2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого - педагогических методов.
3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально - техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 110
1. Основными направлениями воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы являются нравственное воспитание, правовое, трудовое и физическое. Нравственное воспитание имеет давние исторические истоки, восходящие ко временам царской тюремной системы, где оно выступало в качестве нравственно - религиозного - основного идеологического средства формирования правопослушной и богобоязненной личности. Формы нравственного воспитания многообразны и главным образом основаны на использовании интеллектуального богатства исторической и современной культуры.
Правовое воспитание призвано формировать правопослушную личность на основе усвоения требований закона и норм человеческого общежития. В этом деле широко и повсеместно используются такие формы, как юридические консультации, открытые судебные заседания непосредственно в исправительных учреждениях, приемы осужденных по личным вопросам и т.п.
Трудовое воспитание - одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения возможности использовать его умственный, физический и профессиональный потенциал. Кроме того, оно должно учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость профессиональной подготовки с учетом перспектив их устройства на работу после освобождения, а также их трудового использования на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.
Физическое воспитание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. Основными его формами являются ежедневная физическая зарядка, различные спортивные кружки и спортивные соревнования.
2. Условия исполнения и отбывания наказания существенно различаются не только по видам учреждений мест лишения свободы, но и в учреждениях одного и того же режима. Различная степень внешней и внутренней изоляции, условий содержания осужденных, обеспечения за ними надзора предопределяют характер и возможность применения индивидуальных, групповых и массовых форм воспитательной работы. Индивидуальная работа, выступая в ряде случаев в качестве основной, включает изучение состава осужденных, их классификацию; основным источником являются личные дела осужденных. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.
Законодатель ввел понятие групповых и массовых форм воспитательной работы в местах лишения свободы без четко обозначенного критерия их отличия друг от друга. По всей вероятности, эти отличия весьма условны, ибо одна и та же форма может быть названа и групповой, и массовой, независимо от численности охваченных ею осужденных. Теория и практика за многие годы функционирования исправительных учреждений выработали, апробировали и закрепили следующие формы групповой и массовой воспитательной работы: собрания осужденных; лекции, доклады, беседы и информации; диспуты, тематические и литературные вечера; вечера вопросов и ответов по различной тематике; викторины, киновикторины, радиолектории; многотиражные и стенные газеты и наглядная агитация и др.
3. Необходимым условием проведения и повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является кадровое и методическое ее обеспечение, наличие материально - технической базы, способной хотя бы в минимальной мере создать условия занятости осужденных полезными делами в свободное от работы и иных занятий время, удовлетворять их интеллектуальные запросы. В настоящее время в сфере организации воспитательной работы непосредственно заняты около 8 тыс. начальников отрядов, немногим более 700 заместителей начальников исправительных колоний по воспитательной работе и свыше 500 старших инструкторов. Состояние материальной базы воспитательной работы в современных условиях характеризуют следующие показатели: в уголовно - исполнительной системе почти во всех учреждениях функционируют клубы для осужденных, многие из которых по уровню организации работы значительно превосходят территориальные гражданские клубы; в учреждениях организована работа 1272 библиотек, книжный фонд которых насчитывает 3551200 экз. различного рода изданий; для осужденных издается 48 многотиражных газет общим тиражом 112000 экз.; почти 65% отрядов располагают комнатами отдыха и проведения воспитательной работы.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. 1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Вернутся в раздел Комментарии к законам