Комментарии к законам

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. 1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.



2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 81
Комментируемая статья и ст. 82 ЗК РФ определяют условия предоставления земельных участков соответствующим субъектам земельных отношений. Под предоставлением в данном случае следует понимать передачу земельных участков на основании прав, предусмотренных Земельным кодексом, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей установлено несколько отсылочных норм, общий смысл которых можно свести к тому, что предоставление земель конкретным землепользователям из числа основных субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, регулируется помимо Земельного кодекса (нормы по возникновении прав на земельные участки) еще и нормами законов, определяющих правовой статус данных субъектов.
Однако, следует заметить, до настоящего времени большая часть норм, регулирующих особенности предоставления земель указанным в статье субъектам, отсутствует. В стадии разработки находится закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Часть норм, закрепленных Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и определяющих порядок предоставления земель для ведения крестьянских хозяйств, признана не действующими. Ныне действующие нормы данного Закона определяют порядок приобретения земельного участка для ведения крестьянского хозяйства при выходе из хозяйства коллективного (колхоза), а также общие требования, предъявляемые к главе хозяйства. Так, согласно ст. 4 названного Закона право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. На основании Закона о крестьянском хозяйстве член колхоза или иной организации имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то иных участников. Крестьянскому хозяйству предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет аренды или покупки. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом и при согласии заявителя может состоять из приусадебного и производственного земельных участков. Участок выделяется по возможности ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза (совхоза).
Наиболее подробно урегулированы отношения по предоставлению земельных участков для ведения садоводства, животноводства и огородничества граждан. Так, в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в целях предоставления земельных участков в этом случае устанавливается зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно - экономических условий и из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно - транспортной инфраструктур, и где обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства), разрешенном использовании земельных участков (перечень ограничений, обременений и сервитутов), а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования).
Тем же Законом предусмотрен порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно установленным требованиям регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка может служить основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка.
Нормы предоставления земельных участков гражданам для целей, указанных в комментируемой статье, определяются на основании ст. 33 ЗК РФ (см. комментарий к ней).
При применении норм, установленных комментируемой статьей, следует иметь в виду, что согласно ст. 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до принятия закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки сельскохозяйственного назначения в любом случае не подлежат приватизации. Кроме того, той же статьей установлено, что до принятия указанного закона иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.




Вернутся в раздел Комментарии к законам