При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, в ходе проведения таможенного контроля или производства таможенного оформления, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившее признаки преступления, квалифицирует в протоколе указанное противоправное деяние в соответствии со статьями 219, 220, 221 настоящего Кодекса либо со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. В этом случае начальник таможенного органа Российской Федерации или его заместитель обязан в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.
В период с момента обнаружения при проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления признаков контрабанды или иного преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, до принятия одного из указанных в части второй настоящей статьи решений должностное лицо таможенного органа Российской Федерации проводит проверку по данному факту в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил.
Комментарий к статье 300
В процессе осуществления правоохранительной деятельности таможенные органы выявляют не только административные правонарушения, но также и противоправные деяния с более серьезной степенью общественной опасности - уголовные преступления. Таможенный кодекс РФ устанавливает полномочия таможенных органов в случаях обнаружения их должностными лицами признаков преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции данных государственных органов, решать вопрос о возбуждении уголовных дел.
В соответствии с пунктом 9 статьи 117 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР к ведению таможенных органов отнесено дознание по делам о преступлениях, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса РФ: 188 (Контрабанда), 189 (Незаконный экспорт технологий, научно - технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники), 190 (Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран), 193 (Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) и 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей). При обнаружении признаков иных преступлений таможенные органы не вправе самостоятельно делать вывод о наличии либо отсутствии повода и основания для возбуждения уголовного дела и могут лишь направить материалы, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния, по подследственности. Так, например, нередко по делам о нарушениях таможенных правил устанавливаются факты подделки документов. Ответственность за подобные противоправные деяния установлена статьей 327 Уголовного кодекса РФ, следовательно, таможенный орган не может самостоятельно возбудить уголовное дело по такому факту.
Часть 1 комментируемой статьи оговаривает, что вопрос о возбуждении уголовного дела, признаки которого обнаружены в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил, решается таможенным органом в порядке, предусмотренном статьями 223 и 365 Таможенного кодекса РФ <*>.
--------------------------------
<*> О возбуждении уголовных дел таможенными органами см. также комментарии к данным статьям Таможенного кодекса РФ.
Часть 2 статьи 300 Таможенного кодекса РФ установила, что в случае обнаружения признаков преступлений, производство дознания по которым относится к компетенции таможенных органов, в ходе производства таможенного оформления или таможенного контроля должностное лицо таможенного органа, непосредственно обнаружившее такое преступление, квалифицирует его в соответствии со статьями 219 - 221 Таможенного кодекса РФ <*> либо статьей Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за данное противоправное деяние. Следует, однако, отметить, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 года N 5223-1 "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" <**> упомянутые статьи Таможенного кодекса РФ вступают в силу только после внесения соответствующих изменений в нормы Уголовного кодекса РФ. Поскольку до настоящего момента данное условие не выполнено, статьи 219 - 221 Таможенного кодекса РФ не вступили в силу. Уголовный кодекс РФ остается пока единственным законодательным актом, закрепляющим закрытый список уголовно наказуемых деяний. Таким образом, квалификация преступных деяний осуществляется таможенными органами в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ.
--------------------------------
<*> Приведенные статьи определяют объективные стороны таких уголовных преступлений, как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и незаконные валютные операции.
<**> Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 31. Ст. 1226.
Пунктом 20 Типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 16 мая 2001 года N 442, уточнено, что должностное лицо таможенного органа, обнаружившее в ходе производства таможенного оформления и таможенного контроля признаки преступления, дознание по которому отнесено к компетенции таможенных органов, самостоятельной квалификации противоправного деяния не осуществляет. О факте выявления признаков уголовно наказуемого деяния в письменном виде уведомляется начальник специализированного подразделения таможенного органа, к компетенции которого относится ведение уголовного расследования (отдела дознания, отдела по борьбе с контрабандой и т.п.).
После обнаружения таможенным органом признаков преступлений, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса РФ, в течение трех суток, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток начальник таможенного органа обязан принять в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством РФ одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче материалов о преступлении по подследственности.
Частью 3 рассматриваемой статьи Таможенного кодекса РФ установлено, что с момента обнаружения признаков преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, и до принятия начальником таможенного органа одного из приведенных решений проверка факта противоправного деяния осуществляется в порядке производства по делу о нарушении таможенных правил. Таким образом, обеспечивается проведение в рамках административного расследования неотложных процессуальных действий, проведение мероприятий, способствующих закреплению следов правонарушения и обеспечению производства (к примеру, изъятие вещественных доказательств). Также в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил в подобном случае могут быть получены дополнительные доказательства, подтверждающие уголовно наказуемый характер выявленного правонарушения либо свидетельствующие об обратном. Например, подобным доказательством может служить проведенная по делу о нарушении таможенных правил оценочная экспертиза, если квалифицирующим признаком преступления является стоимость предмета преступления.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 300. Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при выявлении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации. При наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, если они выявлены в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в порядке, предусмотренном статьями 223, 365 настоящего Кодекса.
Вернутся в раздел Комментарии к законам