Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.
Пенсия в связи с работой в инженерно - техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
(в ред. Закона РФ от 06.02.1992 N 2294-1)
Комментарий к статье 79
1. Комментируемой статьей предусмотрены три категории работников гражданской авиации, для которых установлены разные условия приобретения права на пенсию.
Пенсия в связи с работой в летном и летно - испытательном составе гражданской авиации устанавливается по общему правилу мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет. Требования к продолжительности специального трудового стажа (выслуги лет) снижаются на 5 лет, если летная работа была прекращена по состоянию здоровья (см. ч. 1 ст. 79).
Согласно ст. 83 комментируемого Закона списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях также правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации. Совет Министров РСФСР Постановлением от 4 сентября 1991 г. N 459 утвердил Списки должностей работников летного и инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением (далее - Списки 1991 г. и Правила 1991 г.).
Работникам летного состава может быть назначена пенсия, если их должности включены в Список должностей летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 комментируемого Закона (далее - Список 1991 г.). В нем предусмотрены 4 категории должностей, а именно:
члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов (п. 1 Списка);
летно - инструкторский состав (п. 2);
командно - летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата (там же, п. 3);
парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно - спасательных, поисково - спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютных десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров (п. 4 Списка).
Судя по этому Списку, должности летного состава приведены в обобщенном виде, что затрудняет решение вопроса о назначении пенсии. Поскольку в настоящее время действует Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 1999 г. N 1012 (СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4503) (далее - Список 1999 г.), он может ориентировочно служить и при определении права на пенсию летного состава гражданской авиации.
Правила 1991 г. устанавливают, как определяется выслуга лет в зависимости от часов налета и других особенностей летной работы. Работникам летного состава считаются в соответствии с п. 1 Правил:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" п. 1) - за один месяц выслуги;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги;
в) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно - спасательных (поисково - спасательных) подразделениях - за полтора года выслуги;
г) один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно - летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за два года выслуги;
д) один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги.
При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "г" и "д", один год работы засчитывается за один год выслуги.
Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12 (см. п. 2 Правил).
При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе (там же, п. 3).
В выслугу лет работникам летного состава засчитывается также (п. 4 Правил):
время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно - испытательного состава - в порядке, установленном для назначения пенсии соответственно военнослужащим и летно - испытательному составу;
время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации в порядке, установленном п. 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России (за период работы, начиная с 1992 года);
время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности;
время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком продолжительностью, установленной законодательством.
По выбору обратившегося за пенсией сроки выслуги за период до 1 января 1992 г. могут исчисляться по правилам, действовавшим до указанной даты (см. п. 5 Правил).
2. Работникам летно - испытательного состава пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с ч. 1 ст. 79 с учетом Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно - испытательного состава, которое утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 и дополнено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1992 г. N 577 (далее - Положение 1991 г.).
Согласно п. 1 Положения пенсии назначаются тем работникам летно - испытательного состава, которые непосредственно заняты в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно - десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности организаций, в которых они работают.
Право на пенсию за выслугу лет имеют (см. п. 3 Положения):
а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно - десантной техники: летчики (пилоты) - испытатели, штурманы - испытатели, бортинженеры - испытатели, ведущие инженеры - испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики - испытатели; бортэлектрики - испытатели, бортрадисты - испытатели, бортоператоры - испытатели, парашютисты - испытатели;
б) инженерно - технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно - десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний): инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований;
в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно - испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).
При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно - испытательного состава считается:
один год работы в должностях, указанных в подпункте "а" пункта 3 Положения, за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;
один год работы в должностях, указанных в подпункте "б" пункта 3 Положения, при налете в год 120 и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года, менее 50 часов - за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50% указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах;
один год работы в должностях, указанных в подпункте "в" пункта 3 Положения, - за два года при условии выполнения установленной нормы налета часов.
Если работник летно - испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.
При отсутствии у работника летно - испытательного состава в течение года налета часов вообще данный год в выслугу лет не засчитывается. Если же отсутствие налета часов вызвано трудовым увечьем, полученным при выполнении испытательных полетов, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности (п. 4 Правил).
В выслугу лет работникам летно - испытательного состава засчитывается:
время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации;
время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России (за период работы начиная с 1992 года);
время работы в должностях летно - испытательного состава иностранных фирм - в порядке, установленном Положением, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России (за период работы начиная с 1992 года);
время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава (летчикам - испытателям, штурманам - испытателям независимо от этого условия), - по фактической продолжительности, а в Школе летчиков - испытателей (Центре подготовки летного состава) имени А.В. Федотова - в двойном размере, при условии участия в испытательных полетах;
время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, продолжительностью, установленной законодательством (п. 5 Правил).
3. Согласно ч. 2 ст. 79 пенсия за выслугу лет в связи с работой по управлению воздушным движением назначается при наличии как специального (выслуги лет), так и общего стажа определенной продолжительности, а также по достижении определенного возраста, а именно: мужчинам, достигшим 55 лет и имеющим 25-летний общий трудовой стаж, из них не менее 12,5 лет по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам, достигшим 50 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и специальном не менее 10 лет. Каких-либо особых правил исчисления выслуги лет для этой категории работников не установлено. Нет и списка должностей, работа в которых дает право на пенсию. Следовательно, выслуга лет исчисляется календарно, а право на пенсию подтверждается документами о непосредственном управлении воздушным движением. В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном п. 1 Правил 1991 г. для соответствующих видов работ (см. п. 6 и 7 названных Правил).
Общий трудовой стаж учитывается и исчисляется по правилам главы VI комментируемого Закона.
4. Право на пенсию в соответствии с ч. 3 ст. 79 возникает у работников инженерно - технического состава воздушных судов, как и у работников по управлению воздушным движением, по достижении 55 лет или 50 лет (мужчинами и женщинами соответственно) и при наличии не менее 12 лет 6 мес. и 10 лет специального трудового стажа (выслуги лет). Что касается общего трудового стажа, то он хотя и совпадает по требуемой продолжительности - не менее 25 или 20 лет, но при этом установлено дополнительное условие - в течение этого периода необходимо проработать в гражданской авиации.
Список должностей инженерно - технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 комментируемого Закона (далее - Список 1991 г.), включает:
1) авиационных механиков всех наименований;
2) мастеров всех наименований;
3) инженеров всех наименований;
4) начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Как указано в Списке, перечисленные в нем работники имеют право на пенсию, если они непосредственно заняты полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. Очевидно, что в настоящее время в выслугу лет включается и работа в воинских частях и предприятиях системы соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации.
Как видно из сказанного выше, при назначении пенсии учитывается работа не только в гражданской, но и в военной авиации (в качестве вольнонаемного состава).
В выслугу лет работникам инженерно - технического состава засчитывается и работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном п. 1 Правил 1991 г. для соответствующих видов работ, а также работа по управлению воздушным движением (см. п. 7 и 8 Правил 1991 г.).
5. При исчислении выслуги лет по изложенным выше правилам следует иметь в виду, что с 6 октября 1992 г. действует новая редакция ст. 167 КЗоТ РФ. С этой даты период отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях не засчитывается. Понятие пенсии на льготных условиях, по-видимому, охватывает не только пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, но и пенсию за выслугу лет. Такое значение ему придано, например, Разъяснением Минтруда от 22 мая 1996 г. N 5 (см. комментарий к ст. 12 Закона).
6. Наряду с пенсией за выслугу лет работникам гражданской авиации назначается пенсия по старости на льготных основаниях в соответствии с подпунктом "а" ст. 12 комментируемого Закона (см. комментарий к этой статье). Подразделом 3 "Гражданская авиация" раздела XXI "Транспорт" Списка N 1 предусмотрены бортпроводники. Пенсия им при наличии требуемого стажа назначается независимо от продолжительности налета часов.
Кроме того, право на пенсию имеют работники (диспетчеры, диспетчеры - инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов), обслуживающие регулярные рейсы гражданской авиации. Пенсия по Списку N 1 назначается, если они осуществляли непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах либо в местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.
Пенсия в соответствии с данным подразделом назначается также руководителям полетов, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением в специализированных зонах с наибольшей интенсивностью и сложностью движения, при проведении испытательных полетов в процессе опытно - конструкторских, экспериментальных и научно - исследовательских работ в области авиационной и другой техники.
Перечень названных специализированных зон утвержден Министерством промышленности Российской Федерации 24 января 1992 г. и согласован с Минтрудом России 29 января 1992 г. Это следующие зоны управления воздушным движением:
- испытательных аэродромов (в том числе аэродромов совместного базирования, за исключением зон визуального контроля (зон старта);
- авианесущих кораблей;
- авиационных и тактических полигонов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 79. Условия, определяющие право на пенсию в связи с работой в гражданской авиации. Пенсия в связи с работой в летном и летно - испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет.
Вернутся в раздел Комментарии к законам