Комментарии к законам

Статья 18. Методы определения таможенной стоимости. 1. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:



по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными товарами;
по цене сделки с однородными товарами;
вычитания стоимости;
сложения стоимости;
резервного метода.
2. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 настоящей статьи методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
Комментарий к статье 18
1. В статье 18 комментируемого Закона закреплена система методов определения таможенной стоимости. Как уже отмечалось, российское законодательство по этому вопросу восприняло соответствующие договоренности в рамках ГАТТ, что позволило нашей стране подключиться к международно - правовому процессу унификации правил оценки товаров в таможенных целях.
Современные международно - правовые стандарты были сформированы в рамках ГАТТ (ст. VII этого Соглашения посвящена проблеме определения стоимости в таможенных целях). В настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 года, вступила в силу 28 июля 1953 года). Вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи VII ГАТТ 1979 года (в редакции 1994 года). В основе обеих систем лежит статья VII ГАТТ, что предполагает отсутствие принципиальных, существенных расхождений между ними. Различия проявляются в основном на уровне понятийного аппарата.
В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости является нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что нормальная цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения, как подтвержденные договором, так и не подтвержденные. В Соглашении 1979 года вместо термина "нормальная цена" употребляется термин "цена сделки", под которой понимается фактическая цена, уплаченная или подлежащая уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта и включающая комиссионные, куртаж <*>, стоимость контейнеров, упаковки, услуг, предоставляемых вместе с товаром, и других дополнительных начислений к цене сделки в тех случаях, когда они не вошли в эту цену, но были понесены покупателем.
--------------------------------
<*> Куртаж (фр. courtage) - вознаграждение брокеру за посредничество при совершении биржевой сделки.
Соглашение 1979 года о порядке применения статьи VII ГАТТ (иначе именуемое Кодексом по определению таможенной стоимости) отличается большей обстоятельностью и разработанностью проблемы по сравнению с Брюссельской конвенцией. Поэтому в Сеульской (1984 года) и Оттавской (1987 года) декларациях Совета таможенного сотрудничества содержится призыв к тем государствам, которые до сих пор не участвуют в Соглашении 1979 года, приложить все усилия для скорейшего присоединения к этому международно - правовому акту и применения его положений на практике <*>.
--------------------------------
<*> Обстоятельный комментарий к Соглашению 1979 года о порядке применения статьи VII ГАТТ появился в 1988 году: Saul L. Sherman, Hinrich Glashoff. Customs Valuation. Commentary оп the GATT Valuation Code. Paris; New York, 1988. 382 p.
Проблемы таможенной оценки обсуждались в ходе последнего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ. Заключительный акт по результатам Уругвайского раунда (подписан 15 апреля 1994 года в г. Марракеш) включает Соглашение 1994 года о выполнении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле <*>. Соглашение 1994 года практически полностью воспроизводит принципы и методы таможенной оценки, закрепленные в Соглашении 1979 года. При этом развивающимся странам, продолжавшим использовать Брюссельскую конвенцию, было предложено изменить свои национальные системы, с тем чтобы привести их в соответствие с правилами Соглашения 1994 года. Для этого им был отведен пятилетний срок (до 1 января 2000 года).
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО. 1995. С. 95 - 109.
Российское законодательство заимствовало методы таможенной оценки, выработанные в рамках ГАТТ. Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) вычитания стоимости;
5) сложения стоимости;
6) резервный метод.
Указанная последовательность применения методов не может быть изменена, за исключением методов 4 и 5, последовательность использования которых выбирает сам декларант.
СИСТЕМА МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
------------------¬
¦ По цене сделки ¦
¦ с ввозимыми ¦
¦ товарами ¦
¦----------------¬¦
---------+¦Основной метод ¦¦
¦ ¦L----------------¦
¦ L---------T--------
¦ ¦
----------¬ ¦ - Если метод N 1
¦Резервный+---------¬ ¦ не может быть
L---T------ ¦ ¦ использован, то
/ ¦ ¦ применяется один из
¦ ¦ ¦ последующих методов
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - Каждый последующий
¦ ¦ ¦ метод применяется,
¦ ¦ ¦ если не может быть
¦ --------+--------T-------+---------¬ использован предыдущий
¦ ¦-----------> ¦ -------------¬/ ¦ метод
¦ ¦ ¦ ¦ /¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 6 ¦ 1 / ¦ ¦ /
----+-----¬ ¦ ¦ ----------+----------¬ ¦ ¦ ------+--------¬
¦Сложения ¦ ¦ ¦ ¦ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦По цене сделки¦
¦стоимости+-+ ¦ 5 ¦ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ¦ 2 ¦ +--+с идентичными ¦
LT------T-- ¦ ¦ ¦ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ ¦ ¦ ¦ ¦ товарами ¦
¦ / ¦ ¦ L---------T----------- ¦ ¦ L-----T---------
¦ ¦ ¦ ¦ / 4 ¦ 3 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦/L--------------+--------------- ¦ ¦
¦ ¦ L-------T--------+--------T--------- ¦
/ ¦ ¦ ¦ /
-+------+-¬ ¦ ¦ ---------+-------¬
¦Вычитания+---------- L--------+По цене сделки с¦
¦стоимости+<-----------------------------------+ однородными ¦
L---------- ¦ товарами ¦
L-----------------
2. Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли - продажи (то есть сделок на стоимостной основе) является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости этого метода.
Если основной метод в силу ряда причин не может быть использован, применяется один из пяти оставшихся методов. Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Методы 2 и 3 основаны на использовании в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости цены сделки с идентичными и однородными товарами. При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости становится степень близости к условиям оцениваемой сделки.
Методы вычитания и сложения (методы 4 и 5) предусматривают принципиально иную базу расчета таможенной стоимости. Метод 4 базируется на цене, по которой товары продаются в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на цену товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара. Методы 4 и 5 могут применяться в любой последовательности.
Метод 6 является резервным и применяется в тех случаях, когда для определения таможенной стоимости не удастся использовать ни один из предыдущих методов.




Вернутся в раздел Комментарии к законам