2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско - оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно - туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
3. Использование учебно - туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Комментарий к статье 98
В статье дается понятие земель рекреационного назначения. Ими признаются земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, туристические базы, лесопарки, учебно - туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
Природные комплексы этих земель в значительной степени уже утратили признаки целостности естественных экологических систем. Однако их правовой режим построен на определенного рода запретах и ограничениях хозяйственной деятельности, что объединяет данную категорию земель с другими землями особо охраняемых территорий. На этих землях запрещается всякая деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Некоторые рекреационные объекты являются самостоятельными землепользователями - дома отдыха, турбазы, детские и спортивные лагеря и т.д. Другие находятся в составе основных землепользований - пригородные зеленые зоны, учебно - туристические тропы и трассы и т.д.
Земли рекреационного назначения выделяются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством этих субъектов.
Выделение земель, предназначенных для отдыха и туризма, производится по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено в статье, использование учебно - туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования (см. комментарий к ст. 23).
Кодекс рассматривает земли пригородных зеленых зон в качестве разновидности земель рекреационного назначения. Особенности правового режима пригородных зеленых зон, расположенных за пределами городской черты, обусловлены их непосредственной близостью к городу. В пригородную зеленую зону входят земли за пределами городской черты (часть земель пригородной зоны), занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно - гигиенические функции, и являющиеся местом отдыха населения. В составе зеленых зон могут выделяться лесопарковые защитные пояса.
Правовое регулирование использования и охраны земель, других природных ресурсов пригородных зеленых зон осуществляется кроме комментируемого Кодекса нормами экологического, градостроительного, лесного законодательства, законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии, актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 67 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно - гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими указанных функций.
Зеленые зоны являются частью пригородных зон городов, правовое регулирование которых предусмотрено в Градостроительном кодексе. Так, в статье 50 определено, что использование территории пригородной зоны города осуществляется с учетом интересов населения такого города и населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации (в том числе пригородной зоны), района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, разрабатываемых вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- и лесоустроительной документации.
В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий. Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Кодексом. Генеральные планы Москвы и Санкт - Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти этих городов.
Лесное законодательство относит леса зеленых зон поселений к первой группе лесов. В лесопарковых частях зеленых зон рубки главного пользования запрещены, допускаются только рубки промежуточного пользования (рубки ухода за лесом) и только прочие рубки (ст. 56, 114 ЛК РФ).
Правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов пригородных зеленых зон осуществляется также законодательными актами субъектов Федерации. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 727 "О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области" и Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 14 апреля 1998 г. N 307-25 "О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области" Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 18 мая 1999 г. N 439-40 был одобрен проект положения о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области и принято решение о внесении его в установленном порядке в Московскую областную Думу.
Проект положения разработан в целях восстановления и рационального использования природного и историко - культурного потенциала Московской области и регулирует отношения в области создания и развития системы пригородных зеленых зон Москвы и городов Московской области (далее - пригородные зеленые зоны), необходимых для обеспечения конституционного права населения Москвы и Московской области на благоприятную окружающую среду.
Пригородные зеленые зоны рассматриваются в проекте как целостная непрерывная система территорий Московской области, примыкающих к границам Москвы и городов и поселков Московской области, занятых лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями и выполняющих средозащитные (средообразующие), экологические, санитарно - защитные и рекреационные функции, с установленными режимами особого регулирования градостроительной деятельности и использования территории.
Согласно проекту положения формирование и развитие пригородных зеленых зон осуществляется на основании следующих принципов:
пригородные зеленые зоны являются предметом совместных интересов указанных субъектов по их созданию и развитию;
деятельность субъектов правоотношений по созданию и развитию пригородных зеленых зон должна осуществляться в режиме рационального использования природных ресурсов с учетом прав и законных интересов сторон.
Пригородные зеленые зоны Москвы и городов Московской области относятся к зонам особого регулирования градостроительной деятельности, где использование территории в целях обеспечения государственных, общественных и частных интересов осуществляется по специальным правилам.
Границы системы пригородных зеленых зон, направления и границы развития территорий, градостроительное и специальные виды зонирования определяются проектом планировки пригородных зеленых зон Москвы и городов Московской области, который утверждается Правительством Московской области. Разработка градостроительной и проектной документации, принятие решений органами государственной власти Московской области по пригородным зеленым зонам осуществляются с учетом мнения органов местного самоуправления.
Особому градостроительному регулированию при создании и развитии пригородных зеленых зон Москвы и городов Московской области подлежат:
земли лесного фонда Российской Федерации, а также участки леса, предоставленные гражданам и юридическим лицам, в том числе сельскохозяйственным предприятиям и организациям, в пользование;
часть земель водного фонда: занятые водоемами, болотами, земли, выделенные под охранные зоны (по берегам) водоемов, используемых для удовлетворения питьевых, оздоровительных нужд населения, природоохранных государственных и общественных потребностей, а также водоемы, водотоки, участки, занятые зелеными насаждениями;
земли госзапаса.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 98. Земли рекреационного назначения. 1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Вернутся в раздел Комментарии к законам