Комментарии к законам

Статья 279. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 258, 262, 263, 274, 275, 276, 277, 278 и 282 настоящего Кодекса, при отсутствии признаков контрабанды -



влечет наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.
Заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом Российской Федерации решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, -
влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Комментарий к статье 279
Статьей 279 Таможенного кодекса РФ предусмотрена ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств.
Практика показывает, что применение данной статьи вызывает большую сложность и множество вопросов. В то же время она является незаменимым "помощником" таможенных органов в случае, когда имеются какие-либо сомнения в правильности квалификации деяний лиц по другим статьям Таможенного кодекса РФ или вообще в правильности привлечения их к ответственности за нарушение таможенных правил.
Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть за незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Пожалуй, наибольшее количество споров вызывает формулировка, примененная законодателем при определении одного из квалифицирующих признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ, - недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Если точно следовать понятию перемещения, закрепленному в статье 18 Таможенного кодекса РФ, указанная часть не может применяться при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, так как их перемещение в данном случае приравнивается к фактическому пересечению таможенной границы Российской Федерации. Даже пограничные таможни и таможенные посты находятся в нескольких десятках, а то и сотнях километров от таможенной границы Российской Федерации. Естественно, что говорить в таком случае об осуществлении какого-либо декларирования при перемещении невозможно. Более того, обязанность декларировать товары и транспортные средства возникает у лица уже после осуществления их перемещения в смысле статьи 18 Таможенного кодекса РФ. Исходя из этого в целях применения части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ перемещение рассматривается не как одномоментное действие, а как процесс движения товаров и транспортных средств из третьих стран в Российскую Федерацию.
Согласно статье 168 Таможенного кодекса РФ декларированию таможенному органу подлежат:
- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации;
- товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется;
- другие товары и транспортные средства в случаях, определенных актами законодательства Российской Федерации.
Таким образом, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации является лишь одним из юридических фактов, с которыми связано наступление обязанности декларировать товары и транспортные средства. К примеру, статьей 51 Таможенного кодекса РФ определено, что в случае ликвидации таможенного склада товары, находящиеся на складе, подлежат повторному таможенному оформлению. Исходя из диспозиции части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ ответственность по ней будет наступать исключительно за недекларирование перемещаемого имущества.
Часто допускаемой ошибкой при привлечении лиц к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ является неверное определение субъекта правонарушения.
При декларировании товаров и транспортных средств лица, их перемещающие, нередко прибегают к использованию услуг таможенных брокеров (декларантов на основе договора). В соответствии с таможенным законодательством в качестве таможенного брокера рассматривается коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (ст. 157 Таможенного кодекса РФ, п. 1.2 Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного Приказом ГТК России от 15 июня 1998 года N 392 <*>). Декларантом на основе договора являлась организация, признававшаяся таможенным органом в качестве декларанта, осуществлявшая декларирование товаров и транспортных средств на договорной основе до введения в действие института таможенных брокеров (Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через Государственную границу СССР, утвержденное Приказом ГУГТК СССР от 18 августа 1989 года N 137 <**>). Данной категории лиц запрещено осуществлять деятельность на рынке услуг в сфере таможенного оформления и таможенного контроля только с октября 1999 года (Приказ ГТК России от 1 октября 1999 года N 665 "О мерах по упорядочению деятельности в сфере оказания услуг по таможенному делу" <***>).
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 17.
<**> Опубликовано не было.
<***> Таможенный вестник. 1999. N 21.
Однако привлечение указанных выше посредников к ответственности за недекларирование товаров и транспортных средств не всегда обоснованно. Таможенные органы мотивируют подобные действия весьма нелепо - кто же еще должен производить декларирование? Однако само наименование данного участника таможенных правоотношений еще не говорит о том, что на нем лежит обязанность подать декларацию на товары и транспортные средства, поступившие в адрес другого лица. Согласно нормативным правовым актам по таможенному делу в качестве декларанта может выступать только лицо, перемещающее товары, либо таможенный брокер (декларант на основе договора). Однако последний является посредником между лицом, перемещающим товары, и таможенным органом и не имеет права производить таможенное оформление товаров по собственной инициативе. Такое право делегируется ему лицом, перемещающим товары при заключении договора об оказании услуг по производству таможенного оформления. При отсутствии такого договора таможенный брокер (декларант на основе договора) не только не обязан декларировать товары, но и не имеет права производить такое действие.
По этой же причине необоснованно привлечение к ответственности за недекларирование последнего владельца товара, перемещенного через таможенную границу Российской Федерации: лицо, имеющее в собственности такой товар на момент заведения дела о нарушении таможенных правил, не обязательно является лицом, переместившим его через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с положениями таможенного законодательства субъектом ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ (в части недекларирования товаров и транспортных средств) является лицо, инициировавшее перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 172 Таможенного кодекса РФ).
В то же время ответственность за недостоверное декларирование несет лицо, которое фактически заполнило таможенную декларацию (а при подаче грузовой таможенной декларации (лицо, сведения о котором указаны в графе 14), в том числе и таможенный брокер (декларант на основе договора), поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние. Привлечение к ответственности лица, перемещающего товары, неправомерно, поскольку в его действиях отсутствует объективная сторона нарушения таможенных правил. Кроме того, как следует из статьи 172 Таможенного кодекса РФ, декларант несет в полном объеме ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом РФ, независимо от того, является ли он лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, либо таможенным брокером. При этом ответственность наступает даже в том случае, когда недостоверные сведения заявлялись на основании документов, представленных лицом, перемещающим товары. Таможенный брокер (декларант на основе договора) имеет право в судебном порядке возместить ущерб, причиненный ему лицом, перемещающим товары, представлением ненадлежащих документов.
С 1998 года при применении таможенными органами ответственности за нарушения таможенных правил сложилась практика привлечения лиц за недекларирование товаров в случае, когда таможенная декларация подавалась, однако по тем или иным причинам выпуск товаров был запрещен.
Мотивируются подобные решения нормами Типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 16 мая 2001 года N 442 <*>. Согласно пункту 26 указанных Правил после принятия таможенным органом решения о невыпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом лицо, перемещающее товары, до истечения предельного срока временного хранения может поместить товары под другой таможенный режим. Таким образом, делается вывод о том, что неподача впоследствии таможенной декларации и неосуществление процедуры помещения товара под какой-либо иной таможенный режим свидетельствуют о наличии признаков недекларирования товаров.
--------------------------------
<*> Таможенный вестник. 2001. N 12.
Приведенная логическая конструкция представляется недостаточно обоснованной. В силу части 2 статьи 175 Таможенного кодекса РФ с момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Происходит, если можно так сформулировать, легализация данного документа, ему придается юридическая сила. В отличие от актов гражданско - правового характера таможенная декларация не может быть признана недействительной. В связи с этим процедура запрета выпуска товаров по поданной таможенной декларации не свидетельствует о признании несостоявшимся самого факта декларирования. Правовые последствия такого решения состоят исключительно в том, что товары, заявленные в таможенной декларации, не приобретают статуса оформленных в таможенном отношении. Следовательно, вывод о недекларировании товаров, в отношении которых ранее подавалась таможенная декларация, запрещенная к выпуску, нельзя признать правомерным.
Необходимо указать, что причиной возникновения приведенной практики послужило признание не соответствующей Конституции РФ статьи 266 Таможенного кодекса РФ, предусматривавшей ответственность за непринятие мер по обеспечению выпуска товаров и транспортных средств, срок временного хранения которых на складе временного хранения истек <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее о данном решении Конституционного Суда РФ см. комментарий к ст. 266 Таможенного кодекса РФ.
В правоприменительной практике возникал вопрос о том, будет ли являться недекларированием неподача в установленные законом сроки полной таможенной декларации в случаях использования временного, неполного или периодического декларирования. Несмотря на то обстоятельство, что перечисленные документы согласно статьям 177 и 178 Таможенного кодекса РФ имеют наименование таможенных деклараций, они не содержат всех необходимых сведений об оформляемых товарах, предусмотренных статьей 169 Таможенного кодекса РФ. Цель их применения состоит как раз в заявлении таможенному органу неполных и (или) неконкретных данных о товарах, при условии последующего представления недостающей информации.
Между тем представляется, что неполнота заявляемых таможенному органу сведений не может служить достаточным основанием для вывода о том, что использование временных, неполных или периодических деклараций не является декларированием. В отдельных случаях действующее таможенное законодательство предусматривает возможность заявления неточных или неполных сведений также при осуществлении обычного порядка декларирования. Так, Положением о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 5 января 1994 года N 1, предусмотрена возможность временной (условной) оценки декларируемых товаров с предоставлением впоследствии документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость (п. 1.3, 2.10).
В связи с изложенным наиболее правильным при рассмотрении приведенной проблемы представляется исходить из комплексного анализа положений нормативных правовых актов по таможенному делу, регламентирующих порядок применения временных, неполных и периодических деклараций. Статьи 177 и 178 Таможенного кодекса РФ отнесены законодателем к главе 26 "Декларирование". Часть 2 статьи 169 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что форма и порядок декларирования, а также перечень необходимых для таможенных целей сведений определяются ГТК России. Из смысла Положения о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций, утвержденного Приказом ГТК России от 17 апреля 2000 года N 299 <*>, использование данных документов рассматривается как особый порядок письменного декларирования товаров и транспортных средств. Следовательно, привлечение лиц к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ за непредставление недостающих (уточненных) сведений к временной, неполной или периодической декларации неправомерно. Ответственность за данное правонарушение должна наступать по статье 263 Таможенного кодекса РФ (Нарушение сроков представления таможенной декларации, документов или дополнительных сведений).
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 24.
Проблемным также является вопрос о привлечении лиц к ответственности по фактам недекларирования иностранных морских судов, арендуемых российскими лицами по договорам бербоут - чартера. В этой связи необходимо отметить, что для правильной квалификации деяния существенное значение имеет установление статуса морского судна при его первоначальном и последующих перемещениях через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса РФ под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (п. 1), за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (п. 4). Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортными средствами - то имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Аналогичная норма содержится в статье 2 Федерального закона от 7 июля 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Согласно статье 168 Таможенного кодекса РФ товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу. При этом статья 179 Таможенного кодекса РФ закрепляет возможность установления упрощенного порядка декларирования. Пунктом 2.3 Приказа ГТК России от 16 декабря 1998 года N 848 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" <*> предусмотрено, что транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, декларируются путем представления в таможенный орган транспортных (перевозочных) документов, предусмотренных международными конвенциями, транспортными уставами и кодексами, иными законами и принятыми в соответствии с ними правилами.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 7.
Таким образом, если морское судно при перемещении через таможенную границу Российской Федерации используется для целей международной перевозки пассажиров или товаров, оно декларируется как транспортное средство в упрощенном порядке, т.е. без подачи грузовой таможенной декларации. В случае же, когда морское судно перемещается через таможенную границу Российской Федерации, выступая предметом договора гражданско - правового характера, оно является товаром и подлежит декларированию с применением грузовой таможенной декларации.
Учитывая изложенное, недекларирование как товара с применением грузовой таможенной декларации морского судна, используемого для международных перевозок пассажиров и товаров, не образует состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ.
До недавнего времени декларирование товаров и транспортных средств осуществлялось в письменной либо в устной форме. Однако Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 года N 38, было введено понятие конклюдентного декларирования, породившее немало проблем и споров.
Указанной Инструкцией в качестве общего правила установлено, что декларирование перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров производится в конклюдентной форме. Исключение составляют товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже, пересылаемые товары, а также товары, подлежащие в соответствии с Инструкцией обязательному письменному декларированию. Пунктом 1.1 данного нормативного правового акта понятие конклюдентного декларирования раскрыто как "форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию". Данное положение фактически продублировано пунктом 2.3 Инструкции, согласно которому незаявление физическим лицом по установленной письменной форме о наличии у него товаров, подлежащих письменному декларированию, рассматривается как его заявление об отсутствии у него таких товаров.
Из приведенных норм можно сделать следующий вывод: конклюдентное декларирование предполагает заявление сведений не о товарах, подлежащих декларированию в такой форме, а об отсутствии товаров, подлежащих декларированию таможенному органу в письменном виде. Таким образом, нужно признать, что перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товары, на которые не распространяется требование об обязательном письменном декларировании, в строгом понимании этого термина вообще не декларируются таможенному органу, поскольку сведения о них не заявляются. Именно в этом и выражается конклюдентное действие - в умолчании о товарах, перемещаемых в льготном, упрощенном порядке.
На первый взгляд такая идея несколько абсурдна, поскольку позволяет предположить отсутствие контроля за определенной категорией товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Однако это не совсем верно. Разработка порядка конклюдентного декларирования была направлена в первую очередь на ускорение процедуры таможенного оформления и таможенного контроля в таможенных пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации путем исключения из перечня товаров, подлежащих обязательному таможенному контролю товаров, в отношении которых не применяются меры тарифного и нетарифного регулирования. В то же время при осуществлении своих функций таможенный орган вправе осуществлять таможенный контроль в отношении любых товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, независимо от формы их декларирования.
Таким образом, в связи с изложенным логичным будет вывод, что привлечение физических лиц к ответственности за незаявление таможенному органу сведений о не предназначенных для коммерческой деятельности товарах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих декларированию в конклюдентной форме, по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ неправомерно. В такой ситуации будет отсутствовать само событие административного правонарушения, поскольку подобное незаявление и расценивается действующими нормативными правовыми актами по таможенному делу как декларирование в конклюдентной форме.
Рассматривая вопрос конклюдентного декларирования, нельзя обойти вниманием те ситуации, когда физическое лицо, воспользовавшись своим правом, предусмотренным пунктом 2.5 Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности <*>, все же декларирует перемещаемый им личный сопровождаемый багаж с использованием бланка декларации ТД-6. При этом наибольшие противоречия вызывает вопрос о необходимости указания в соответствующей графе таможенной декларации сведений о всей перемещаемой наличной валюте (иностранной и российской).
--------------------------------
<*> Пункт 2.5 Инструкции устанавливает возможность, по усмотрению лица, перемещающего товары, декларировать в письменной форме товары, не включенные в перечень подлежащих обязательному письменному декларированию.
Здесь следует отметить, что в перечень товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, не включена ввозимая наличная иностранная валюта, вывозимая валюта Российской Федерации в размере, не превышающем 500 минимальных размеров оплаты труда, и вывозимая иностранная валюта в размере, не превышающем в эквиваленте 1500 долларов США.
По мнению многих таможенных органов, в данном случае лицо, избрав письменную форму декларирования, обязано соблюдать установленные правила такого декларирования, то есть заявить точные сведения о всех перемещаемых товарах (в том числе и о валюте, данные о которой подлежат внесению в отдельную графу ТД-6). В случае же нарушения такой обязанности (незаявления о наличии денежных средств либо их части) лицо подлежит ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ.
Между тем представляется, что в таком случае происходит ничем не обоснованная подмена двух обязанностей: обязанности декларировать перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары и обязанности соблюсти порядок заполнения таможенной декларации. Привлечение лица к ответственности за реализацию его права ненадлежащим образом представляется неправомерным. Аналогичным образом заинтересованное лицо, реализовавшее свое право, установленное частью 2 статьи 118 Таможенного кодекса РФ, и уплатившее в пользу третьего лица таможенные платежи, не может быть привлечено к ответственности по факту их неуплаты в полном объеме.
Как уже указывалось выше, для товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, установленной формой декларирования является конклюдентная форма. Если имущество, сведения о котором (либо о его части) не внесены в таможенную декларацию, не относится к товарам, подлежащим заявлению таможенному органу в письменной форме, оно в силу указанной выше Инструкции является декларированным в конклюдентной форме. Следовательно, сам по себе факт, что при выезде лицо по тем или иным причинам избрало письменную форму декларирования (по собственному желанию либо в связи с наличием в багаже иных товаров, подлежащих письменному декларированию), не порождает обязанности заявить полные и точные сведения по такой форме и о наличии иностранной валюты (если ее размер не превышает в эквиваленте 1500 долларов США). В силу этого оно не может быть привлечено за недекларирование таких денежных средств (либо их части).
В связи с приведенным нельзя не оговориться, что в случае вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США включительно, такие денежные средства подлежат обязательному письменному декларированию в полном объеме. В случае их недекларирования сумма, эквивалентная 1500 долларов США, из непосредственного объекта правонарушения не исключается.
Официальная позиция ГТК России по вопросам применения ответственности за недекларирование валюты приведена в письме от 8 июня 2001 года N 01-06/22720 "О квалификации правонарушений при перемещении физическими лицами валюты через таможенную границу" <*>.
--------------------------------
<*> Опубликовано не было.
При применении части 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ нередко возникает вопрос: что является недостоверным декларированием товаров и транспортных средств, а что - их недекларированием? На практике под недостоверным декларированием понимается заявление не соответствующих действительности сведений о характеристиках товаров и транспортных средств, например, об их наименовании, форме, стоимости, лице, их перемещающем. Недекларированием же признается бездействие, выражающееся в незаявлении сведений о наличии товаров и транспортных средств. Например, через таможенную границу Российской Федерации перемещены и компьютерное оборудование, и справочная литература, классифицируемые по ТН ВЭД России в разных товарных позициях, а сведения заявлены только о компьютерном оборудовании. В данном случае имеет место не недостоверное декларирование товара в виде компьютерного оборудования и справочной литературы, а недекларирование справочной литературы, которая и будет являться непосредственным объектом нарушения таможенных правил.
В соответствии с письмом ГТК России от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 "О направлении рекомендаций" заявление недостоверных сведений о количестве перемещаемого товара следует рассматривать как незаявление в таможенной декларации сведений о части перемещаемых товаров, то есть как недекларирование.
В практике таможенных органов при привлечении лиц к ответственности за недостоверное декларирование неоднократно возникал вопрос о том, каковы критерии для разграничения одного и нескольких фактов недостоверного декларирования. Имеются в виду ситуации, когда лицом подается одна таможенная декларация, в различных графах которой заявлены недостоверные сведения об оформляемом товаре. К примеру, неверно определена таможенная стоимость товара, его код по ТН ВЭД России, а также указаны недостоверные данные о таможенном органе, в зоне деятельности которого происходило пересечение таможенной границы Российской Федерации. Имеют ли в приведенной ситуации место три различных события правонарушения либо факт все же один: заявление недостоверных сведений различного характера и степени важности относительно одного товара?
Думается, для разрешения данного вопроса необходимо исходить из того, что понимается действующим законодательством под декларированием. Как уже упоминалось, этот процесс представляет собой заявление таможенному органу определенного перечня сведений по установленной форме. В рассматриваемом случае такое заявление осуществлено в письменной форме путем подачи таможенной декларации. Таким образом, имел место один факт заявления сведений о товаре - подача таможенной декларации. То обстоятельство, какие именно сведения были заявлены таможенному органу недостоверно, должно влиять исключительно на размер взыскания за совершенное нарушение таможенных правил.
Однако следует отметить, что сделанный вывод приводит к проблеме квалификации противоправного деяния. Дело в том, что ответственность за недостоверное декларирование установлена несколькими статьями Таможенного кодекса РФ: частью 1 статьи 279, частью 2 статьи 279 и статьей 282. При этом разграничение ответственности по данным статьям осуществляется на основании характера несоответствующих действительности сведений, заявленных таможенному органу, и последствий такого недостоверного декларирования. Так, часть 2 статьи 279 Таможенного кодекса РФ предусматривает ответственность за заявление недостоверных сведений, не влияющих, в частности, на размер подлежащих уплате таможенных платежей, а статья 282 Таможенного кодекса РФ, напротив - дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Принимая за основу утверждение, что заявление в одной таможенной декларации нескольких различных по характеру и последствиям недостоверных сведений является одним фактом нарушения таможенных правил, следует признать, что и квалифицировано это противоправное деяние должно быть по какой-либо одной статье Таможенного кодекса РФ. Однако это невозможно в силу указанных выше положений Таможенного кодекса РФ, дифференцирующих ответственность за недостоверное декларирование.
С другой стороны, в случае декларирования по одной таможенной декларации нескольких товаров (например, с использованием добавочных листов) согласно статьям 168 и 169 Таможенного кодекса РФ таможенному органу заявляются сведения о каждом из этих товаров, хотя и посредством одного документа. Сказанное в свою очередь приводит к прямо противоположному выводу - с подачей одной таможенной декларацией может быть связано несколько фактов нарушений таможенных правил.
В настоящее время разрешить приведенную выше проблему имеющимися правовыми средствами не представляется возможным. Она требует разрешения на законодательном уровне. Следует лишь указать, что на практике таможенные органы в большинстве случаев исходят из того, что количество фактов недостоверного декларирования равно количеству характеристик товаров, о которых заявлены не соответствующие действительности сведения, независимо от того, подана ли одна таможенная декларация или несколько, а также от того, какое количество недостоверных сведений содержится в одной таможенной декларации.
Часть 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ применяется, за исключением случаев, предусмотренных статьями 258, 262, 263, 274, 275, 276, 277, 278 и 282 Таможенного кодекса РФ, а также при отсутствии признаков контрабанды (ст. 188 Уголовного кодекса РФ).
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ, влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 200 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, с возможностью применения необязательного дополнительного взыскания в виде конфискации таких товаров и транспортных средств, взыскания их стоимости либо отзыва лицензии или квалификационного аттестата.
За заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, ответственность наступает по части 2 статьи 279 Таможенного кодекса РФ.
Обязательным признаком объективной стороны нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 рассматриваемой статьи, является отсутствие причинно - следственной связи между недостоверным декларированием и самим перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещением их под запрашиваемый таможенный режим или начислением таможенных платежей. Состав данного правонарушения образует заявление в декларации исключительно таких недостоверных сведений, которые не только не повлияли, но и не могли повлиять на принятие таможенным органом указанных решений. В противном случае в действиях лица усматриваются признаки состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса РФ.
Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 279 Таможенного кодекса РФ, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до 3-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.




Вернутся в раздел Комментарии к законам