Комментарии к законам

Статья 386. Обжалование акта о наложении взыскания и рассмотрение его в порядке контроля. Акт о наложении взыскания может быть обжалован начальнику или заместителю начальника таможенного органа Российской Федерации, должностное лицо которого составило указанный акт, в течение десяти дней со дня составления такого акта.



Решение начальника или заместителя начальника таможенного органа Российской Федерации по жалобе является окончательным и дальнейшему обжалованию в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежит.
Начальник или заместитель начальника таможенного органа Российской Федерации, должностное лицо которого составило акт о наложении взыскания, рассмотрев указанный акт в связи с жалобой или в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет взыскание без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и освобождает от ответственности лицо, на которое было наложено взыскание;
3) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и выносит постановление о заведении дела о нарушении таможенных правил или возбуждает уголовное дело о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации;
4) своим постановлением изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
О принятом решении сообщается лицу, привлеченному к ответственности за нарушение таможенных правил.
Комментарий к статье 386
Акт о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжалован лицом, в отношении которого он составлен, либо его представителем в течение десяти дней со дня его составления начальнику или заместителю начальника таможенного органа, должностное лицо которого применило упрощенную форму наложения взыскания (ст. 386 Таможенного кодекса РФ).
Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное рассматривать акты о наложении взыскания по упрощенной форме, рассмотрев такой акт в связи с жалобой, в порядке контроля, а также в порядке принесения протеста, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет взыскание без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменяет акт о наложении взыскания и освобождает лицо, на которое было наложено взыскание, от ответственности;
3) отменяет акт о наложении взыскания и выносит постановление о заведении дела о нарушении таможенных правил или возбуждает уголовное дело о преступлении, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;
4) изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил, с тем, однако, чтобы оно не было усилено (ч. 3 ст. 386 Таможенного кодекса РФ).
Все решения, кроме решения об оставлении взыскания без изменения, а жалобы - без удовлетворения, принимаются в форме постановления. О принятом решении уведомляется лицо, привлеченное к ответственности за нарушение таможенных правил.
Перечисленные решения схожи с теми, которые вправе принимать вышестоящий таможенный орган по результатам рассмотрения жалобы на постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил (о таких решениях см. анализ ст. 373 Таможенного кодекса РФ). Однако в силу особенностей упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил они имеют существенные отличия. Так, при отмене акта о наложении взыскания не принимается решение о судьбе дела ввиду его отсутствия.
Согласно статье 386 Таможенного кодекса РФ решение начальника таможенного органа по акту о наложении взыскания является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит. Данное положение прямо противоречит статье 46 Конституции РФ, предусматривающей право любого лица обжаловать в судебном порядке решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. На указанное обстоятельство внимание таможенных органов было обращено письмом ГТК России от 17 августа 1995 года N 03-17/11724 "О соблюдении требований Конституции Российской Федерации при производстве и рассмотрении дел о нарушениях таможенных правил" <*>. Безусловно, применению подлежат нормы Конституции РФ, имеющей прямое действие на всей территории Российской Федерации и приоритет по отношению к иных актам законодательства Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Опубликовано не было.
Применение статьи 386 Таможенного кодекса РФ вызывает целый ряд проблем, часть из которых будут рассмотрены ниже.
Определенные вопросы возникают при применении пункта 2 статьи 386 Таможенного кодекса РФ, предусмотревшего возможность отмены акта о наложении взыскания и освобождения лица, на которое оно было наложено, от ответственности. Подобная формулировка позволяет предположить, что в такой ситуации начальником таможенного органа принимается решение в порядке статьи 240 Таможенного кодекса РФ (подробнее о таком решении см. анализ упомянутой статьи). Однако, во-первых, названная статья применима только при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, а во-вторых, отсутствие в действиях лица, привлеченного к ответственности с использованием упрощенной формы применения взыскания, состава правонарушения или утрата возможности привлечения его к ответственности должны повлечь не освобождение от ответственности, а ее неприменение.
В случаях когда проводимая в связи с жалобой, в порядке контроля или в порядке принесения протеста проверка выявит несоблюдение условий использования упрощенного порядка привлечения лица к ответственности, выносится постановление о заведении дела о нарушении таможенных правил. Необходимо отметить, что возможность принятия такого решения порождает следующую проблему, касающуюся момента заведения дела. Статья 289 Таможенного кодекса РФ связывает заведение дела о нарушении таможенных правил и начало производства по нему исключительно с составлением протокола о нарушении таможенных правил или протокола об административном задержании. Вместе с тем из приведенного выше положения статьи 386 Таможенного кодекса РФ можно сделать неверный вывод о том, что, отменяя акт о наложении взыскания, начальник таможенного органа своим постановлением заводит дело о нарушении таможенных правил. Подобная точка зрения была высказана в Инструкции о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, утвержденной Приказом ГТК России от 20 июля 1998 года N 496 <*> (отменена в связи со вступлением в силу Инструкции о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил, утвержденной Приказом ГТК России от 10 апреля 2001 года N 349 <**>). Однако такие действия противоречили бы положениям Таможенного кодекса РФ. Думается, что законодатель, используя формулировку "выносит постановление о заведении дела", предусмотрел возможность принятия начальником таможенного органа решения о необходимости заведения дела о нарушении таможенных правил, во исполнение которого оформляется протокол о нарушении таможенных правил, дата составления которого является датой заведения дела.
Приказ ГТК РФ от 20.07.1998 N 496 "Об утверждении Инструкции о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения" утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 15.03.2001 N 257 "Об отмене Приказа ГТК России от 20.07.98 N 496". --------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 1998. N 9 (извлечение). Полный текст документа опубликован не был.
<**> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 20.
Таможенный кодекс РФ не предусматривает права вышестоящего таможенного органа принимать решения об обоснованности использования упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил. Следует, однако, упомянуть, что вышестоящими таможенными органами акты о наложении взыскания все же рассматриваются в порядке статьи 419 Таможенного кодекса РФ. Названная статья предусматривает возможность рассмотрения любых решений, действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц вышестоящими таможенными органами и должностными лицами в порядке контроля.
Раздел XI. ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Глава 52. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ ИНФОРМАЦИЕЙ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ТАМОЖЕННЫМ ВОПРОСАМ




Вернутся в раздел Комментарии к законам