Комментарий к статье 21
1. Учреждения и органы, исполняющие наказания, входят в настоящее время в структуру Министерства юстиции РФ и Министерства обороны РФ.
Министерство юстиции РФ осуществляет руководство судебными приставами - исполнителями, на которых возложено исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества, а также учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни и осуществляющими контроль за поведением условно осужденных.
Министерство обороны РФ руководит дисциплинарными воинскими частями, командованием гарнизонов на гауптвахтах или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, командованием воинских частей, исполняющих наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих.
В комментируемой статье в общей форме предусмотрено право вышеназванных министерств, их структурных подразделений и должностных лиц осуществлять контроль за деятельностью подчиненных им учреждений и органов, исполняющих наказания. Более полно содержание и объем контрольных полномочий определены в иных федеральных законах и ведомственных нормативных правовых актах.
2. Нормы о ведомственном контроле за деятельностью судебных приставов - исполнителей содержатся в Федеральных законах "О судебных приставах" от 4 июня 1997 г. N 118-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590), "Об исполнительном производстве" от 4 июня 1997 г. N 119-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591), а также в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. (Российская газета. 1999. 5 авг.), в ряде приказов Министерства юстиции РФ.
Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции - главным судебным приставом Российской Федерации. В эту службу входят:
Департамент судебных приставов Минюста РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;
служба судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;
службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами этих субъектов;
районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно - территориальному делению субъектов Российской Федерации, подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.
Перечисленные руководители судебных приставов и их аппараты в установленном порядке контролируют деятельность подчиненных им нижестоящих приставов. Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права в соответствии с законом и не ущемлять в своей деятельности права и законные интересы граждан и организаций. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации наделены правом рассматривать жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности.
3. Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно - исполнительной системы осуществляется Министерством юстиции РФ, центральным органом управления уголовно - исполнительной системы - Главным управлением исполнения наказаний Минюста России и территориальными органами управления уголовно - исполнительной системы - главными управлениями и управлениями исполнения наказаний Минюста РФ по субъектам Российской Федерации. Порядок его осуществления регламентирован ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вышеназванным Положением о Министерстве юстиции РФ, Положением о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным Приказом министра юстиции РФ от 24 марта 1999 г. N 56 (в ред. Приказов Минюста РФ от 28 сентября 2000 г. N 281, 22 января 2001 г. N 15), положениями о территориальных органах управления уголовно - исполнительной системы по субъектам Российской Федерации, иными приказами Министерства юстиции РФ и начальника Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ.
Министерство юстиции РФ вправе осуществлять контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, не только через подчиненные ему центральный и территориальные органы управления уголовно - исполнительной системы, но и помимо них. Для этого приказами Министерства созданы федеральные управления юстиции в федеральных округах, в составе которых действуют отделы по контролю за исполнением законодательства учреждениями и органами уголовно - исполнительной системы, входящими в состав федеральных округов.
Главное управление исполнения наказаний также осуществляет контроль за деятельностью подчиненных учреждений как через свои территориальные органы управления, так и непосредственно. Помимо этого оно контролирует деятельность территориальных органов. В целях совершенствования этой работы приказом Министерства юстиции РФ созданы федеральные управления уголовно - исполнительной системы в федеральных округах, руководители которых по должности являются заместителями начальника Главного управления исполнения наказаний.
4. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания в отношении осужденных военнослужащих, осуществляется в соответствии со ст. 5 УИК РФ, действующим законодательством о военной службе и ведомственными нормативными правовыми актами. Согласно п. 10 разд. 1 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных Приказом министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 1), такой контроль в пределах своей компетенции осуществляют вышестоящие органы военного командования, военные суды и военные прокуратуры.
5. Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания, предусматривают оценку их деятельности в смысле соблюдения законности, прав и законных интересов осужденных, условий и порядка отбывания наказания, обеспечения безопасности осужденных и персонала уголовно - исполнительной системы, иных граждан, профилактики преступлений. На основании этого поощряются те, кто добился наибольших успехов, намечаются меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, их порождающих.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 21. Ведомственный контроль. За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Вернутся в раздел Комментарии к законам