Комментарии к законам

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж. При подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке:



полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности - за год работы. Перечень соответствующих сезонных работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)
в лепрозориях и противочумных учреждениях - в двойном размере;
в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере;
в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) - в тройном размере;
во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.) за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, - в двойном размере;
в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере;
военная служба по призыву - в двойном размере.
(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)
Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере.
Комментарий к статье 94
1. Согласно комментируемой статье при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных, исчисляются в полуторном размере (о Перечне соответствующих районов и местностей см. комментарий к ст. 14 Закона).
Таким образом, льготный порядок исчисления северного стажа применяется, когда определяется продолжительность общего трудового стажа, от которой зависит право как на обычную пенсию по старости (назначаемую в соответствии со ст. 10 Закона), так и на пенсию по старости на льготных основаниях (ст. 11 Закона) и на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона). Аналогично исчисляется общий трудовой стаж при определении права на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания (ч. 2 ст. 29 Закона) и на пенсию по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания (ч. 2 ст. 60 Закона). Хотя в ст. 94 не упоминается его ст. 14, устанавливающая право северян на пенсию по старости с учетом продолжительности их общего трудового стажа, в правоприменительной практике в данном случае эта продолжительность определялась со времени вступления в действие Закона с учетом северной льготы.
Более емкая формула содержится в ст. 28 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. (далее - Закон 1993 г.), согласно которой при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Эта правовая норма действует с учетом п. 3 указания Миннаца, Пенсионного фонда и Минсоцзащиты РФ от 14 июля 1994 г. N 1459; от 8 июля 1994 г. N ЮЛ-6-23/3562, от 6 июля 1994 г. N 1-4-У о применении Закона 1993 г. (зарегистрировано в Минюсте 4 августа 1994 г. БНА. 1994. N 11). Им предусмотрено, что в льготном порядке определяется общий трудовой стаж, требуемый не только названными выше статьями Закона 1990 г., включая и ст. 14, но также ст. 15 этого Закона. Данная норма устанавливает право на пенсию по старости при неполном общем трудовом стаже, если он составляет не менее 5 лет. Соответственно лицам, работавшим только на Севере, пенсия по старости при неполном трудовом стаже может быть назначена, если такая работа продолжалась не менее 3 лет 4 мес. (3 г. 4 мес. = 40 мес.; 40 мес. x 1,5 = 60 мес. = 5 лет).
В полуторном размере включаются северные периоды в общий трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии в связи с работой на Севере женщинам с двумя и более детьми (ст. 25 Закона 1993 г.), а также для назначения пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (см. п. 3 указания).
В льготном (полуторном) размере в общий трудовой стаж засчитываются не любые периоды, учитываемые в составе этого стажа, а только периоды работы (службы). Понятие работы применительно к пенсионному обеспечению содержится в ст. 89 Закона 1990 г. Это любая работа в качестве рабочего или служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (см. ч. 1 ст. 89).
Работой признается и творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов и др., а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов (см. ч. 2 ст. 89).
Понятие военной и другой приравненной к ней службы содержится в ст. 90 Закона 1990 г.
Иные, кроме названных выше, периоды, включаемые в общий трудовой стаж, работой (службой) не именуются и потому могут быть учтены лишь в одинарном размере, даже если они имели место в северных районах. К таким периодам относится подготовка к профессиональной деятельности, т.е. обучение в учреждениях профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (см. ст. 91 Закона 1990 г.). Это и периоды, перечисленные в ст. 92 названного Закона (временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы; инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или вследствие профессионального заболевания; уход за инвалидом I группы или ребенком - инвалидом; уход неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет; проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и др. (см. п. "а" - "ж" названной статьи Закона).
В частности, не могут быть отнесены к работе и включены в трудовой стаж в полуторном размере периоды выплаты северянам пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости в другую местность, названные п. "ж" ст. 92 Закона 1990 г. Участие безработных в оплачиваемых общественных работах, предусмотренное этим же пунктом ст. 92, является ничем иным, как работой по трудовому договору, и должно включаться в трудовой стаж с применением северных льгот.
Льготный порядок исчисления общего трудового стажа применяется независимо от того, когда имела место северная работа (служба) - непосредственно перед обращением за пенсией или ранее, а также от того, была ли она непрерывной или перемежалась с работой в районах с обычными природно - климатическими условиями. Не имеют значения также основания прекращения трудовой деятельности на Севере, в частности, не влияет на подсчет северного стажа факт увольнения с предыдущей северной работы за виновные действия.
Северные периоды работы (службы) учитываются в полуторном размере независимо от их общей календарной продолжительности. Год северной работы считается за полтора года, месяц - за полтора месяца и т.д. Законом не предусмотрена возможность суммирования льгот по исчислению общего трудового стажа. Поэтому, если один и тот же период может быть учтен в более или в менее льготном порядке, выбирается наиболее выгодный вариант. Так, если, например, военная служба по призыву имела место в районах Крайнего Севера, она засчитывается в общий трудовой стаж так же, как и военная служба по призыву "на материке", т.е. в двойном размере.
Правила включения периодов работы на Севере в общий трудовой стаж неоднократно менялись. В практике пенсионного обеспечения применяются те нормы законодательства, которые действуют ко дню обращения граждан за назначением или перерасчетом пенсии (см. п. 1 указания). При этом не имеет значения, существовали ли северные льготы в период работы (службы) в данной местности.
Пример. Гражданка Чистова 14 лет (с 1973 по 1987 гг.) работала на территории Надымского района Архангельской области. Этот район был приравнен к районам Крайнего Севера в 1993 г. При назначении пенсии в 1999 г. ее работа признана северной, поскольку ко времени обращения за ней Надымский район был включен в Перечень. При исчислении общего стажа в полуторном размере (14 лет x 1,5) он составил более 20 лет. 14 лет работы в МКС при их переводе в РКС (по 9 мес. за 1 год) составили 10 лет 6 мес. Такой календарный период работы дает право на пенсию в возрасте 51 год 8 мес.
Согласно тексту комментируемой статьи льготное исчисление периодов работы на Севере (в полуторном размере) применяется при подсчете продолжительности работы с особыми условиями труда, дающей право на пенсионное обеспечение по старости в соответствии со ст. 12 Закона. Так, например, мужчинам пенсия по старости по Списку N 1 (п. "а" ст. 12) назначается, если они трудились на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют общий стаж не менее 20 лет. Если вся эта работа проходила в северных районах, требуемая ее продолжительность сокращается в полтора раза. Это означает, что 20-летнему общему стажу соответствует 13 лет 4 мес. северной работы (13 лет 4 мес. x 1,5 = 20), а 10-летнему специальному - 6 лет 8 мес. (6 л. 8 мес. x 1,5 = 10). Аналогичное правило применяется при определении права на пенсию по старости, установленного всеми пунктами ст. 12 Закона.
Законом предусмотрена возможность назначения пенсии по старости по Спискам N 1 и N 2 до достижения общеустановленного пенсионного возраста и тем лицам, которые имеют хотя бы половину требуемого специального стажа (см. пп. "а" и "б" ст. 12). При подсчете требуемой продолжительности специального трудового стажа в этих случаях также применяется северная льгота. Так, в приведенном выше примере пенсия по Списку N 1 может быть назначена лицу, проработавшему на соответствующих работах в северных районах не менее 3 лет 4 мес.
Согласно Закону 1990 г. с учетом специального трудового стажа назначается пенсия не только по старости, но и за выслугу лет. Однако Законами 1990 и 1993 г. не предусмотрена возможность исчисления выслуги лет, имевшей место на Севере, в льготном порядке.
2. Федеральным законом от 27 января 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 346) комментируемая статья была дополнена правилом о том, что при подсчете трудового стажа в льготном порядке, а именно в двойном размере, должна исчисляться военная служба по призыву. Это правило применяется с учетом указания Минсоцзащиты РФ от 30 марта 1995 г. N 1-4-У (БНА РФ. 1995. N 7). К проходящим военную службу по призыву отнесены сержанты, старшины, солдаты и матросы, призванные на такую службу, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой. При этом следует иметь в виду, что, как предусмотрено комментируемой статьей, в двойном размере в общий трудовой стаж включается любая военная служба в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., как срочная, так и сверхсрочная.
Когда законодательством предусмотрен более льготный порядок зачета в трудовой стаж времени военной службы (например, в тройном размере в случаях, перечисленных в комментируемой статье), применяется более льготный подсчет. Если военная служба по призыву проходила в районах Крайнего Севера, она учитывается не в полуторном, а в двойном размере. При этом суммирования льгот по исчислению стажа не производится, поскольку это не предусмотрено пенсионным законодательством.
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к военнослужащим по контракту. Поэтому правила льготного исчисления военной службы по призыву на них не распространяются.
Период военной службы женщин исчисляется с учетом письма Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ от 29 декабря 1995 г. N 13/3-925. Согласно этому письму служба бывших военнослужащих - женщин в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин может быть засчитана в общий трудовой стаж в двойном размере в период по 5 августа 1976 г. С этой даты они были приравнены к военнослужащим сверхсрочной службы, и соответственно их военная служба с указанной даты не может рассматриваться как служба по призыву.
В тех случаях, когда по имеющимся в пенсионном деле документам трудно определить, проходила ли военная служба по призыву или по контракту, уточняющие сведения могут быть запрошены через соответствующие органы, располагающие необходимыми данными (военкоматы, органы внутренних дел и др.).
3. Распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 г. N 2383-р были установлены льготы по исчислению общего трудового стажа лицам из числа гражданского персонала, командированного в Республику Афганистан с 1979 по 1989 г. В правоприменительной практике вопрос о возможности предоставления таких льгот решается отрицательно, исходя из того, что в связи с введением в действие комментируемого Закона при назначении пенсий союзное законодательство не применяется (см.: "Пенсия". 1997. N 1 (4). С. 24).
Между тем п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривает, что в связи с введением в действие указанного Закона с 1 марта 1991 г. на территории России не применяется Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР" и Постановление о порядке введения этого Закона в действие. Такая формула не дает основания для отказа от применения иных нормативных правовых актов СССР, если они не противоречат российскому законодательству.
4. Время выполнения заданий и несения военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в трудовой стаж при назначении пенсии по старости (возрасту) и по инвалидности в тройном размере (см. ст. 23 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Время несения военной службы в зоне отчуждения подтверждается справкой установленного образца, выданной в 1986 - 1990 гг. воинской частью, учреждением, предприятием, организацией Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, включенных в Перечень частей, учреждений, предприятий и организаций, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1990 гг. (приложение N 1 к Приказу Минобороны РФ от 26 июня 1996 г. N 250). При отсутствии такой справки может быть принята справка Центрального архива Минобороны РФ, расположенного по адресу: 142100, Московская обл., г. Подольск.
5. О неприменении льготного порядка исчисления трудового стажа при определении размера пенсии с 1 февраля 1998 г. на основании индивидуального коэффициента пенсионера см. п. "б" ст. 7 Закона и комментарий к ней.




Вернутся в раздел Комментарии к законам