Комментарии к законам

Статья 102. Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок при назначении пенсии. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.



Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ)
Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.
(часть третья введена Федеральным законом от 05.05.1997 N 77-ФЗ)
Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.05.1997 N 77-ФЗ)
Комментарий к статье 102
1. Постановлением Минтруда РФ от 18 августа 2000 г. N 59 утверждено его же Разъяснение от той же даты за N 8 "О порядке оформления документов о среднемесячном заработке в целях осуществления пенсионного обеспечения с учетом сумм, выплачиваемых по временной нетрудоспособности, а также основным и дополнительным отпускам" (зарегистрировано в Минюсте РФ за N 2407 от 2 октября 2000 г.).
Необходимость разъяснения была вызвана неоднозначной правоприменительной практикой, когда суммы, выплачиваемые по временной нетрудоспособности и по ежегодным отпускам, в одних случаях учитывались в месяце отсутствия на работе, а в других - в месяце начисления этих сумм (о причинах этого см.: "Пенсия". 2000. N 12. С. 7 - 8).
Согласно Разъяснению суммы, выплачиваемые по временной нетрудоспособности, а также по основным и дополнительным отпускам должны указываться в документах о заработной плате в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды временной нетрудоспособности и отпуска. Это касается и случаев, когда среднемесячный заработок для исчисления пенсии устанавливается на основании сведений персонифицированного учета.
2. При отсутствии документов о заработке и невозможности их получения, а также в случаях, когда пенсия назначается лицу, вообще не имевшему заработка, либо (в случае его смерти) членам его семьи (например, когда весь трудовой стаж состоял из ухода за инвалидом I группы или за ребенком - инвалидом), пенсия устанавливается в твердом размере, равном минимуму соответствующего вида пенсии.
3. Согласно ч. 2 ст. 102 Закона перечисленные в ней периоды по желанию обратившегося за пенсией могут быть исключены из числа месяцев, из которого подсчитывается заработок. Это, в частности, месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом, осуществлял уход за инвалидом первой группы и ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет. Исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду либо непосредственно за ним следующими. Практически это означает, что если женщина, например, сочетает уход за ребенком - инвалидом с работой, при исчислении ее среднемесячного заработка по ее желанию могут быть исключены любые месяцы с невысокой заработной платой. Так, например, из заработка за последние десять лет работы она может выбрать выгодные ей 24 месяца.
4. Комментируемая статья не предусматривает особенностей исчисления пенсии сезонным работникам и работникам навигационного транспорта. При исчислении их среднемесячного заработка учитывается, что согласно ст. 94 комментируемого Закона полный навигационный период на водном транспорте и полный сезон на предприятиях и в организациях сезонной промышленности при подсчете трудового стажа исчисляются в льготном порядке за год работы. (Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. N 381.)
Среднемесячный заработок для исчисления пенсии указанным категориям работников определяется путем деления заработка за два или за пять полных сезонов (либо навигационных периодов) подряд соответственно на 24 либо на 60. Если обращающийся за пенсией работал и в период межсезонного либо межнавигационного отпуска, учитывается заработок также и за эту работу (см.: Социальная защита. 1997. N 1. С. 159).
5. Крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно ведет учет трудовой деятельности членов хозяйства и граждан, заключивших договоры с хозяйством об использовании их труда. В учетных документах должны фиксироваться также суммы, направленные на оплату труда конкретных лиц.
В практике органов социальной защиты населения заработок (доход), учитываемый для исчисления пенсии членам крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется по правилам ст. 100 - 103 комментируемого Закона. При этом месяцы, в которых не имелось заработка (дохода), другими не заменяются. В подтверждение заработка, приходящегося на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, принимается справка, выдаваемая главой этого хозяйства, который несет ответственность за правильность содержащихся в такой справке сведений (см.: Социальное обеспечение. 1997. N 2. С. 46).
Время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве как членов хозяйства, так и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий трудовой стаж на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (п. 6 ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). Следовательно, и заработок для исчисления пенсии может быть учтен при наличии справки об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. За периоды работы, начиная с 1 января 1997 г., могут быть учтены также данные индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов (см. комментарий к ст. 8).
6. Часть вторая ст. 102 содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых из подсчета исключаются неполные месяцы работы и заменяются другими, непосредственно следующими за ними. Если сведения о заработке за отдельные месяцы отсутствуют или являются неполными по иным причинам, например из-за несохранности документов в связи с пожаром, наводнением, небрежным хранением архива и т.п., замена таких месяцев другими не производится (см.: Социальное обеспечение. 1997. N 2. С. 44).
При применение ч. 2 комментируемой статьи следует учитывать Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ (см. комментарий к ст. 113 Закона).
7. Месяцы пребывания работников в отпусках без сохранения заработной платы в связи с приостановкой работы в организации либо со снижением объема работы, а также месяцы с неполными рабочими неделями при переходе организации на такой режим работы из-за тяжелого финансового положения и недостатка материально - финансовых ресурсов при подсчете среднемесячного заработка могли исключаться из подсчета и заменяться другими, непосредственно им предшествующими либо непосредственно за ними следующими (см.: Социальное обеспечение. 1997. N 2. С. 40, 45). Такая замена осуществлялась в порядке, предусмотренном комментируемой статьей. Эта практика опиралась на решение Минсоцзащиты РФ, принятое с учетом того, что данное явление было вызвано кризисной ситуацией в экономике в связи с ее реструктуризацией и падением объемов производства, т.е. причинами, от работников не зависящими (см. указание Минсоцзащиты РФ N 1-23-У от 18 марта 1993 г. Социальная защита. 1996. N 9. С. 92; Домашний адвокат. 1993. N 8). В связи с принятием Постановления Минтруда РФ от 20 марта 1998 г. N 17 указание от 18 марта 1993 г. утратило силу. Однако заработок, исчисленный с учетом этого указания, пересчету не подлежит.
8. Комментируемая статья в прежней редакции не содержала положений о документах, подтверждающих заработок, из которого исчисляется пенсия. Этот пробел устранен ч. 3 и ч. 4 ст. 102, которыми она дополнена Законом РФ от 5 мая 1997 г. Доказательство заработка различается в зависимости от того, когда он был получен - до или после регистрации обращающегося за назначением пенсии в качестве застрахованного лица в органах Пенсионного фонда РФ. За периоды до такой регистрации среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами или организациями, где имела место работа. Справки о заработке, представляемые для исчисления пенсии, выдаются по форме и по правилам, утверждаемым министерством, именуемым ныне Министерством труда и социального развития РФ. Они могут быть выданы на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате организацией, в которой работал обратившийся за пенсией или умерший кормилец, а если она ликвидирована или прекратила свое существование по другим причинам, то правопреемником этой организации или архивными органами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы данной организации. Установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается. Выписки из штатного расписания об окладе по должности и профсоюзные билеты не могут служить документами, подтверждающими фактический заработок.
За периоды после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом РФ от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", среднемесячный заработок может устанавливаться только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (см. комментарий к ст. 8 и 96).
Закон от 1 апреля 1996 г. действует с 1 января 1997 г., однако охват регистрационным учетом всех работающих граждан осуществлялся поэтапно, в течение нескольких лет (см. комментарий к ст. 8). Соответственно срок изменения порядка представления документов о заработке должен определяться непосредственно на местах территориальными органами Пенсионного фонда РФ совместно с органами социальной защиты населения.




Вернутся в раздел Комментарии к законам