Комментарии к законам

Статья 180. Проведение таможенного контроля и его формы. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации; в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации.



При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам.
Правила проведения таможенного контроля определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Комментарий к статье 180
Таможенный контроль - один из важнейших институтов таможенного права. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации (п. 16 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
При осуществлении таможенного контроля устанавливается соответствие проведенных операций и предпринятых действий таможенному законодательству. Таможенный контроль нацелен на соблюдение физическими и юридическими лицами, участвующими в таможенном деле, действующих таможенных предписаний и процедур.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетентности валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выполняют ряд других функций, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (ст. 10).
Различают таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.
В рамках каждого из этих двух видов может быть проведена более дробная классификация. Например, таможенный контроль транспортных средств в зависимости от их вида подразделяется на:
а) таможенный контроль морских судов;
б) таможенный контроль речных судов;
в) таможенный контроль железнодорожных составов;
г) таможенный контроль воздушных судов;
д) таможенный контроль автотранспортных средств.
Применительно к таможенному контролю товаров следует различать таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.
Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа и т.п.
В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:
1) двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;
2) двусторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят, как правило, таможенные органы только одной из стран;
3) совместный таможенный контроль, имеющий место в случае осуществления таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.
Таможенный контроль может быть однократным и повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.
Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Так, морское (речное) судно заграничного плавания, прибывшее в порт назначения, как правило, не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии данных о контрабанде таможенным органам предоставляется право повторного досмотра судна в пределах портовых вод и во время стоянки судна в порту. Аналогичные правила действуют и в отношении других видов транспортных средств.
Метод таможенного контроля представляет собой совокупность приемов, способов его осуществления. Среди методов контроля следует назвать:
- обычный таможенный контроль, который осуществляется по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;
- таможенный контроль, осуществляемый во время движения транспортного средства;
- сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, упомянутые в Таможенном кодексе РФ, за исключением случаев, указанных в ст. 188 Таможенного кодекса РФ;
- выборочный таможенный контроль (ст. 187 Таможенного кодекса РФ) и др.
В части первой комментируемой статьи Таможенного кодекса РФ определены формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля); учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических лиц и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
1. Документальный таможенный контроль осуществляется путем проверки документов на товары и транспортные средства, подпадающие под действие таможенно - правового регулирования. В ходе документального таможенного контроля изучаются документы и сведения, необходимые для таможенных целей, на предмет установления их соответствия предписаниям действующего таможенного законодательства, а также полноты и правильности оформления.
При осуществлении документальной проверки устанавливается наличие всех необходимых реквизитов документа, устанавливается правильность произведенных арифметических подсчетов, верность отражения операций. При проверке документов, используемых в таможенных целях, могут применяться встречные проверки и взаимный контроль документов.
Осуществляя документальную проверку с использованием метода взаимного контроля документов, контролирующий орган сопоставляет два или несколько первичных документов, связанных между собой в рамках одной финансово - хозяйственной, внешнеторговой операции.
Встречная проверка применяется, когда на предприятиях и в организациях, связанных между собой хозяйственными операциями, имеются различные экземпляры одного и того же документа либо разные документы, отражающие одну и ту же операцию.
Разновидностью документальной проверки является проверка финансово - хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Порядок таких проверок установлен в статье 186 Таможенного кодекса РФ. (См. комментарий к ст. 186 Таможенного кодекса РФ.)
2. Таможенный досмотр - это административное действие, которое сводится к фактической проверке товаров и транспортных средств с целью установления законности их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, соответствия контролируемых товаров данным, зафиксированным в таможенных декларациях и (или) в разрешительных документах государственных органов, предотвращения фактов незаконного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, а также определения некоторых характеристик товара или транспортного средства в зависимости от конкретных задач досмотра.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится путем:
- вскрытия тары и упаковки товаров;
- установления их наименования;
- подсчета количества товаров и транспортных средств;
- оценки качества товаров, технических и эксплуатационных особенностей транспортных средств;
- проверки всех мест полостей конструктивных особенностей в товарах и транспортных средствах с целью обнаружения тайников, в которых могут быть скрыты товары.
Проведение таможенного досмотра осуществляется в следующих видах:
- идентификационный досмотр, то есть досмотр, проводимый с целью установления фактического соответствия товаров и транспортных средств их описанию и количеству, заявленному декларантом, определения страны происхождения и т.п. (внешняя идентификация товаров);
- досмотр с пересчетом количества грузовых мест без их вскрытия <*>, с выборочным вскрытием, с вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом количества предметов в грузовых местах (выборочно или всех);
- досмотр с замерами и определением характеристик товара с взятием проб и образцов или без них;
- досмотр, нацеленный на выявление тайников, сокрытий, контрабанды <**>.
--------------------------------
<*> Иногда действия должностных таможенных органов, заключающиеся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящихся в них товаров без вскрытия грузовых отсеков (помещений), тары либо упаковки, выделяют в самостоятельную форму таможенного контроля - таможенный осмотр.
См., например: Голощапов Н.А. Таможенный контроль. М., 2000. С. 60 - 62.
<**> Основы таможенного дела. Учебник / Под ред. В.Г. Драганова. М., 1998. С. 136.
По результатам досмотра составляется акт таможенного досмотра.
В обязательном порядке досматриваются следующие виды товаров:
1) подакцизные товары;
2) товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной;
3) товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование и т.д.);
4) товары, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД вызывает сомнение (когда такое сомнение не может быть разрешено без фактического досмотра);
5) товары, в отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация.
Особняком стоит такая разновидность таможенного досмотра, как личный досмотр, который может быть применен к лицам, пересекающим таможенную границу. В соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса РФ личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Подробнее о порядке проведения личного досмотра см. комментарий к статье 189 Таможенного кодекса РФ.
3. Учет товаров и транспортных средств. Таможенный контроль в данной форме осуществляется, в частности, путем ведения различных журналов, регистрационных книг и т.п., в которые вносится информация о контролируемых товарах и транспортных средствах.
Таможенное законодательство обязывает предприятия, организации и учреждения вести учет и представлять отчетность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем либо на территории свободных таможенных зон и свободных складов. Такой учет может вестись по различным направлениям (товары ввозимые и вывозимые, хранящиеся, перерабатываемые, реализуемые и т.д.) с использованием различных документов учета: журналы регистрации ГТД, книга учета товаров и транспортных средств на складе временного хранения, книга учета товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, журнал учета транспортных средств, пересекающих таможенную границу, и т.д.
4. Устный опрос физических лиц и должностных лиц.
Данная форма таможенного контроля активно используется при контроле за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Сотрудник таможенного органа опрашивает лицо, перемещающее товары и транспортные средства, о наличии товаров, запрещенных к ввозу и (или) вывозу, о количестве перемещаемой валюты и т.д.
5. Проверка системы учета и отчетности заключается в контроле за состоянием учета товаров и транспортных средств и отчетности о: ввозимых и вывозимых товарах; товарах, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах и т.д.; товарах, реализованных в магазинах беспошлинной торговли; перерабатываемых и изготавливаемых товарах применительно к таможенным режимам переработки; товарах, уничтоженных под таможенным контролем, и т.д.
В соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса РФ таможенные органы вправе в любое время проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей (подробнее см. комментарий к ст. 197 Таможенного кодекса РФ).
6. Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Все перечисленные объекты осмотра являются зонами таможенного контроля (ст. 181 Таможенного кодекса РФ). Основное требование, предъявляемое к ним, - исключить любую возможность изъятия товаров и транспортных средств, помещенных под конкретный таможенный режим, минуя таможенный контроль.
7. Иные формы таможенного контроля, предусмотренные действующим законодательством или не противоречащие ему. Примером таких форм таможенного контроля являются контролируемые поставки, организация и проведение которых регламентированы статьями 227 - 229 Таможенного кодекса РФ (подробнее см. комментарий к ст. 227 - 229 Таможенного кодекса РФ).
Другой пример. В соответствии с пунктом 3.1 Положения об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 3 февраля 1999 года N 60 <*>, таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии осуществляется сотрудниками таможенных органов совместно с ответственными представителями энергообъекта и электронадзора путем снятия показаний с приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии, а также проверки системы учета и отчетности, документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 31.
Перечень, содержащийся в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, может быть дополнен иными формами таможенного контроля - наблюдением, обследованием, анализом, разработкой прогнозов и др., - позволяющими вывести контрольную функцию из непосредственного контакта с объектом и выполнять ее "дистанцированно" <*>.
--------------------------------
<*> Социалистический таможенный контроль. 1989. N 3. С. 4.
В основу организации проведения таможенного контроля положена таможенная декларация. Вся процедура таможенного контроля условно может быть разделена на пять этапов.
На первом этапе осуществляется формально - логический контроль сведений, заявленных в ГТД. Для этого сотрудниками грузовых (оперативных) отделов таможни используется компьютерная программа "Достоверность". При отсутствии компьютерной техники проводится визуальная проверка правильности заполнения всех граф декларации и устанавливается наличие документов, необходимых для таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным режимом и наименованием товаров. После проверки ГТД ей присваивается номер (графа 7) или она возвращается декларанту для устранения ошибок технического характера.
На первом этапе проверяется правильность заполнения товаротранспортных документов и соответствие указанных в них сведений тем сведениям, что содержатся во внешнеторговом договоре (контракте) и других документах, представленных к таможенному оформлению вместе с ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом и наименованием товаров. После этого в правом верхнем углу транспортного документа (коносамента, железнодорожной, авиационной или автомобильной накладной) указывается номер ГТД.
Кроме того, на первом этапе проверяются сведения и документы, касающиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирования, сертификации, разрешений иных государственных органов), а также осуществляется контроль за достоверностью и полнотой сведений, указанных в ГТД для целей идентификации товара.
На втором этапе предметом контроля становятся платежно - расчетные операции в иностранной валюте банковскими учреждениями, указанными в ГТД. Одновременно с этим сотрудники отдела (группы) валютного контроля проверяют соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства.
На третьем этапе сотрудниками отдела федеральных таможенных доходов проверяется правильность начисления таможенных платежей, правомерность предоставления таможенно - тарифных преференций, осуществляется контроль за поступлением платежей на счета таможни.
Четвертый этап - проверка сотрудниками отдела таможенной статистики правильности заполнения тех граф декларации, на основании которых формируется таможенная статистика.
Наконец, на пятом этапе таможенного контроля руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой сотрудник таможни, им уполномоченный, принимает решение о проведении досмотра товаров.
При принятии решения о непроведении досмотра товаров руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой уполномоченный сотрудник, принявший такое решение, указывает на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой 5 "Без досмотра" и заверяет эту запись своей подписью и личной номерной печатью.
По завершении всех этапов таможенного контроля в грузовом документе проставляется штамп "Выпуск разрешен". Этот штамп, а также номер ГТД в правом верхнем углу грузового документа заверяются личной номерной печатью руководителя грузового (оперативного) отдела таможни либо уполномоченного им сотрудника.
Выдача штампа "Выпуск разрешен" неуполномоченным сотрудникам таможни и доступ к этому штампу таких сотрудников не допускаются.
В ходе таможенного контроля может применяться органолептический метод, предусматривающий использование органов чувств человека (зрения, слуха, осязания, обоняния). Могут привлекаться различные измерительные приборы и приспособления (мерная линейка, весы и т.д.), а в ряде случаев допускается назначение исследования свойств и характеристик взятых проб и образцов с помощью различных химических приборов и реактивов.
Комментируемая статья Таможенного кодекса РФ допускает привлечение на стадии таможенного контроля специальных технических средств: "При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам".
Использование технических средств приводит к значительному снижению трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиро- и грузопотоков; позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств; содействует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Особое значение технические средства контроля приобретают в деле организации борьбы с контрабандой.
В учебном пособии "Технические средства в таможенном деле", выпущенном Российской таможенной академией, технические средства таможенного контроля определяются как "комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью установления соответствия содержимого объектов данным декларирующих их документов и выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу) <*>.
--------------------------------
<*> Основы таможенного дела. Вып. VI. Технические средства в таможенном деле. М., 1995. С. 5.
Выполнение каждого отдельного вида оперативных задач требует применения особых технических средств таможенного контроля:
а) для проверки таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения используются оптические увеличительные приборы (лупы с подвеской, микроскопы);
б) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения объектов контрабанды - досмотровые конвейерные рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты - флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов <*>, наборы досмотровых щупов <**>, металлоискатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов) и др.;
--------------------------------
<*> Эндоскоп досмотровый - тонкие наблюдательные оптические трубки с внутренней подсветкой контролируемых зон, позволяющие путем их введения через малые естественные отверстия в конструкциях просматривать пространства за преградами.
<**> Наборы досмотровых щупов применяются для прокалывания мягких материалов сидений, подушек, диванов и кресел кают, купе, а также тюков, мешков, коробок. Щупы играют роль пробоотборников материалов и веществ, находящихся внутри прокалываемых объемов, с целью проведения их экспресс - анализа или экспертных исследований.
в) для идентификационного экспресс - анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс - идентификаторы и др.;
г) для визуального наблюдения за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля - аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико - телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);
д) для контроля носителей аудиовидеоинформации - различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;
е) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инструмента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);
ж) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.
Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства - источники питания, зарядные устройства, приборы взвешивания, измерительные приборы и приборы дозиметрического контроля.
Часть третья комментируемой статьи Таможенного кодекса РФ закрепляет за ГТК России право определять правила проведения таможенного контроля. Реализуя это правило, ГТК России своим Приказом от 22 ноября 1999 года N 803 <*> утвердил Типовую инструкцию об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами.
--------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 2000. N 3.
В соответствии с этим правовым актом к проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, должны привлекаться сотрудники таможенных органов, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку или обучение и отвечающие морально - психологическим, профессиональным, образовательно - культурным и этическим критериям, определяемым нормативными правовыми актами ГТК России, и, как правило, владеющие иностранными языками.
При проведении таможенного контроля сотрудники таможенных органов должны быть в форменной одежде, определенной правилами ее ношения и характером выполняемой работы (парадная, повседневная или рабочая). Форменная одежда должна иметь опрятный внешний вид, особенно в случаях исполнения сотрудниками таможенных органов обязанностей, связанных с непосредственным общением с физическими лицами при контроле перемещаемых ими товаров. Допускается проведение досмотра багажа физических лиц без головного убора.
Проведение таможенного контроля сотрудниками не в форменной одежде не допускается.
К проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами, допускаются сотрудники таможенных органов, имеющие специальные звания и личные номерные печати, назначенные на соответствующую должность на основании приказа начальника таможенного органа.
С разрешения начальника таможенного органа либо его заместителя к проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами, могут допускаться сотрудники таможенных органов, принятые в установленном порядке в таможенные органы с испытательным сроком, но не имеющие специальных званий и личных печатей (стажеры). Стажеры и их наставники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за исполнение своих служебных обязанностей.
Распределение сотрудников таможенных органов по участкам работы осуществляется ежедневно руководителями подразделений (отделов) таможенных органов с учетом оперативной обстановки, профессиональной подготовки сотрудников и соответствия их вышеуказанным критериям.
Таможенный контроль за товарами должен начинаться с выяснения цели перемещения лицами товаров через таможенную границу Российской Федерации на основании имеющихся у них паспортов, виз, документов на перемещаемые товары и личных объяснений.
При возникновении конфликтных ситуаций, особенно во время проведения таможенного контроля багажа лиц, пользующихся на территории Российской Федерации таможенными льготами на основании международных договоров Российской Федерации, положений Таможенного кодекса РФ либо освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом РФ от определенных форм таможенного контроля, сотрудники таможенных органов, проводившие таможенный контроль, незамедлительно ставят в известность руководителя (начальника отдела), а в его отсутствие - начальника или заместителя начальника таможенного органа.
Досмотр товаров, перемещаемых указанными лицами, допускается только с разрешения начальника или заместителя начальника таможенного органа, которые в установленном порядке информируют региональное таможенное управление и ГТК России.
О случаях проведения досмотра товаров иностранных лиц, пользующихся на территории Российской Федерации таможенными льготами, либо о случаях задержания товаров у указанных лиц начальник таможенного органа или его заместитель незамедлительно ставит в известность в установленном порядке региональное таможенное управление и ГТК России.
Все случаи конфликтных ситуаций подлежат фиксации таможенных органов в специальных журналах.
Досмотр содержимого багажа и перемещаемых в нем товаров должен носить целевой характер.
Опрос сотрудниками таможенных органов лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, должен начинаться с приветствия. Беседа должна осуществляться в вежливой и корректной форме, по возможности, на понятном им языке.
Не допускается ведение бесед с лицами, перемещающими товары, на отвлеченные темы, не относящиеся к процессу таможенного контроля товаров, а также не должны допускаться высказывания, унижающие честь и достоинство лиц, их национальную или социальную принадлежность, вероисповедание и т.п.
Вскрытие и упаковка багажа с товарами по указанию сотрудников таможенных органов производятся лицами, перемещающими товары и представляющими их к таможенному контролю, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Досмотр товаров, перемещаемых физическими лицами, должен производиться, как правило, в выборочном порядке и исключать, по возможности, осмотр досматриваемых товаров и доступ к сведениям и объяснениям, даваемым владельцами товаров о характере и цели их перемещения, посторонними лицами.
Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля должен проводиться в строгом соответствии с Таможенным кодексом РФ и полностью исключать возможность наблюдения за его проведением посторонними лицами.
Решения о досмотре товаров, применении технических средств таможенного контроля, привлечение к контролю товаров сотрудников организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольные и иные функции в пунктах пропуска, должны применяться сотрудниками таможенных органов с учетом характера, количества и цели перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и иных обстоятельств, которые могут служить основаниями для принятия таких решений.
Исторически правила осуществления таможенного контроля формировались в рамках национальных правовых систем. Каждое государство устанавливало свои собственные правила таможенного контроля, исходя из национальных интересов и потребностей.
Единообразное и длительное применение отдельными государствами идентичных по содержанию национальных правил и требование соблюдения принципа взаимности в межгосударственных отношениях вели к формированию международно - правовых обычаев, относящихся к наиболее важным аспектам осуществления таможенного контроля.
В современных условиях государства, стремясь к упрощению таможенных формальностей и вместе с тем к повышению эффективности таможенного контроля с целью ускорения движения огромных масс пассажиро- и грузопотоков, идут по пути выработки международно - правовых договоренностей, регламентирующих процедуры таможенного контроля (например, Киотская конвенция 1973 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Чикагская конвенция 1944 года о международной гражданской авиации, касающаяся порядка проведения таможенного контроля воздушных судов, и т.д.).




Вернутся в раздел Комментарии к законам