1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально - паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно - гигиенических и иных норм и требований.
3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно - гигиеническим и иным требованиям.
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Комментарий к статье 13
Для обеспечения охраны земель в комментируемом Кодексе предусмотрен комплекс мер, которые собственник земельных участков, землепользователь, землевладелец, арендатор обязаны проводить.
Особо ценные земли, обладающие высоким плодородием, экологически чистые земли, земли лесов первой категории составляют общественное достояние и подлежат особой охране. Поэтому в комментируемой норме на первом месте в качестве обязательного мероприятия по охране земель стоит требование сохранения почв и их плодородия.
В целях сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв, повышения интенсивности сельскохозяйственного производства Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 1992 г. N 879 утвердило Государственную комплексную программу повышения плодородия почв России <*>, которая направлена на реализацию следующих приоритетных направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих зонах.
--------------------------------
<*> Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации названной Программы продлен на 2001 г.
С принятием Программы кардинально меняются стратегия выбора направлений, планирование и организация проведения работ по улучшению земель. По-иному строятся принципы и порядок финансирования работ. Перестраивается инвестиционная политика - она должна обеспечить увеличение вложений в работу по осуществлению мер, имеющих долговременное значение для сохранения и повышения плодородия почв. Приоритетное значение приобретут наиболее эффективные виды работ. Земледелие переводится на почвозащитную основу.
Наиболее действенными рычагами в повышении плодородия почв являются ликвидация государственной монополии на землевладение, формирование предприятий нового типа, установление экономической ответственности и заинтересованности землевладельцев, землепользователей и собственников земли в рациональном использовании земель.
Изложенные в Государственной программе принципы и подходы реализуются через соответствующие республиканские, краевые, областные программы и программы автономных образований, в которых должен быть предусмотрен комплекс социально - экономических, организационно - хозяйственных мероприятий и производственных заданий с указанием ресурсов, исполнителей и сроков выполнения. Эти программы не должны противоречить научно обоснованным системам земледелия. Они будут осуществляться через внутрихозяйственное землеустройство.
Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв и интенсификации производства возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной системы земледелия. Поэтому в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях с учетом результатов проводимой земельной реформы, накопленных научных и практических знаний должны уточняться или разрабатываться вновь зональные (микрозональные) системы земледелия.
На современном этапе в целях сохранения и повышения плодородия почв, ресурсосбережения и охраны окружающей среды при любых формах собственности на землю и ведения хозяйства разрабатываются ландшафтные системы земледелия.
Центральное место в этих системах отводится наиболее рациональному сочетанию сельскохозяйственных и других угодий на основе научно обоснованных нормативов по каждой природной зоне. Учитывая, что практически все почвы могут подвергаться деградации, системы земледелия должны быть почвозащитными.
В районах с сильно расчлененным рельефом и активным проявлением водной эрозии разрабатываются системы контурно - мелиоративного земледелия.
На дефляционно - опасных землях применяются системы земледелия с использованием безотвальных обработок почв с сохранением стерни и других пожнивных остатков.
С проведением земельной реформы изменяется в целом методология разработки систем земледелия и формирования устойчивых культурных ландшафтов. На основе рационального использования почвенно - климатических ресурсов и средств интенсификации земледелия обеспечиваются строго дифференцированный, нормативный, экономический и экологический подходы, учитывающие интересы землевладельца, землепользователя и собственника земли.
Главным вопросом применения системы земледелия является обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв. Необходимо предусмотреть мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий на почву, комплекс мер по оптимизации внутрипочвенных процессов, способствующих повышению почвенного плодородия и продуктивности растений, продолжить совершенствование зональных научно обоснованных систем земледелия. Провести уточнение существующих систем, а где они отсутствуют - проектирование и введение севооборотов, обеспечивающих повышение плодородия почв.
Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями и собственниками земли мероприятий по повышению плодородия почв, предусмотренных в республиканских, краевых, областных программах, программах автономных образований, осуществляется через разработку и выполнение проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, содержащих следующие мероприятия по рациональному использованию и охране земель:
защита почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, переуплотнения и других неблагоприятных процессов;
предотвращение зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем;
предотвращение загрязнений почв ядохимикатами, другими вредными веществами, сточными водами;
обоснование размещения и установление границ территорий с особыми режимами пользования землями (природоохранными, оздоровительными, рекреационными, историко - культурными и др.).
Государство оказывает экономическую поддержку и стимулирует землепользователей в выполнении почвоулучшающих мероприятий путем финансирования разработок проектов внутрихозяйственного землеустройства с определением мер по рациональному использованию и охране земель и повышению плодородия почв. Местные органы Госкомзема России при Правительстве РФ определяют степень их участия в реализации проектов землеустройства и осуществляют контроль за рациональным и эффективным использованием земель.
При подтверждении местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству участия землепользователей в выполнении мероприятий по охране земель и повышению плодородия почв государством производится полная или частичная компенсация произведенных ими затрат.
Контроль за выполнением Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России осуществляют Минсельхозпрод России, Госкомзем России <*>, Минприроды России, Госкомсанэпиднадзор России <**>, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований. Деятельность перечисленных органов, на которых возложен госземконтроль, строится в соответствии с земельным законодательством и Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1992 г. N 594.
Постановление Правительства РФ от 17.08.1992 N 594 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.1993 N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации". --------------------------------
<*> Согласно Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2168) Государственный комитет РФ по земельной политике упразднен. Часть его функций передана Минимуществу России и вновь образованной службе Росземкадастру.
<**> Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4082) Госсанэпиднадзор России упразднен, его функции переданы Минздраву России (п. "в").
Агрохимическая служба Минсельхозпрода России осуществляет агрохимический контроль за состоянием почвенного плодородия, включающий контроль за соблюдением регламентов при хранении, транспортировке и внесении удобрений; надзор за остаточным количеством ядохимикатов, тяжелых металлов и радионуклидов в почве, кормах, сельскохозяйственной продукции с выдачей сертификатов и рекомендаций по использованию растениеводческой продукции, за проведением агрохимического мониторинга земель, а также контроль за формированием банка агрохимических данных и картографирование загрязненности почв.
Предусматривается ежегодно проводить почвенно - агрохимические, токсикологические и радиологические обследования, осуществлять пятилетний цикл агрохимического контроля за динамикой почвенного плодородия, а в условиях орошения - трехлетний цикл с выдачей землепользователям сертификатов по рациональному использованию удобрений и средств защиты растений.
Основой осуществления аграрной реформы, выполнения государственных программ увеличения производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо провести комплекс мероприятий, включающий выполнение агротехнических, мелиоративных, культуртехнических, агрохимических работ, защиту почв от эрозии.
В целях установления правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами и пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности был принят Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399). Предметом правового регулирования данного Закона являются среди прочих деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Закону собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого - токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Закон определяет основные направления государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
разработка законов и иных нормативных правовых актов и контроль за соблюдением указанных актов;
осуществление инвестиционной политики в данной области;
государственное управление в указанной области.
Меры по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения включают:
разработку и реализацию федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующих региональных целевых программ;
проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия таких земель;
разработку стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов;
разработку планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
разработку планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;
финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
финансирование научно - исследовательских работ в означенной области;
контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними;
сертификацию почв;
лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию;
государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы в данной области. При этом федеральные программы формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а региональные разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения ведется государственный учет показателей состояния плодородия таких земель. Данный учет включает сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого - токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. N 154 были утверждены Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 963), которыми определен порядок означенного учета.
Учет показателей плодородия земель проводится в целях:
- формирования полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- выявления и предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения;
- выявления резервов обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства;
- информационного обеспечения государственного земельного кадастра.
Государственный учет показателей плодородия ведет Минсельхоз России на основе данных, полученных при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого - токсикологических обследований земель сельскохозяйственного назначения. В учетные данные включаются также показатели обследований таких земель, проводимых Росземкадастром. При этом указанный учет ведется раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения).
Перечень показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, периодичность их уточнения, а также формы соответствующих учетных документов утверждает Минсельхоз России по согласованию с Росземкадастром и МПР России. Формы федерального государственного статистического наблюдения за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждает Госкомстат России по представлению Минсельхоз России и Росземкадастра.
Порядок организации учета показателей плодородия определяет Минсельхоз России по согласованию с Росземкадастром. Данные учета показателей плодородия подлежат включению в государственный земельный кадастр. Информация о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения открыта и общедоступна. Условия предоставления этой информации собственникам, владельцам, пользователям земельных участков и другим потребителям определяет Минсельхоз России по согласованию с Минфином России и Минсвязи России. Потребители указанной информации при ее использовании, в том числе при создании на ее основе производных данных, обязаны указать источник информации.
Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено агрохимическое обслуживание, которое предоставляется организациями независимо от их организационно - правовых форм, осуществляющими деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в той же области.
К основным задачам агрохимического обслуживания относится проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого - токсикологических обследований и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения; проведение мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе консервации сильноэродированных земель; обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями; предоставление собственникам, владельцам, пользователям, в том числе арендаторам, земельных участков техники для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Без государственной поддержки мероприятия по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения были бы неэффективными. Она направлена в основном на:
стимулирование инвестиционной деятельности по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
развитие инфраструктуры государственной агрохимической службы;
организацию научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
утверждение государственных заказчиков производства агрохимикатов и пестицидов, добычи торфа, производства продуктов его переработки, а также создания и производства оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Финансирование деятельности в рассматриваемой области может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также кредитов кредитных организаций и иных не запрещенных законом источников.
Подпункт 2 п. 1 комментируемой статьи определяет мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, в результате которых происходит деградация земель. Деградация земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, загрязнение почв означает ухудшение их свойств в результате природного и антропогенного воздействий, наличие в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.
Следствием деградации земель является эрозия. Она выражается в разрушении почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала. В крайних случаях проявления эрозионные процессы приводят к формированию останцового рельефа полностью разрушенных земель. Эрозия почвы ведет к истощению пашни, загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на больших территориях. Различают водную и ветровую эрозию.
Водная эрозия - разрушение почвенного покрова под действием поверхностных водных потоков - проявляется в плоскостной и линейной формах. Плоскостная эрозия почвы проявляется в виде смытости поверхностных горизонтов почв. Линейная представляет собой размыв почв и подстилающих пород, проявляющихся в виде формирования различного рода промоин и оврагов. Ветровая эрозия - это захват и перенос части поверхностных слоев почв ветровыми потоками, приводящие к разрушению почвенного покрова <*>.
--------------------------------
<*> Экология. Юридический энциклопедический словарь. М.: Норма, 2000. С. 412.
Эрозия почв - наиболее негативный процесс, вызывающий деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящий невосполнимый ущерб земельным ресурсам, окружающей среде, народному хозяйству.
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно - хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях Государственная комплексная программа повышения плодородия почв предполагает:
развивать контурно - мелиоративное и ландшафтное земледелие с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнением комплекса гидротехнических, лесо - лугомелиоративных, противоэрозионных мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено в первую очередь на землях с крутизной склонов более 2 градусов;
применительно к природным зонам ввести нормативные ограничения на размещение пропашных культур на склоновых землях, провести залужение 1,3 млн. га пашни, подверженной эрозии в сильной степени, и посевы многолетних трав на 3,4 млн. га пашни внесевооборотных участков, подверженной эрозии в средней степени;
применить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрить безотвальную обработку почвы с учетом почвенно - климатических условий конкретных регионов. Довести до оптимальных объемов (площади) применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая щелевание почв, полосное размещение сельскохозяйственных культур, создание кулис, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;
осуществить меры по предотвращению переуплотнения почв путем создания и применения сельскохозяйственной техники, отвечающей современным требованиям сельскохозяйственного производства. Освоить технологические приемы снижения и отрицательного воздействия технических средств на почву: совмещение операций, применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почвы, перегрузочные и перевалочные процессы на уборке, при перевозке урожая и других грузов, внесение в почву высоких доз органических удобрений, соломы, сидератов, разуплотнение почв глубоким рыхлением.
Большое значение в борьбе с эрозией имеют защитные лесные насаждения. В соответствии с требованиями генеральных схем противоэрозионных мероприятий республик в составе Российской Федерации, краев и областей и генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ <*> на землях сельскохозяйственных предприятий необходимо иметь 5,4 млн. га защитных лесных насаждений, из них полезащитных лесных полос - 2,2 млн. га.
--------------------------------
<*> Упорядочению использования Черных земель и Кизлярских пастбищ посвящено Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1220.
Для получения максимального эффекта от защитного лесоразведения в Государственной комплексной программе предусмотрены увеличение площади лесных насаждений более чем на 300 тыс. га, реконструкция и ремонт ранее созданных полезащитных лесных полос на площади более 10 тыс. га и проведение рубок ухода в них на площади порядка 300 тыс. га.
В течение двух лет планируется провести инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственных предприятий и организаций. На основе полученных материалов будут разработаны и осуществлены в 1994 - 2005 гг. меры, направленные на своевременное проектирование, агролесомелиоративное устройство лесонасаждений, повышение их эффективности.
Генеральным заказчиком на проектирование и создание всех защитных лесных насаждений выступает Минсельхоз России, а выполнение работ по посадке и выращиванию этих насаждений возложено на предприятия Федеральной службы лесного хозяйства России.
Помимо Государственной комплексной программы отношения, связанные с защитой почв от эрозии, урегулированы Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 апреля 1978 г. N 195 "О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий, других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов" (СП РСФСР. 1978. N 10. Ст. 70). Данным Постановлением за соответствующими отраслевыми министерствами закреплена обязанность разрабатывать на основе материалов обследований и проводить неотложные мероприятия по защите населенных пунктов, мест отдыха трудящихся, предприятий, других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов; осуществлять разработку комплексных схем такой защиты; на основе дополнительных материалов наблюдений и исследований вносить необходимые уточнения в предусматриваемые комплексными схемами перечни населенных пунктов, мест отдыха трудящихся, предприятий, других объектов и земель, которым угрожает опасность проявления селей, снежных лавин, оползней и обвалов и в районах которых необходимо проведение профилактических мероприятий.
Вопросам защиты земель от эрозии посвящено Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июля 1967 г. N 503 "О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии в РСФСР", которое применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Постановлением определены полномочия органов исполнительной власти в проведении мероприятий по борьбе с эрозией почвы.
Химические и иные вредные вещества причиняют значительный вред плодородию земель, в первую очередь сельскохозяйственным землям. Законодательство требует от землевладельцев, собственников, землепользователей, арендаторов следить и не допускать нежелательных концентраций в почве вредных веществ (пестицидов, удобрений). Утверждены списки веществ, которые применять запрещено. Разрешенные к применению химические вещества при соблюдении правил и норм, порядка транспортировки, хранения и использования приносят земле минимальный вред. Для сельского хозяйства действует специальный, ежегодно обновляемый Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве. Еще одна группа вредных веществ - бактериальные и паразитарно - бактериальные вещества. Их применение в оговоренных случаях одобряется Минздравом России. Это связано прежде всего с тем, что данные вещества затрагивают не только качество почв, но и здоровье населения.
Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.
Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения.
Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Государственное управление в означенной области осуществляет Правительство РФ непосредственно или через специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, деятельность которых регулируется соответствующими положениями, утверждаемыми Правительством РФ.
Организация регистрационных испытаний и государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов возложена на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ, проводит указанную регистрацию на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности их негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду. В остальных случаях такая регистрация осуществляется на срок десять лет;
устанавливает порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов;
выдает гражданину или юридическому лицу по своему решению регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, форма которого устанавливается тем же органом исполнительной власти;
ведет Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
При разработке новых пестицидов и агрохимикатов должны применяться условия труда, способы охраны здоровья людей, окружающей природной среды и методы контроля в этой области, которые полностью исключают или снижают до минимума опасность негативного их воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду.
Разработчик обязан провести исследования полученных пестицидов или агрохимикатов по выявлению их токсикологических свойств, влияния на окружающую природную среду для обеспечения мер по безопасному обращению с ними.
Закон закрепляет правила хранения, транспортировки пестицидов и агрохимикатов, а также порядок обезвреживания, утилизации, уничтожения и захоронения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.
Поскольку агрохимикаты и пестициды представляют реальную опасность для жизни и здоровья населения, оказывают существенное воздействие на состояние окружающей природной среды, отношения по использованию химических и экологически опасных веществ урегулированы в Уголовном кодексе. Ряд статей устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил хранения, транспортировки пестицидов и агрохимикатов, а также порядок обезвреживания, утилизации, уничтожения и захоронения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов и других экологических опасных веществ.
Статья 247 УК РФ устанавливает, что производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 упомянутой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Статья 248 УК РФ определяет ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Нарушение этих правил, если оно повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В статье 249 УК РФ за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, субъект ответственности наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Нарушение правил хранения, перевозки и применения пестицидов влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 10 МРОТ и наложение штрафа на должностных лиц - от 3 до 20 МРОТ.
Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства, признаются отходами. К биогенным отходам относятся трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно - санитарной экспертизы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Все эти отходы оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, и в первую очередь на состояние и качество земель. В комментируемой норме Земельного кодекса предусмотрена обязанность собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления земель.
Проблема предотвращения образования отходов и ликвидация уже имеющихся загрязнений и захламлений для современного общества - наиболее актуальна. Расширение границ антропогенного воздействия на окружающую среду и активное использование природных ресурсов определяет задачу охраны земель от загрязнения и захламления отходами как приоритетную. Эффективному решению данной задачи способствует обширная законодательная база, регулирующая отношения по предотвращению и ликвидации последствий образования отходов.
Первым в этом ряду стоит Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В нем сформулированы основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Это охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование новейших научно - технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и др.
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования такой деятельности является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды. Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 556 было утверждено Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.
При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные федеральным законодательством в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных в соответствии с их компетенцией специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники таких объектов, а также лица, во владении или в пользовании которых они находятся, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Собственники объектов размещения отходов и лица, во владении или в пользовании которых находятся такие объекты, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном федеральным законодательством.
Закон "Об отходах производства и потребления" запрещает захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Помимо этого запрещено захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания и безопасности ведения работ.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.
Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт, и их транспортировка может осуществляться только при наличии такого паспорта. Помимо этого перевозка таких отходов должна проводиться только в специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средствах, с соблюдением определенных требований безопасности, а также при наличии документации для транспортировки и передачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения транспортирования опасных отходов.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение <*>.
--------------------------------
<*> Госкомэкологией России 29 апреля 1999 г. были утверждены Методические рекомендации по оформлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ, которое Постановлением от 16 июня 2000 г. N 461 разработало Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2772).
Законом предусматривается ведение государственного кадастра отходов, куда входят федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов <*>.
--------------------------------
<*> См. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" // СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4476.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения по охране земель от захламления, загрязнения отходами производства и биогенного загрязнения регулируются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 (СА РФ. 1992. N 6. Ст. 330). В этом же Постановлении определен порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2772) утратил силу в части разработки и утверждения лимитов на размещение отходов.
Правила дают определение нормативу образования отходов и лимитам на размещение отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Лимиты на размещение отходов горнодобывающих и горноперерабатывающих производств, а также на размещение отходов в недрах утверждаются территориальными органами МПР России при выдаче лицензии на пользование недрами.
Лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - пользователей недр, имеющих лицензии на пользование недрами, утверждаются территориальными органами МПР России по согласованию с территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России.
Горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом в лимиты на размещение отходов не включаются.
При изменении горно - геологических условий и технологии ведения работ нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов горнодобывающих и горно - перерабатывающих производств могут устанавливаться по согласованию с территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России.
Для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы МПР России документы, названные в Правилах.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - пользователей недр устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.
Во исполнение Постановления N 545 Правительства РФ Госкомэкологией России 29 апреля 1999 г. были разработаны Методические рекомендации по оформлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.
Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий проводится мелиорация земель. Пункт 5 комментируемой нормы обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов проводить определенные мероприятия с целью сохранения достигнутого уровня мелиорации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по осуществлению мелиорации земель, является Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142). В области мелиорации земель урегулированы отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции.
Отношения, возникающие в процессе проведения мелиоративных мероприятий на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются данным Законом в той мере, в какой это не противоречит федеральному лесному и земельному законодательству. Отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, также регулируются законом в соответствии с федеральным земельным, водным, лесным законодательством и законодательством об охране окружающей природной среды.
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация.
Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Она направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:
противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;
полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;
пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Культуртехническая мелиорация заключается в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип подразделяется на следующие виды мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.
Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Она включает известкование, фосфоритование и гипсование почв.
Государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации и специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель.
Специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель состоят из специально уполномоченного федерального органа и его территориальных органов, а также соответствующих органов субъектов Российской Федерации <*>. Эти органы образуют единую систему органов исполнительной власти, которая обеспечивает осуществление комплекса мелиоративных мероприятий и контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель.
--------------------------------
<*> Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 565 (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1956) Минсельхоз России определено уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель.
В собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц могут находиться мелиоративные системы как общего пользования, так и индивидуального и отдельно расположенные гидротехнические сооружения. Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. При проведении паспортизации на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения.
Мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и дается их оценка.
Деятельность граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Во исполнение данной нормы Правительство РФ Постановлением от 13 сентября 1996 г. N 1093 утвердило Положение о лицензировании деятельности в области мелиорации земель (СЗ РФ. 1996. N 38. Ст. 4441).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством, проводится государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия такой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.
Государственная экологическая экспертиза в области мелиорации земель проводится в соответствии с федеральным законодательством об охране окружающей природной среды и об экологической экспертизе.
Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико - экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством.
Мелиорация земель проводится гражданами (физическими лицами) и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются на основании полученных в соответствии с водным законодательством Российской Федерации лицензий на водопользование и заключенных в соответствии с ними договоров пользования водными объектами.
Земельные участки, отнесенные в установленном порядке к мелиорируемым землям, предоставляются и изымаются для проведения мелиоративных мероприятий. Земельные участки, граничащие с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута).
Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством, по согласованию со специально уполномоченными государственным органом охраны окружающей природной среды, государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом управления земельными ресурсами и землеустройством, органом управления лесным хозяйством и другими заинтересованными государственными органами.
Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений организуют в отношении:
государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений - специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель;
мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления;
мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц, - их собственники, владельцы и пользователи.
Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений обязательны для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель.
Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель.
Мелиоративные мероприятия не должны приводить к ухудшению состояния окружающей природной среды. Такие мероприятия проводятся с соблюдением требований федерального земельного, водного, лесного законодательства и законодательства об охране окружающей природной среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать плодородие почв, своевременно вовлекать земли в хозяйственный оборот. Не всегда понятно значение слова "рекультивация". Рекультивация - слово, образованное от двух латинских слов: re, что означает обратно, назад, снова, и kultus - культивировать (обрабатывать, возделывать, развивать). Однако у этого понятия более широкий смысл. Рекультивация - это комплекс мероприятий по восстановлению плодородия почвы, возвращению народному хозяйству участков земли, нарушенных горными, строительными и другими работами.
Рекультивация является составной частью мероприятий по охране природы в целом, и в частности по нейтрализации разрушительных воздействий промышленности на окружающий ландшафт. Ее решение имеет большое социальное, экономическое и экологическое значение.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно - изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Наибольшим разрушениям земная поверхность подвергается при проведении геологоразведочных и геологодобывающих работ. При разработке полезных ископаемых уничтожается не только почвенный слой, но и весь исторически сложившийся природный комплекс. Повреждается верхняя часть геологического фундамента (на глубину разработки), а также поверхностный и подземный естественный сток. На поверхность извлекаются коренные породы, многие из которых фитотоксичны. В результате нарушения равновесия природных условий появляются такие комплексы, которые лишены возможности создавать биологическую массу и не имеют никакой хозяйственной ценности. Такие земли наносят существенный ущерб окружающей природной среде.
На территории, где производилась добыча полезных ископаемых открытым способом, т.е. непосредственно с поверхности земли, образуются так называемые терриконы - горы отработанной породы, отвалы вскрышных пород. В большинстве случаев эта территория представляет собой безжизненную картину. Примером могут служить терриконы, образовавшиеся вследствие добычи угля на Кузбассе, в Донецкой, Кемеровской и других областях. При подземной разработке полезных ископаемых почвенный покров не нарушается, однако изменяется рельеф. Например, в Тульской области поля с ровным рельефом и черноземными почвами после добычи полезных ископаемых приобрели грядовой рельеф, местами образовались провалы поверхности.
Техногенные рельефы в большинстве случаев нарушают экологическое равновесие в природе, ухудшают качество окружающей среды в регионе. Такие рельефы требуют проведения на них рекультивационных работ.
Под рекультивацией земель, нарушенных в процессе недропользования, подразумевается комплекс горнотехнических, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесохозяйст
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 13. Содержание охраны земель. 1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
Вернутся в раздел Комментарии к законам