФСР не могут быть обжалованы в суд следующие действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц:
1) индивидуальные и нормативные акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
2) индивидуальные и нормативные акты, касающиеся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности Российской Федерации;
3) индивидуальные и нормативные акты, в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Вместе с тем п. 1 ст. 239.3 ГПК РСФСР, на наш взгляд, противоречит Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". В соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленными в ст. 3 вышеназванного Закона, Конституционный Суд не осуществляет проверки конституционности индивидуальных актов, а также актов нормативного характера министерств и ведомств. Поэтому данные акты обжалуются в суд.
П. 2 ст. 239.3 ГПК РСФСР, исключающий возможность судебного обжалования актов, касающихся обороны и государственной безопасности Российской Федерации, отсутствует в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Он противоречит также ст. 46 Конституции Российской Федерации, не содержащей подобных ограничений судебного обжалования решений и действий, нарушающих права и свободы граждан. Норма, закрепленная в п. 2 ст. 239.3 ГПК РСФСР, не может являться препятствием для обращения в суд, если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушают его права и свободы.
Как подчеркивается в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9, поскольку ст. 46 Конституции Российской Федерации не предусматривает исключений из права граждан на обжалование в суд действий и решений государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, постольку п. 2 ст. 239.3 ГПК РСФСР, который запрещает обжаловать в суд индивидуальные и нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации, не может препятствовать судебному обжалованию указанных актов в части, непосредственно ограничивающей права и свободы граждан, возлагающей на них какие-либо обязанности или привлекающей их к какой-либо ответственности.
9. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 Постановления "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" от 21 декабря 1993 г. N 10 разъяснил, что под иным порядком судебного обжалования действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц следует понимать такой порядок, который специально установлен соответствующим законодательством. Например, действия и решения суда, судьи, судебного исполнителя, нотариуса, прокурора, следователя, органа дознания, органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, других органов и должностных лиц, в отношении которых уголовно - процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях установлен иной порядок судебного обжалования.
10. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" военнослужащий вправе по своему усмотрению обратиться с жалобой на действия органа военного управления или воинского должностного лица, нарушивших его права и свободы, непосредственно в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу. Если соответствующим органом или должностным лицом военнослужащему в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
В соответствии со ст. 239.4 ГПК РСФСР военнослужащий имеет право подать жалобу в военный суд по месту своего жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.
Правом на обжалование в военный суд неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц наделен военнослужащий, считающий свои права нарушенными, его уполномоченный представитель, а также (по просьбе военнослужащего) представитель воинского коллектива. Полномочия представителей должны быть оформлены в соответствии со ст. 45 ГПК РСФСР.
Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания части (подразделения).
С заявлением в защиту прав и свобод военнослужащего в военный суд на основании ст. 41 ГПК РСФСР вправе обратиться военный прокурор.
11. Для обращения с жалобой в суд установлены следующие сроки:
а) три месяца со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;
б) один месяц со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.
Жалобы военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления, содержащие требования о защите нарушенного права, должны приниматься судом к рассмотрению независимо от истечения указанных сроков. Истечение срока на обращение в суд, о котором заявлено лицом, действия (бездействие) которого обжалуются, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении жалобы, если отсутствуют уважительные причины пропуска этого срока (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9).
Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" от 21 декабря 1993 г. N 10).
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу, по правилам ст. 105 ГПК РСФСР.
12. В жалобе, с которой военнослужащий обращается в военный суд, должно быть указано:
- наименование военного суда, в который подается жалоба;
- фамилия, имя, отчество заявителя, его место службы, должность, воинское звание, местожительство;
- наименование органа военного управления, место его нахождения или фамилия, имя, отчество, должность и воинское звание лица, действия которых обжалуются;
- какие действия органа военного управления или воинского должностного лица обжалуются и время их совершения;
- какие конкретно права и свободы военнослужащего нарушены этими действиями (решениями);
- подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ;
- требования заявителя;
- перечень прилагаемых к жалобе документов, в том числе письменные ответы органа военного управления или воинского должностного лица, в связи с действиями которых подана жалоба.
Жалоба должна быть оформлена применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 126, 127 ГПК РСФСР, и оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" размере, который составляет 15 процентов от минимального размера оплаты труда. Суд (судья) вправе освободить военнослужащего от уплаты пошлины или уменьшить ее размер (см. ст. ст. 80 - 81 ГПК РСФСР).
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются:
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законами Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27 декабря 1991 г. N 2123-1;
ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих прав, установленных Федеральным законом "О ветеранах";
граждане - при подаче в суд заявлений об отсрочке или о рассрочке исполнения решений, об изменении способа и порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
другие категории граждан.
Если жалоба не отвечает указанным требованиям, судья оставляет ее без движения и предоставляет заявителю срок для исправления недостатков, о чем выносит определение в соответствии со ст. 130 ГПК РСФСР.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе военнослужащего или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения) в соответствии со ст. 4 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
В предусмотренных законом случаях (ст. 129 ГПК РСФСР) судья отказывает в принятии жалобы. Определение судьи об отказе в принятии жалобы может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке.
13. Подготовка дела по жалобе производится по правилам и в сроки, установленные ст. ст. 99, 141 - 143 ГПК РСФСР.
После принятия жалобы к производству судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и выполняет необходимые для рассмотрения жалобы действия. В частности, опрашивает заявителя по существу жалобы, предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства, разъясняет заявителю его процессуальные права и обязанности. Судья вправе в необходимых случаях вызвать представителя органа военного управления или воинское должностное лицо, опросить по обстоятельствам дела, выяснить имеющиеся возражения против доводов заявителя, предложить представить письменные объяснения по делу, разъяснить процессуальные права и обязанности. Кроме того, судья разрешает в ходе подготовки вопрос о привлечении к участию в деле прокурора в соответствии со ст. 41 и п. 3 ст. 141 ГПК РСФСР, свидетелей, а в необходимых случаях - экспертов.
Судья, признав дело достаточно подготовленным, в соответствии со ст. 142 ГПК РСФСР выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, о чем извещаются участвующие в деле лица.
14. Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с момента ее подачи по общим правилам ГПК РСФСР с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК РСФСР.
Восстановление нарушенных прав военнослужащих и возмещение причиненного в связи с этим имущественного или морального вреда может производиться военным судом в тех случаях, когда обжалуются вытекающие из отношений военной службы конкретные действия (бездействие) или решения соответствующего органа или должностного лица, нарушающие их права и свободы.
В соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 1 ст. 239.6 ГПК РСФСР жалоба рассматривается судом коллегиально. Однако она может быть рассмотрена судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого. Коллегиально жалоба рассматривается судом, если у какой-либо стороны имеются возражения против единоличного рассмотрения дела судьей. Порядок рассмотрения дела судья разъясняет участвующим в нем лицам во время подготовки дела к судебному разбирательству. В случае если возражения против единоличного рассмотрения дела поступили в ходе его рассмотрения, объявляется перерыв судебного заседания и дело передается на коллегиальное рассмотрение.
Разбирательство по жалобе происходит в открытом судебном заседании с применением в необходимых случаях правил, предусмотренных ст. ст. 9, 176 ГПК РСФСР.
В судебном заседании участвуют: военнослужащий, подавший жалобу, уполномоченный представитель органа военного управления или воинское должностное лицо, действия которых обжалуются, их представители, прокурор; могут быть вызваны свидетели, эксперты.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 239.6 ГПК РСФСР неявка в судебное заседание по неуважительной причине военнослужащего, подавшего жалобу, или уполномоченного представителя органа военного управления либо воинского должностного лица не является препятствием к рассмотрению жалобы, однако суд может признать явку военнослужащего, подавшего жалобу, и лиц, действия которых обжалуются, обязательной.
Права и обязанности участвующего в деле представителя органа военного управления, воинского должностного лица, действия которых обжалуются, как и военнослужащего, обратившегося с жалобой в суд, регламентированы ст. 30 ГПК РСФСР.
В ходе разбирательства жалобы суд (судья) проверяет правильность действий органа военного управления или воинского должностного лица, не противоречат ли эти действия закону. Если орган военного управления или воинское должностное лицо, чьи действия обжалуются, руководствовались инструкциями, приказами, распоряжениями, противоречащими законодательству Российской Федерации, то такие действия не могут быть признаны судом правомерными.
Суд должен выслушать объяснения заявителя, должностных лиц, других заинтересованных лиц, допросить свидетелей, если будет необходимость, исследовать письменные материалы, рассмотреть иные доказательства по делу.
В случае добровольного отказа военнослужащего от жалобы дело может быть прекращено по правилам ст. ст. 34, 165 и 219 ГПК РСФСР. Однако мировые соглашения по таким делам судом не утверждаются.
При добровольном отказе заявителя от жалобы в ходе досудебной подготовки судья отбирает у него письменное заявление об этом, разъясняет последствия отказа, предусмотренные ст. 220 ГПК РСФСР, после чего выносит определение.
В случае если заявитель отказывается от жалобы в ходе судебного разбирательства, его отказ фиксируется в протоколе судебного заседания с обязательной подписью заявителя, затем
председательствующий разъясняет заявителю последствия отказа от жалобы, предусмотренные ст. 220 ГПК РСФСР. Разъяснения заносятся в протокол и подтверждаются подписью заявителя.
Суд (судья) удаляется в совещательную комнату для вынесения определения об отказе от жалобы и прекращении производства по делу. Определение может быть обжаловано и опротестовано.
15. Согласно ст. 9 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст. 90.1 ГПК РСФСР судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены на военнослужащего, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо орган военного управления, если его действия (решения) будут признаны судом незаконными.
Судебные издержки возлагаются на орган военного управления также в случае признания судом его действий (решений) законными, если поданная военнослужащим вышестоящему в порядке подчиненности органу военного управления, воинскому должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного ст. 5 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
16. При вынесении решения суды руководствуются требованиями ГПК РСФСР, а также руководящими разъяснениями, данными в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" от 21 декабря 1993 г. N 10 (с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума от 25 октября 1996 г.; от 14 февраля и 25 мая 2000 г.) и "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9.
В решении должны быть изложены вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части (ст. 197 ГПК РСФСР). Выводы суда относительно обоснованности или, наоборот, неправомерности поданной жалобы, а также возражений уполномоченного представителя органа военного управления, воинского должностного лица против заявленного требования мотивированно излагаются в решении на основе анализа и оценки исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности.
При признании обоснованности жалобы военнослужащего со стороны соответствующего органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются, суд не вправе прекратить производство по делу, а выносит решение по существу дела, дав оценку такому признанию с учетом выясненных обстоятельств.
Резолютивная часть решения излагается в четкой, императивной форме.
Установив обоснованность доводов жалобы, суд признает обжалуемое действие (бездействие) или решение незаконным и обязывает удовлетворить требование военнослужащего, отменяет применяемые к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права.
В решении об удовлетворении жалобы указываются правовые нормы, нарушенные органом военного управления или воинским должностным лицом, и конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР вступившее в законную силу решение суда о признании индивидуального нормативного акта либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части недействующими с момента их принятия, о чем указывается в резолютивной части решения.
При вынесении решения об удовлетворении жалобы суды могут поставить вопрос о необходимости его немедленного исполнения (см. ст. 211 ГПК РСФСР). Обращение судебных решений к немедленному исполнению применяется по основаниям, предусмотренным ст. 210 ГПК РСФСР, а также в тех случаях, когда замедление в их исполнении может привести к значительному ущербу для взыскателя или само исполнение может оказаться невозможным.
Суд обязан в случае обращения решения к немедленному исполнению направить копию решения органу военного управления, воинскому должностному лицу после вынесения решения (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" от 21 декабря 1993 г. N 10). В этот срок решение направляется и заявителю.
Военный суд, установив, что обжалуемое действие совершено в соответствии с законом, в пределах полномочий органа военного управления, воинского должностного лица и права военнослужащего не были ущемлены, выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
17. Если орган военного управления, действия которого признаны военным судом неправомерными, расформирован, а должность воинского лица упразднена, обязанность по устранению нарушения прав военнослужащего возлагается военным судом на правопреемников или на вышестоящий в порядке подчиненности орган военного управления либо на вышестоящее в порядке подчиненности воинское должностное лицо. В том случае, если воинское должностное лицо, действия которого обжалуются, не служит в прежней должности, обязанность по устранению нарушенного права военнослужащего возлагается на вновь назначенное воинское должностное лицо, к компетенции которого это относится.
18. Решения суда по жалобе на неправомерные действия органов военного управления, воинских должностных лиц могут быть обжалованы и опротестованы по правилам гражданского судопроизводства (ст. 282 ГПК РСФСР).
Сроки и порядок подачи кассационной жалобы или протеста регламентированы ст. ст. 283, 284 ГПК РСФСР. Правом подачи кассационной жалобы наделены лица, участвовавшие в рассмотрении дела. К ним относятся: военнослужащие, обратившиеся в суд с жалобой, воинские должностные лица и руководители органов военного управления, чьи действия обжалуются, а также их представители в случаях, если они на это уполномочены в порядке ст. 46 ГПК РСФСР.
Незаконное или необоснованное решение подлежит опротестованию в кассационный срок прокурором. Право прокурора на принесение протеста закреплено в ст. 282 ГПК РСФСР.
19. Предметом кассационного обжалования и опротестования могут быть не только резолютивная часть решения суда, но и его выводы в мотивировочной части решения.
Кассационные жалобы и протесты подаются в суд, вынесший решение.
Подача жалобы или протеста в пределах установленного срока непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для ее рассмотрения и не требует восстановления срока на кассационное обжалование.
Порядок рассмотрения дела по кассационной жалобе или кассационному протесту, полномочия кассационной инстанции, основания к отмене или изменению решения суда в кассационном порядке регулируются ст. ст. 295 - 314 ГПК РСФСР и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции" от 24 августа 1982 г. N 3.
20. Вступившее в законную силу решение суда по жалобе на неправомерные действия воинского должностного лица или органа военного управления может быть пересмотрено в порядке судебного надзора по протестам прокурора, председателей судов и их заместителей, применительно к ст. 320 ГПК РСФСР.
Порядок производства в надзорной инстанции осуществляется по правилам, изложенным в ст. ст. 319 - 332 ГПК РСФСР, и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении "О рассмотрении судами Российской Федерации гражданских дел в порядке надзора" от 26 июня 1974 г. N 3.
В соответствии со ст. 323 ГПК РСФСР должностные лица суда, которые имеют право принесения протестов в порядке надзора, при истребовании из суда гражданского дела для решения вопроса о принесении протеста также могут приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке надзора, с сообщением об этом сторонам.
В тех случаях, когда соответствующее должностное лицо после проверки дела отказывает в принесении протеста, решение о приостановлении исполнения решения должно быть им отменено. Если протест был принесен, то приостановление действует до вынесения определения (постановления) надзорной инстанцией. При отклонении протеста утрачивает силу и распоряжение о приостановлении исполнения решения.
21. Исполнение решения суда по жалобе производится применительно к ст. 8 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст. 239.8 ГПК РСФСР не позднее чем в месячный срок со дня получения решения военного суда органом военного управления или должностным лицом, обязанным восстановить нарушенное право военнослужащего, если суд не обратил решение к немедленному исполнению. При этом соответствующий орган или должностное лицо, действия которых признаны военным судом незаконными, обязаны сообщить суду и военнослужащему об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения решения.
Когда в силу закона или по решению военного суда, в пределах предоставленных ему прав, решение, определение или постановление суда обращены к немедленному исполнению, подача кассационной жалобы или протеста не приостанавливает их исполнение (ст. 211 ГПК РСФСР).
Исполнение решения производится по правилам гражданского процессуального законодательства.
На исполнение решений военных судов по жалобам военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления распространяются требования Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ.
В соответствии со ст. 239.8 ГПК РСФСР в случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (гл. 38 - 40 ГПК РСФСР).
В соответствии со ст. ст. 357 и 358 ГПК РСФСР по истечении установленного для исполнения решения срока суд вправе применить меры принудительного исполнения.
При неисполнении воинским должностным лицом решения суда, обязывающего его совершить определенные действия, к нему могут быть применены меры, предусмотренные ст. 406 ГПК РСФСР. При этом акт о неисполнении судебного решения может быть составлен судебным исполнителем городского (районного) суда или работником военного суда, на которого возложен контроль за исполнением решения по делу.
В случаях, предусмотренных законом, с учетом обстоятельств дела суд вправе принять решение об отсрочке или рассрочке исполнения решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 207 и 355 ГПК РСФСР.
22. Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 при рассмотрении жалоб военнослужащих, связанных с нарушением их законных прав и интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.
Судам кассационной и надзорной инстанций рекомендовано усилить надзор за рассмотрением судами первой инстанции дел по искам и жалобам о нарушении законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.
Комментарий к пункту 2 статьи 21
23. В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Принято разграничивать обращения, которые могут выступать в виде предложений, заявлений, жалоб.
Предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально - экономических отношений и государственного строительства в Российской Федерации.
Заявления - обращения в целях реализации прав и законных интересов граждан.
Жалобы - обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями либо решениями государственных органов, владельцами различных форм собственности, должностными лицами и общественными организациями.
Важным понятием является разрешение предложений, заявлений и жалоб, под которым понимаются такие действия уполномоченных лиц, при которых рассмотрены все поставленные вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы.
24. Неправомерные решения и действия органов военного управления и командиров (начальников) могут также быть обжалованы в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140, предусмотрено, что каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде. Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.
25. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право в соответствии со ст. 111 ДУ ВС РФ:
- лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
- знакомиться с материалами проверки по жалобе;
- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;
- требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.
26. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Командир (начальник) обязан: рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в 3-дневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан; использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.
Если командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеет достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего заявление (жалобу), не позднее чем в пятидневный срок он направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке. О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется военнослужащий, подавший предложение (заявление, жалобу). Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.
В случаях, когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение, предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
27. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются:
- в воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
- в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня их поступления.
В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу).
28. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия (см. ст. 121 ДУ ВС РФ).
29. Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб, которая ведется и хранится в каждой воинской части.
В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения, которое последовало по каждому предложению (заявлению, жалобе).
В соответствии со ст. 123 ДУ ВС РФ книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию.
Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и принятию решений по предложениям, заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.
30. Помимо подачи предложений, заявлений и жалоб в соответствии с ДУ ВС РФ заявления и жалобы военнослужащих могут выявляться в ходе опроса военнослужащих воинской части (корабля) вновь назначенными командирами воинских частей (кораблей), подразделений, начиная от командира роты (корабля IV ранга) и выше, при приеме должности (ст. 86 УВС ВС РФ).
Опрос производится по категориям военнослужащих - отдельно солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов), офицеров, военнослужащих - женщин. Опрос солдат проводится поротно.
Опрос офицеров производится по занимаемым должностям - отдельно командиров взводов, командиров рот, командиров батальонов и им равных.
Заместители командиров рот и батальонов опрашиваются отдельно от своих командиров, а офицеры управления полка - отдельно от офицеров подразделений.
При проведении опроса командир воинской части (подразделения) спрашивает, у кого из военнослужащих имеются предложения, заявления и жалобы.
Военнослужащий, имеющий предложение, заявление или жалобу, называет должность, воинское звание и фамилию, выходит из строя вперед и устно излагает предложение, заявление или жалобу или представляет их в письменном виде.
Все предложения, заявления и жалобы, поданные во время опроса, проводимого командиром воинской части, записываются в книгу предложений, заявлений и жалоб воинской части, а на опросе, проводимом командиром подразделения, - только те, по которым должно быть принято решение начальником от командира воинской части и выше.
Опрос военнослужащих воинской части (подразделения) могут проводить инспектирующие (проверяющие) в ходе проведения инспекций (проверок). При проведении опроса военнослужащих воинской части (подразделения) инспектирующие (проверяющие) руководствуются также требованиями приложения 8 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Лица, производящие опрос, обязаны до его начала ознакомиться с книгой предложений, заявлений и жалоб воинской части и с принятыми по ним решениями.
Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.
31. Предложения, заявления и жалобы могут подаваться военнослужащими в ходе личного приема, который командиры (начальники) обязаны проводить как по служебным, так и по личным вопросам (разд. III Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и приема посетителей в воинских частях и учреждениях Советской Армии и Военно - Морского Флота, введенной в действие Приказом министра обороны СССР 1988 г. N 160). В исключительных случаях проведение приема посетителей может поручаться другому должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.
Если на личном приеме ставятся вопросы, которые не относятся к ведению данной воинской части или учреждения и которые не могут быть разрешены принимающим, то посетителю даются разъяснения, куда следует обратиться с предложением, заявлением или жалобой.
Личный прием должен проводиться в установленные приказом правомочного командира (начальника) и доведенные до военнослужащих и других граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту службы (работы) и жительства. Посетители, прибывшие из других населенных пунктов, должны приниматься и в дни, не отведенные для приема. Место приема при возможности отводится в помещениях, для входа в которые не требуется пропусков.
В соответствии с п. 15 названной выше Инструкции командиры и начальники должны проводить личный прием посетителей не реже двух раз в месяц.
Прием посетителей регистрируется в книге учета посетителей. Решение по заявлению или жалобе скрепляется подписью принимающего. Поданные на личном приеме письменные предложения, заявления и жалобы подлежат регистрации и учету в установленном порядке.
32. Порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации регламентирован Инструкцией, утвержденной Приказом ФАПСИ от 27 марта 2000 г. N 60.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются:
поступившие в ФАПСИ, Главное управление ФАПСИ, региональное управление правительственной связи и информации - в срок до 15 дней со дня их поступления адресату;
поступившие в самостоятельное управление ФАПСИ, центр правительственной связи, воинскую часть войск ФАПСИ, военное образовательное учреждение профессионального образования, научно - исследовательскую и другую организацию - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления адресату.
В тех случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок их рассмотрения и разрешения на основании рапорта руководителя органа - исполнителя может быть продлен должностным лицом, давшим поручение на их рассмотрение, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом (письменно или устно) заявителю.
При получении запроса члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации руководитель федерального органа обязан дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса, срок. При этом инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых совещаниях в федеральном органе. О времени совещания в федеральном органе инициатор запроса извещается не позднее чем за 3 дня до его проведения. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности (п. 27 Инструкции, утвержденной Приказом ФАПСИ от 27 марта 2000 г. N 60).
Заявления и жалобы других граждан рассматриваются и разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления их адресату, обязанному разрешить поставленные вопросы по существу, а заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их поступления.
33. Порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в органах, учебных заведениях, внутренних войсках МВД РФ регламентирован Инструкцией, утвержденной Приказом МВД СССР от 1 ноября 1982 г. N 350.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 21. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий. 1. Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам