Комментарии к законам

Статья 103. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы. 1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.



2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.
4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.
6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.
Комментарий к статье 103
1. УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Относительно этого были различные мнения, в том числе предлагалось вообще изъять из закона такую обязанность, а предоставлять работу лишь в качестве поощрения осужденных или по их желанию. Одним из мотивов подобных предложений является исключительная сложность изыскания рабочих мест для осужденных в условиях глубокого экономического кризиса и безработицы. Однако задачи исправления осужденных оказались более значимыми, что и обусловило закрепление в законе данной обязанности.
Как свидетельствуют наука и практика, воспитательные возможности труда исключительно многообразны, их реализация благоприятно воздействует на личность человека по многим направлениям. Экономическая целесообразность для осужденных, их близких и общества в целом также предопределяет необходимость привлечения этих лиц к труду. Достаточно сказать, что после августовского кризиса 1998 г., когда в течение почти трех месяцев уголовно - исполнительная система практически не финансировалась (на питание осужденных из бюджета выделялось менее одного рубля в день), она тем не менее выстояла за счет доходов, получаемых от производственной деятельности осужденных, которые были полностью израсходованы на жизнеобеспечение системы.
Обязанность осужденных трудиться является специфической, она создает правовую основу для воздействия на них специальными мерами, в том числе и специфической ответственности в случае уклонения или отказа от труда. Осужденные, кроме того, должны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Обязанность указанных лиц трудиться не только не противоречит, но и полностью соответствует международным стандартам обращения с осужденными.
2. На администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к общественно полезному труду, т.е. их трудоустройство. При этом необходимо учитывать пол, возраст, состояние здоровья, трудоспособность осужденных и, по возможности, их специальность. Такие обстоятельства еще больше осложняют задачу сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест в современных условиях. Ее решение затрудняется и постоянным ростом численности осужденных в местах лишения свободы. К чести уголовно - исполнительной системы даже в таких условиях количество безработных осужденных не возрастает, оставаясь вот уже ряд лет на уровне 16 - 18% к общему числу осужденных. Ежегодно УИС изыскивает, создает дополнительно 8 - 10 тыс. новых рабочих мест, однако постоянный прирост численности осужденных сводит на нет все усилия персонала положительно разрешить проблему безработицы осужденных. Руководство УИС в начале 90-х гг. взяло курс не на развертывание в системе учебно - вспомогательного, необходимого прежде всего для собственных нужд, труда осужденных, а на сохранение всевозможного производительного труда, т.е. решило войти в рыночные отношения полноправным партнером, что в мировой практике не культивируется в силу конкуренции и наличия безработицы; мировое сообщество обычно болезненно реагирует на факты конкурентной борьбы на рынке товаров, произведенных трудом осужденных. В целях более успешного решения поставленной задачи уголовно - исполнительная система структурно перестроилась, учитывая рыночный характер экономики.
3. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при обеспечении надлежащей охраны и изоляции данного контингента. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. По крайней мере, Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" детально регламентирует формы трудового использования осужденных. Это прежде всего собственные производства учреждений, исполняющих наказания. Закон предоставил им исключительно широкие права, вплоть до осуществления внешнеэкономической деятельности. Учреждения, исполняющие наказания, могут участвовать в деятельности предприятий смешанной формы собственности на правах учредителей, акционеров или вкладчиков с назначением их представителя в совет директоров (за исключением должностей исполнительных директоров).
Кроме того, осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно - правовых форм, не входящих в уголовно - исполнительную систему и расположенных как на территории учреждений, исполняющих наказания, так и за ее пределами. Такое привлечение к труду осуществляется на основе договора (контракта), заключаемого руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий, в котором определяются обязательства сторон и ответственность за их несоблюдение. Осужденные могут быть заняты и выполнением тех работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, которые являются оплачиваемыми и осуществляются на постоянной основе согласно штатному расписанию. Осужденные могут заниматься предпринимательством в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания товариществ с ограниченной ответственностью. Существует специальная Инструкция по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, в которой детально изложены порядок и условия ее осуществления. Однако подобная форма трудовой деятельности осужденных пока не привилась.
При индивидуальной трудовой деятельности осужденным запрещаются: производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия; изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих или ядовитых веществ; переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов; лечение больных, страдающих опасными инфекционными, онкологическими заболеваниями, а также психическими расстройствами в агрессивных формах; производство ликероводочных, иных алкогольных напитков и табачных изделий; изготовление орденов и медалей; ремонт и производство множительной, радиотехнической, телефонной, телефаксной техники; изготовление колюще - режущих предметов.
4. Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. Осужденные мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, а также инвалиды I или II группы привлекаются к труду по их желанию. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду согласно законодательству Российской Федерации о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы с соблюдением необходимых правил по их изоляции и охране.
5. Комментируемая статья сохранила требование о том, чтобы производственная деятельность осужденных не препятствовала процессу их исправления. Тем самым подчеркнута основная задача органов и учреждений, исполняющих наказания, - исправление осужденных. Снятие многих имевшихся ранее ограничений в условиях труда осужденных обусловило возможность более последовательно решать данную задачу. Этому же в значительной степени способствует отсутствие жесткого централизованного планирования и как результат - неизменная авральность при выполнении предусмотренных планом работ. Незагруженность производственных мощностей многих предприятий уголовно - исполнительной системы, неполный рабочий день и неполная рабочая неделя превращают труд осужденных не в желанное для них занятие, обеспечивающее постоянный заработок, а в полусвободное времяпровождение, когда при желании можно и не уклоняться от работы открыто. В определенной мере это обусловило и то, что сейчас в местах лишения свободы проблема отказа осужденных от работы не стоит (а ранее это было массовое явление), хотя в данном случае большое значение имеют экономические стимулы (желание получать заработок).
6. Помимо ограничений видов индивидуальной трудовой деятельности осужденных имеются ограничения по видам работ и должностей, на которых запрещается использовать их труд. Перечень таких работ и должностей устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно этому перечню запрещается использовать осужденных на работах: в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях министерств и управлений внутренних дел; в войсковых штабах и подразделениях, где размещается личный состав, находятся оружие, служебные документы. Запрещается также работа осужденных с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой, а также связанная: с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ; с подчинением осужденным вольнонаемных работников; использованием осужденных в качестве водителей оперативных машин, продавцов, бухгалтеров - операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами и хранилищами со сложным и дорогостоящим оборудованием.
7. Комментируемая статья содержит ранее неизвестную законодательству норму о запрещении осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Это требование вытекает из специфической обязанности осужденных трудиться, которая запрещает и отказываться от работы, и самовольно прекращать ее, в том числе для разрешения возникающих трудовых конфликтов. Отказ от работы или ее самовольное прекращение являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь меры взыскания и материальную ответственность (см. комментарий к ст. 102).




Вернутся в раздел Комментарии к законам